Василия Сурикова без преувеличения
можно назвать летописцем России: его исторические полотна поражают масштабностью,
обилием людских судеб и заставляют задумываться о прошлом. В каждом лице мы видим
личность, несущую на себе тяжелый жизненный
крест, символизирующую неисчерпаемые силы
русского народа. Его старание, трепетно-ответственное отношение к деталям и, в некотором
роде, бунтарство всегда отличали творчество от
стандартов. Оно влекло за собой стремление
к свободе, откуда появлялась твердая вера в
свою правоту.
Счастье творца всегда питалось счастьем
семейным. Жена являлась
для Сурикова, в первую
очередь, музой, которая
вдохновляла его на новые
творческие подвиги и идеи.
Но, как нам известно, все
хорошее когда-то заканчивается. Так произошло и с
Василием Суриковым. Его
источник творчества и хранитель очага стал заметно
угасать, а вскоре и вовсе
затих.
Смерть любимой жены
ввела великого живописца в
растерянность и беспомощность, из которых он долго
не мог выйти. Это событие
ослепило его разум и душу.
Он не мог представить свою
жизнь в дальнейшем. Казалось бы, все уже потеряно и
жизнь не имеет смысла… Но вдруг появляется
то, что утешает его невзгоды, что дает ему
новый глоток жизни и открывает ему глаза –
это была вера в Бога. Несмотря на огромные
утраты, он получает нечто большее, нечто, что
вдохновляет его на новые работы.
О духовной эволюции художника нам рассказывает картина «Исцеление слепорожденного». В образе незрячего художник изображает
самого себя, дабы показать всю боль своей
утраты и беспомощность в этой ситуации.
Сколько тревоги, смятения и надежды мы
можем заметить в его глазах, вглядываясь в
эту картину. Как неуверенно тянется его рука,
как напряжено застывшее в ожидании тело,
освещенное Божественным светом. Господь
идет ему навстречу, обнимает Василия и принимает его дрожащую руку, показывая, что Он
здесь, Он рядом.
Эта картина вызывает у меня чувство
тревоги и спокойствия одновременно. Я очень
переживал за то, что чувствует сейчас немолодой человек. Для него это очень важный и
трудный шаг. Только представьте: практически
всю жизнь проживать, не зная Бога, не зная
о Его доброте и милости. Все грехи, которые
были совершены, остаются у вас в памяти,
и, казалось бы, ты с этим хорошо живешь,
не замечая проблем и препятствий. Но это
не так. Без Бога наш жизненный путь на
земле не имеет смысла, не имеет четких
границ, которые Господь установил в природе
души человека. Мы не понимаем, какую боль
причинили своим близким и своему Отцу
Всевышнему. Без покаяния мы теряем связь
с Богом и попадаем в сети к дьяволу, к духу
противления. Мы не осознаем, как важно для
нас каяться, как важно отдать себя в руце
Божии и уповать на Его милость. Обретая
Бога, мы обретаем все, что мы не видели
раньше потому, что были слепы к поистине
важным вещам, а переживали за мирские
бренные вещи.
Размышляя об этом, я возвращаюсь к
картине и замечаю, что выполнена она в мрачных и холодных тонах, нет ничего, что может
отвлечь внимание от созерцания и раздумий.
Останавливаю свой взгляд на лице Иисуса
Христа. Его глаза наполнены спокойствием и
умиротворением, чувствуется тепло и любовь,
которые исходят от Него и через картину проникают глубоко в душу, пробуждая ее ото сна.
Становится сразу понятно, что Христос и есть
любовь, что Он отдал Самого
Себя нам на кресте. Что Бог
всегда ждет нас и примет
нас такими, какие мы есть…
Стоящие вокруг со вниманием и трепетом наблюдают за происходящим.
Наверняка, они чувствуют
то же, что и я: надежду, робость, удивление, радость.
А лик женщины, словно
парящей за Христом?! Она
с изумлением смотрит на
чудо, происходящее с ее
мужем. Да, это она – Лилинька – так называл ее
Василий Суриков. Черты Елизаветы Августовны
сложно разглядеть, они
размыты, почти бестелесны. Но ее глаза светятся,
в них разлиты спокойствие
и радость. Елизавета спокойна: ее супруг
наконец обретает истинный свет для своей
души, он не будет больше тревожиться и
искать себя. Он это сделал, он смог прийти
к покаянию и к нашему с вами Творцу. И
теперь Василий может с облегчением отпустить свою любимую жену, чтя память ее
и постоянно молясь за спасение ее души.
Картина «Исцеление слепорожденного»
рождает твердую веру в то, что Бог рядом, Он
всегда находится с тобой. И когда мы тонем в
грехах, Господь протягивает нам руку, чтобы
спасти нас. Но, к сожалению, не все принимают ее. Кто-то из-за своей гордости считает, что
он всего добьется сам и никто ему не нужен.
Что все, что у него есть, – это его личные
достижения, и никто ему в этом не помогал.
А нет, все наоборот. Господь всегда помогает
человеку в трудную минуту. Господь дает все,
что просит у него человек. Главное – надо
понимать, что и свои усилия прилагать нужно.
Недаром говорят: «На Бога надейся, а сам не
плошай». Разные пути ведут нас к прозрению,
исцелению и обретению веры, пониманию, что
нет ничего важнее Бога. Все, о чем мы привыкли заботиться, к чему часто стремимся и
чего так страстно хотим, когда-то перестанет
существовать… А жизнь нашей души – вечна, и
нужно как можно чаще думать о ее спасении,
чтобы попасть в Царство Небесное и навсегда
воссоединиться с нашим Отцом и Богом.
Вот такие мысли навеяны картиной летописца-историка, художника-творца, человека,
обретшего веру, – Василия Сурикова.
Юрий Иванов,
Тобольская православная
гимназия, 11 кл.
|