ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№3 2010 г.         

Венчается раб Божий Василий рабе Божией Евфалии

«Сам и ныне, Впадыко, низпосли руку
Твою и сочетай раба Твоего сего и рабу
Твою сию, зане от Тебе сочетавается
мужу жена»

День золотой свадьбы стал для четы Бешенцевых и днем церковного венчания. Причем организационно устроилось все на диво легко, что называется без сучка и задоринки. Иерей Вадим Баранов, венчавший в Исетском эту почтенную супружескую пару из с. Битюки этого же района, объяснил все просто: «Вы же овцы нашего Христова стада, не чужие, не случайно прибившиеся на некое время».

Да, уже семь лет эта уважаемая чета в Церкви православной не только по факту крещения (оба крещены были во младенчестве), но и по собственной благой воле. Живя неблизко от храма, имея свойственные возрасту немощи и болезни, они тем не менее с радостью пользуются любой возможностью съездить на Богослужение в те населенные пункты района, где есть сегодня церкви. А если это у маленького прихода их села, где Петропавловский храм только восстанавливается, не получается, то на воскресную обедницу верующие собираются именно у них в доме - светлом, уютном, с цветами на подоконниках, с Божницей, красиво и благоговейно устроенной в красном углу еще по проекту родителей хозяина.

- Боже вечный, разстоящиеся собравый в соединение, и союз любве положивый им... Сам благослови и рабы Твоя сия Василия и Евфалию, наставляя их на всякое дело благое, - молится отец Вадим об обручающихся и, как скажет он потом о них в проповеди, «всеми нами любимых». Всякое церковное таинство вызывает в верующем чутком сердце волнение и трепет. Во всяком таинстве мы, следуя за священником, просим Самого Бога войти в нас! Страшно становится от того, насколько это непостижимое чудо становится реальностью!

С новенькими обручальными кольцами, с зажженными свечами, держа друг друга за руки, жених и невеста вводятся священником в центр храма и ставятся на белое венчальное полотенце. Как бы восходят на общий корабль жизни в Церкви, которую, как известно из Священного Писания, не одолеют и врата ада.

- Имаши ли, Василий, произволение благое и непринужденное и крепкую мысль взять себе в жену сию Евфалию?

Потом тот же вопрос - его суженой. После утвердительных ответов обоих и после подтверждения, что никому другому они не обещали своей руки и сердца, следует чин венчания. Ему серьезно и с душевным умилением внимают присутствующие на этом красивом торжестве с красивыми букетами в руках дочери, зятья, сын, внуки и внучки, племянники, сестры жениха. Молодое поколение супругов Бешенцевых пока люди нецерковные, но к вере старших относятся с уважением. Их желание повенчаться было воспринято как событие необычайной важности для всех членов семьи. И хотя день был рабочий, большинство сумело найти возможность быть рядом со своими дорогими венчающимися юбилярами.

Пришли разделить радость с Евфалией Егоровной и Василием Егоровичем и прихожане Исетского храма во имя Казанской иконы Божией Матери. Кто-то вспоминал и свое венчание здесь же, свое волнение, и понимал всем сердцем состояние виновников торжества.

В проповеди по окончании венчания отец Вадим сказал: «Слава Богу, что это событие совершилось в вашей жизни! Как говорится, лучше позже, чем никогда. Церковь с уважением относится к честному и верному браку, зарегистрированному в органах загса. Но рекомендует пришедшим к вере венчаться, сколько бы лет они ни прожили в светском браке. Повенчавшись, вы сделали то, что угодно Богу и потребно вашим душам. Вы показали себя послушными чадами своего Небесного Отца. А ведь даже послушные чада земных родителей щедро награждаются Богом. Ваш поступок, продиктованный глубокой верой, действительно достоин похвалы от нашего Создателя и от людей, достоин нашей с вами радости, достоин подражания со стороны ваших детей и внуков».

