ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№3 2011 г.         

Перейти в раздел [Праздники и посты]

Великий пост в жизни православного христианина

В Православной Церкви существует четыре продолжительных поста. Один из них, самый важный, именуется Великим. Для поста требуется мужество: каждый, кто пробовал поститься, испытал, что пост есть подвиг воздержания, добровольного лишения на время тех «благ», к которым мы привыкли - в пище, в удовольствиях, развлечениях. Но это только одна сторона постного подвига. Апостол Павел в одном из своих посланий пишет: «Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться» (2 Тим.2,5).

Это значит, что подвиг увенчивается, если совершается человеком правильно. Сводить весь пост к одним ограничениям («нельзя есть мясное и молочное, сквернословить, ссориться, смотреть телевизор» и подобное) - будет не только односторонне, но и неправильно по существу.

Пост очень важен, но он важен потому, что является важным средством на пути к цели. Цель Великого поста - Пасха Христова, Светлое Христово Воскресение. Пасха не как праздник только, но Пасха как наше участие в Воскресении Христовом, как наше собственное, личное преображение и воскресение, приобщение к Новой Жизни. Вспомним опять слова апостола Павла: «Если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших» (1 Кор.15,17).

Итак, нет Великого поста без пощения. Но лощение - это лишь часть великопостного подвига. Все старание должно быть об умягчении сердца, об изменении души. А для этого кроме пощения нужны внимание к себе, смирение, покаяние, добродетели, нужны молитва и искренняя устремленность к Богу.

«В чем сущность поста?», «Для чего я пощусь? - эти вопросы должен постоянно задавать себе постящийся. Потому что очень легко заменить духовное формальным, это гораздо легче, чем за формальным искать духовное. И опасность тем серьезнее, что в самой природе русского человека, если можно так сказать, есть склонность к такой подмене. В русской церковной истории это называется обрядоверием. Так, еще в XVI веке замечательный подвижник и святой, преподобный Максим Грек, приехавший на Русь для перевода с греческого языка священных книг, познакомившись ближе с жизнью русского общества, имел поводы обличать тех людей, которые «живут во грехах неисправимо, но ежедневно исполняют каноны и молитвы... и этим надеются спастись». «Пока мы пребываем во грехе, то есть в преступлении Божественных заповедей Христа Бога, - писал святой Максим, - то, хотя бы и все молитвы преподобных, и тропари, и кондаки, и молебные каноны ежедневно и во все часы прочитывали, - мы этим ничего не достигаем».

Совершенно очевидно, что то же можно сказать и о прохождении поста и о жизни христианской в целом: это не система ховных упражнений, традиций и обычаев, ними, через них должны открыться в нас обновление духовное и новая жизнь. Если этого не происходит, то значит все, что мы совершаем внешним образом, осталось бесплодным для нас самих, для души, для жизни вечной.

Чтобы Великий пост стал двигателем нашей духовной жизни, обязательно потребуется вдумчивое и серьезное отношение к нему и прохождение его. Несомненно, лучше всего значение и сущность поста раскрываются в церковном великопостном богослужении - и в его содержании, и в самом его характере.

Церковная служба для многих и многих поколений наших предков была училищем христианской жизни. Вся внешняя сторона богослужения, вся его обстановка, как замечает исповедник веры Христовой XX столетия епископ Афанасий (Сахаров), это среда, способствующая созданию настроения пребывания души в Боге, «облегчающая человеку земному и перстому, падшему и греховному, погруженному в заботы и житейские попечения, отрешиться, хотя бы на время, от уз плоти и земли, дабы он мог напитать свою душу, утешить ее величайшею для нее радостью богообщения, богосозерцания. И священные церковные песнопения, составляющие важнейшую часть нашего богослужения, имеют ту же задачу. И тогда, когда они указывают нам и уясняют высоты богословия, и тогда, когда раскрывают пред нами глубочайшие извилины нашей собственной души (которую, кстати сказать, мы сами-то уж очень худо знаем, а вернее, даже совсем не знаем), священные песнопения и молитвы преследуют одну цель -возвысить нас от земли к небу», возвести к богообщению.

