Великий пост – самое лучшее время года. И если кто-то считает, что его наступление cвязано
только со всевозможными ограничениями и запретами, то глубоко ошибается. Ведь Великий пост –
это путешествие, паломничество к великой пасхальной радости, а какая дорога без трудностей?
Подобно всякому путешествию, пасхальное паломничество готовит много интересных
встреч и событий. А тяготы и скорби, которые
встретятся в пути, будут растворяться в радости нашего восхождения. Миллионы верующих
во всем мире отправятся в это путешествие,
которое приведет их к светлому торжеству Христова Воскресения.
Расцвести душой, принести Господу душистые цветы христианских
добродетелей – вот цель духовного
паломничества. Именно поэтому
Церковь в своих гимнах называет
Великий пост духовной весной.
В первые четыре дня Великого
поста главное событие для православных – чтение в церкви Великого покаянного канона преподобного
Андрея Критского, когда при свете
свечей в полумраке православного
храма зазвучат слова глубокого покаянного плача и трогательной мольбы
пред Богом о прощении.
Покаяние – основной мотив Великого
поста, главное дело на пути к празднику.
К этому побуждает нас Церковь с первых
дней великопостного богослужения.
В субботу первой седмицы мы чтим
память великомученика Феодора Тирона,
который помог византийским христианам
сохранить пост, повелев вместо оскверненных идоложертвенной кровью продуктов
питаться коливом (отваренная пшеница с медом).
Первое воскресенье (Неделя)
Великого поста – Торжество Православия. Именно на этот день в 842 г.
пришлось церковное празднество,
установленное византийской царицей
Феодорой в честь восстановления почитания святых икон. Это торжество
победы Истины над ложью, а также
напоминание нам о том, что каждый
человек является образом Бога. И
чтобы этот образ проявился в нас
во всей полноте, мы должны очищать
себя от грехов.
Восходя все выше на пути к Воскресению, мы не забываем и о наших
усопших братьях и сестрах. Молиться
об их упокоении Церковь будет три субботы
подряд – вторую, третью и четвертую. Эта
молитва – свидетельство нашей любви
к
ближним, ведь после смерти они не исчезают, а мы не вычеркиваем их из нашей
жизни. Любовь вечна!
Во второе воскресенье Великого поста
мы узнаем о тайне Божественного света,
озаряющего святых, которые очистились
молитвой и постом. О нем в XIV веке учил
святитель Григорий Палама, почитаемый в
этот день. Это свет Преображения – свет
славы жизни «будущего века».
Две седмицы позади. И с этой высоты
нам уже виден Крест Христов, без которого
невозможно Воскресение. Поэтому третья
Неделя – Крестопоклонная. На середину
храма выносится Святой Крест, мы поклоняемся и чтим орудие нашего спасения.
Четвертое воскресенье – память преподобного Иоанна Лествичника, учителя
духовного восхождения и автора знаменитой «Лествицы» – руководства в борьбе со
страстями и приобретении добродетелей.
В четверг на пятой седмице полностью
читается канон преподобного Андрея Критского, совершается так называемое «великое стояние» или «стояние святой Марии
Египетской» (сама служба в большинстве
храмов состоится в среду вечером). Во
время этого богослужения читают житие
преподобной Марии Египетской, многие
столетия являющее пример глубочайшего
покаяния, возможности изменения жизни
коренным образом.
В субботу пятой седмицы совершается
особый праздник в честь Божией Матери
– «Похвала Пресвятой Богородицы» – с
чтением акафиста.
Пятое воскресенье Великого поста –
день памяти преподобной Марии Египетской,
прославление Божия милосердия.
Суббота шестой седмицы – Лазарева,
воспоминание о воскрешении Иисусом Христом Лазаря Четверодневного, в котором
мы видим преддверие Воскресения Христа.
Шестое воскресенье Великого поста –
Вербное – Вход Господень в Иерусалим.
В этот день освящаются распускающиеся ветви вербы, с ними мы
будем стоять во время богослужения,
встречая, подобно древним жителям
Иерусалима, Христа, грядущего на
страдания.
На Страстной седмице каждый
день – великий. Наше путешествие
подходит к концу, и мы следуем за
Христом, переживая вместе с Ним
события последних дней Его земной
жизни.
Но нам особенно важно стать
участниками Тайной Вечери – Литургии Великого четверга, – а в Великую
пятницу, с благоговением стоя перед
распятым Христом, услышать 12 страстных
Евангелий (эта служба обычно совершается
в Великий четверг вечером).
Великая суббота – день скорбной тишины. «Да молчит всякая плоть человеча…»
– песнопение литургии Великой субботы
призывает в великом трепете и благоговении смолкнуть перед Тайной спасения рода
человеческого. Вместе с благообразным
Иосифом, праведным Никодимом и мироносицами мы участвуем в погребении
Спасителя.
Вечером (в канун Великой субботы), а в некоторых храмах и
монастырях в полночь, совершается
служба Погребения Христа.
…Христос еще во гробе, но все
уже исполнено предчувствия пасхальной радости. Вот-вот наступит
долгожданный день Воскресения, когда будет отвален камень пещеры и
светлый Ангел скажет: «Он воскрес!»
Олег КАРПЕНКО,
«Церковная православная
газета»
|