ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№3 2019 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Прозрение души Литературный этюд

Василия Сурикова без преувеличения можно назвать летописцем России: его исторические полотна поражают масштабностью, обилием людских судеб и заставляют задумываться о прошлом. В каждом лице мы видим личность, несущую на себе тяжелый жизненный крест, символизирующую неисчерпаемые силы русского народа. Его старание, трепетно-ответственное отношение к деталям и, в некотором роде, бунтарство всегда отличали творчество от стандартов. Оно влекло за собой стремление к свободе, откуда появлялась твердая вера в свою правоту.

Счастье творца всегда питалось счастьем семейным. Жена являлась для Сурикова, в первую очередь, музой, которая вдохновляла его на новые творческие подвиги и идеи. Но, как нам известно, все хорошее когда-то заканчивается. Так произошло и с Василием Суриковым. Его источник творчества и хранитель очага стал заметно угасать, а вскоре и вовсе затих.

Смерть любимой жены ввела великого живописца в растерянность и беспомощность, из которых он долго не мог выйти. Это событие ослепило его разум и душу. Он не мог представить свою жизнь в дальнейшем. Казалось бы, все уже потеряно и жизнь не имеет смысла… Но вдруг появляется то, что утешает его невзгоды, что дает ему новый глоток жизни и открывает ему глаза – это была вера в Бога. Несмотря на огромные утраты, он получает нечто большее, нечто, что вдохновляет его на новые работы. О духовной эволюции художника нам рассказывает картина «Исцеление слепорожденного». В образе незрячего художник изображает самого себя, дабы показать всю боль своей утраты и беспомощность в этой ситуации. Сколько тревоги, смятения и надежды мы можем заметить в его глазах, вглядываясь в эту картину. Как неуверенно тянется его рука, как напряжено застывшее в ожидании тело, освещенное Божественным светом. Господь идет ему навстречу, обнимает Василия и принимает его дрожащую руку, показывая, что Он здесь, Он рядом.

Эта картина вызывает у меня чувство тревоги и спокойствия одновременно. Я очень переживал за то, что чувствует сейчас немолодой человек. Для него это очень важный и трудный шаг. Только представьте: практически всю жизнь проживать, не зная Бога, не зная о Его доброте и милости. Все грехи, которые были совершены, остаются у вас в памяти, и, казалось бы, ты с этим хорошо живешь, не замечая проблем и препятствий. Но это не так. Без Бога наш жизненный путь на земле не имеет смысла, не имеет четких границ, которые Господь установил в природе души человека. Мы не понимаем, какую боль причинили своим близким и своему Отцу Всевышнему. Без покаяния мы теряем связь с Богом и попадаем в сети к дьяволу, к духу противления. Мы не осознаем, как важно для нас каяться, как важно отдать себя в руце Божии и уповать на Его милость. Обретая Бога, мы обретаем все, что мы не видели раньше потому, что были слепы к поистине важным вещам, а переживали за мирские бренные вещи.

Размышляя об этом, я возвращаюсь к картине и замечаю, что выполнена она в мрачных и холодных тонах, нет ничего, что может отвлечь внимание от созерцания и раздумий. Останавливаю свой взгляд на лице Иисуса Христа. Его глаза наполнены спокойствием и умиротворением, чувствуется тепло и любовь, которые исходят от Него и через картину проникают глубоко в душу, пробуждая ее ото сна. Становится сразу понятно, что Христос и есть любовь, что Он отдал Самого Себя нам на кресте. Что Бог всегда ждет нас и примет нас такими, какие мы есть… Стоящие вокруг со вниманием и трепетом наблюдают за происходящим. Наверняка, они чувствуют то же, что и я: надежду, робость, удивление, радость. А лик женщины, словно парящей за Христом?! Она с изумлением смотрит на чудо, происходящее с ее мужем. Да, это она – Лилинька – так называл ее Василий Суриков. Черты Елизаветы Августовны сложно разглядеть, они размыты, почти бестелесны. Но ее глаза светятся, в них разлиты спокойствие и радость. Елизавета спокойна: ее супруг наконец обретает истинный свет для своей души, он не будет больше тревожиться и искать себя. Он это сделал, он смог прийти к покаянию и к нашему с вами Творцу. И теперь Василий может с облегчением отпустить свою любимую жену, чтя память ее и постоянно молясь за спасение ее души. Картина «Исцеление слепорожденного» рождает твердую веру в то, что Бог рядом, Он всегда находится с тобой. И когда мы тонем в грехах, Господь протягивает нам руку, чтобы спасти нас. Но, к сожалению, не все принимают ее. Кто-то из-за своей гордости считает, что он всего добьется сам и никто ему не нужен. Что все, что у него есть, – это его личные достижения, и никто ему в этом не помогал. А нет, все наоборот. Господь всегда помогает человеку в трудную минуту. Господь дает все, что просит у него человек. Главное – надо понимать, что и свои усилия прилагать нужно. Недаром говорят: «На Бога надейся, а сам не плошай». Разные пути ведут нас к прозрению, исцелению и обретению веры, пониманию, что нет ничего важнее Бога. Все, о чем мы привыкли заботиться, к чему часто стремимся и чего так страстно хотим, когда-то перестанет существовать… А жизнь нашей души – вечна, и нужно как можно чаще думать о ее спасении, чтобы попасть в Царство Небесное и навсегда воссоединиться с нашим Отцом и Богом. Вот такие мысли навеяны картиной летописца-историка, художника-творца, человека, обретшего веру, – Василия Сурикова.


Юрий Иванов,
Тобольская православная
гимназия, 11 кл.

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.