К сожалению, мир с его заботами не позволяет современному христианину быть часто, как того, может быть, хотелось бы, на церковной службе. Но сознавая, насколько это важно в деле прохождения поста, нужно постараться изыскать возможность по крайней мере более частого, чем в другое время года, посещения богослужений. Церковная служба создает правильное настроение к осуществлению поста. Но пост, конечно, гораздо шире одного участия в богослужении. В этом отношении будет уместно привести советы опытного православного пастыря прошлого столетия протопресвитера Александра Шмемана. В своей книге «Великий пост», размышляя над тем, как в наше непростое время христианин мог бы применить учение Церкви о правильном прохождении поста к своей собственной жизни, отец Александр дает несколько практических советов.

Необходимо, однако, предварительно сделать две оговорки. Во-первых, в духовной жизни в целом и в деле поста в частности нельзя идти путем только одного упрощения. Нужен подвиг, нужна жертвенность собой, особенно в преодолении своих греховных обычаев, навыков (страстей). Бог призывает каждого христианина к святости, а к святости, говоря словами отца Александра, «не существует сокращенных путей». И, во-вторых, исполнение того условного «минимума», который предлагает в помощь современному христианину отец Александр, не должно привести к «духовно разрушительному чувству исполненной обязанности». С этими оговорками попытаемся кратко выразить содержание советов авторитетного пастыря.

Ожидать Великий пост и серьезно отнестись к нему как к возможности, посланной нам от Бога для того, чтобы измениться и обновиться, нам помогают приготовительные к посту пять недель. Очень полезно в это время размышлять о евангельских чтениях предшествующих посту воскресных дней. Их содержание отражает основные стороны покаяния человека: это - «желание (Закхей), смирение (Мытарь и Фарисей), возвращение из изгнания (Блудный сын), суд (Страшный Суд) и прощение (Прощеное воскресение)». «Эти евангельские чтения надо не только прослушать в церкви, но принести их с собой домой и сопоставить с моей жизнью, моим семейным положением, моими профессиональными обязанностями, моей заботой о материальной стороне жизни, моим отношением к определенным людям, с которыми я живу», - пишет отец Александр. Сюда же хорошо приложить и размышление об особых церковных песнопениях этого подготовительного к Великому посту периода: стихирах «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче...» и 136-м Псалме «На реках Вавилонских...».

Готовясь к Великому посту, полезно было бы продумать, какую книгу религиозного содержания прочитать (читать) во время поста. Такое чтение поможет уму сосредоточиться на предметах духовных и создаст соответствующую атмосферу.

Наступает Великий пост. В это время нужно постараться быть чаще в храме, чтобы участвовать в богослужении. Для этого потребуется обязательная решимость со стороны самого человека, приложение усилий к осуществлению и постоянство. Неким очень условным «минимумом» могут быть здесь следующие службы: вечерня с чином прощения в Прощеное воскресенье, Великий покаянный канон Андрея Критского вечерами на первой неделе поста (хотя бы один или два раза), хотя бы один раз в пост присутствие на Литургии Преждеосвященных Даров с духовной подготовкой и причащением в этот день Святых Христовых Тайн и, конечно, воскресные богослужения. Без понуждения себя к, по возможности, частому посещению богослужения наше пощение в Великий пост теряет для нас свой смысл и свою действенность.

В отношении употребления пищи, помимо ее качества (исключается пища животного происхождения), пост состоит и в сокращении ее количества. Испытание чувства голода должно сопровождаться в нас памятью о Боге, должно напомнить и постоянно напоминать нам, что зависимость от пищи «не есть последняя истина в человеке, что сам голод есть прежде всего духовное состояние и что на последней глубине своей он есть алкание Бога». Воздержание в пище должно осуществляться ради Бога, с упованием на Бога, а не на собственные силы, должно укрепить осознание нашей зависимости от Бога и подлинного достоинства такой зависимости. Поэтому пост обязательно должен быть соединен с молитвой христианина, с личным молитвенным деланием. Конечно, количество и качество пищи должны сообразовываться каждым с условиями его жизни и индивидуальными особенностями - сил, здоровья, возраста и тому подобного. «Надо честно оценить свои духовные и физические возможности и способности и действовать соответственно с ними, не забывая в то же время, что, постясь, надо не страшиться своих ограниченных способностей, а видеть в своей жизни божественное доказательство того, что невозможное для человека - возможно Богу».

Наконец, и быт христианина в это время должен быть в согласии с подвигом поста - нужна поддержка подвига поста внешним устроением жизни. Это может быть распространено, во-первых, на домашнюю жизнь, а во-вторых, и на жизнь вне дома.

«В православном мировоззрении, - пишет отец Александр, - домашняя жизнь, семья составляют основу христианской жизни, применение христианских принципов в ежедневной жизни. Основы христианского мировоззрения закладываются в нас именно дома, в быте и духе семейной жизни». Для бережного отношения к посту, для того, чтобы пост не был потерян, искажен, нарушен, отец Александр дает совет прекратить или, по крайней мере, существенно ограничить смотрение телевизора и слушание радио в период поста. Исключением могут быть информационная передача или серьезная программа, способная обогатить духовно и интеллектуально. «Но что должно быть прекращено постом, - убежден авторитетный пастырь, - это прикованность к телевизору, растительное существование человека, прикованного к экрану, пассивно поглощающего все, что ему показывают». Но такое воздержание, подобно воздержанию в пище, помимо своей отрицательной стороны - как именно воздержание - должно иметь и положительный противовес - положительное наполнение. Суета, обилие информации, получаемой в том числе от смотрения телевизора, слушания музыки, листания газет и журналов и подобного, лишают нас возможности ценить тишину, дорожить ею. Пищей для души является молитва. Но и разуму нужна своя пища - ей может быть полезное чтение (причем не исключительно религиозное) и духовное размышление. Великий пост - это путь внутрь, в глубину нашего человеческого существа.

Великий пост открывает нам поприще подвига и вне дома - например, на работе, в кругу своих общественных или служебных обязанностей. Это лучшее время, чтобы взвесить и проанализировать характер наших отношений с людьми, их глубины, человечности, ответственности; чтобы осознать наше правильное или неправильное отношение к работе и к жизни в целом. «Великий пост -время искания смысла: смысла моей профессиональной жизни с точки зрения призвания; смысла моих отношений с другими людьми; смысла дружбы; смысла моей ответственности в жизни. Нет ни работы, ни призвания, которые хотя бы понемногу не могли быть преображены, не с точки зрения большей производительности или лучшей организации, но с точки зрения человеческой ценности. Необходимо стараться, - продолжает отец Александр, - углубить все наши человеческие отношения, потому что мы - свободные люди, которые стали (часто сами того не сознавая) рабами систем, постепенно уничтожающих все человеческое в мире. И если наша вера имеет какое-либо значение, она должна быть соотнесена с жизнью во всех ее сложностях».

К этим советам отец Александр присоединяет напоминание о воздержании языка и разумном употреблении великого дара человеческого слова, обладающего огромной силой, положительной или отрицательной. Нужно обязательно быть готовым и к тому, что с постом, если относиться к нему серьезно, последуют для нас искушения - слабость, сомнения, раздражительность. Будет внутренняя борьба, в которой мы не раз будем побеждены. Но эта борьба есть наша жизнь во Христе, есть христианский подвиг, от которого происходит «великая и божественная добродетель терпения», и без этого подвига невозможно подлинное духовное возрастание.

Таково содержание советов, которые дает современному христианину замечательный пастырь протопресвитер Александр Шмеман. И хочется пожелать всем братьям и сестрам во Христе, чтобы духовные советы этого доброго пастыря помогли провести Великий пост с пользой для души.

Великий пост призван всякий раз становиться новой ступенью в духовной жизни каждого из нас. День ото дня, месяц от месяца, год от года Бог ждет от нас движения к лучшему. Не только мы живем с надеждой на Бога, верой в Него и любовью к Нему. Ведь и Он, еще гораздо более, любит нас, верит в нас и надеется на нас. И Великий пост - это новая возможность, которую Он дает нам, чтобы мы изменились и приблизились к Нему. «Омойтесь, очиститесь... - призывает Господь нас в эти дни за богослужением словами Священного Писания, - перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды...» (Ис.1,16-17). А мы, вступая в Великий пост, скажем друг другу и ответим Ему, не столько словами, сколько делом и жизнью: «Придите и будем ходить во свете Господнем» (Ис.2,5).

Иерей Петр ОВСЯННИКОВ,
настоятель храма святой блаженной
Ксении Петербургской г. Тобольска,
преподаватель Тобольской
Православной Духовной семинарии

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.