Встреча

Василий Егорович и Евфалия Егоровна Бешенцевы поженились в далеком теперь 1959 году. Ей было 17 лет, ему - 20. Выросли в соседних деревнях - Битюки и Батени. Красивые эти деревеньки ныне малочисленны. Для сегодняшних их учеников с 1 по 11 класс двадцатиместный школьный автобус просторен. А во времена ученичества наших героев только с 5 по 7 класс набиралась гурьба человек в 50, которые на своих двоих ежедневно в ближайшее село, где была школа-семилетка, за шесть километров бегали. В этой большой компании в школьные годы они друг на друга как-то не обращали внимания, да и разница в три года все-таки в детстве существенна. А той зимой 1958 года на свадьбе в Битюках впервые, что называется, увидели друг друга.

Евфалия, 1942 года рождения, росла в семье одна с матерью и бабушкой. Без главы и кормильца оставила война и семью Василия, в которой было семеро детей. Вася, предпоследний, двух лет остался от отца, младшей сестренке было 6 месяцев, старшей, Агриппине - 14 лет. Слава Богу, мать, Матрена Петровна, всех подняла на ноги. Ко времени той памятной свадьбы оба работали в одном колхозе: Евфалия Шадеркина на свиноферме в Батенях, Василий - на молочной ферме в Битюках, а летом в уборку прицепщиком на комбайне. Работящий, умный, ответственный, он потом быстро пошел в гору. 25 лет был бригадиром, 6 лет управляющим фермой. И все 30 лет - депутатом сельсовета. Ну а тогда, на свадебном гулянии, все это было у него впереди. А теперь - в руках гармонь, на спокойном красивом лице - добрая, открытая улыбка. И песни - раздольные, широкие, потом веселые плясовые, а там и задорные частушки. Евфалия же легкая, юная, улыбчивая без устали плясала и пела - глаз не оторвешь! Как вспоминают мои собеседники, в те годы редко кто на праздниках не пел и не плясал. Работа- ли много, но и веселились от души, в очереди стояли, чтобы выйти на круг. И уж, конечно, для гармониста все певуньи и плясуньи были как на ладони. Но что-то особенное поразило его сердце, когда прошлась «соло» Евфалия. Откуда эта девчонка? Движется по кругу ладно, с достоинством, улыбка хоть и приятная, но скромная, без дерзости. Глаза от его прямого взгляда отводит со смущением...

Она и сейчас улыбается с такой обаятельной женской сдержанностью. И в этой женственности и скромность, и доброта, и сила жизни и любви. Смотрит на мужа, улыбается ему и словно бы до сих пор удивляется той его настойчивости времен ухаживания:

- Садится и садится все возле меня. А он ведь парень видный да гармонист -девчонок-то около него немало вилось. А он после вечорок меня одну провожает. А в будние дни редкий вечер, если нет его у нас дома, в Батенях. Когда на лошади верхами, когда на велосипеде, а бывало и пешком. И ни мороз ему, ни дождь, ни пурга окороту не давали. А если в клубе танцы, пойдешь - он уж на крыльце ждет.

На Покров приехали к Шадеркиным на конях сваты: вместе с Василием старшая сестра Агриппина Егоровна, дядя Александр Степанович. Все делали по заведенному от отцов-дедов обычаю, говорили и по сердцу, и по установленному порядку. До того, как мать Фал и дала согласие, она, как было положено, пала ей в ноги с просьбой отдать за этого добра молодца. И, как оказалось, сердце ее не обмануло.

Свадьба

По первому снежку сыграли свадьбу. Свадьбы в те времена справляли не так, как сегодня. В первый день была вечорка у невесты. Подружки, родня, знакомые - полный дом набилось народу. Пели невесте грустные песни, чтоб пожалела о расставании со своею девичьей порой, поплакала. Потом и веселые песни тоже ко двору пришлись, и плясовые наигрыши. Да и переговорено было немало - тема-то благодатная, каждому есть что вспомнить, что рассказать...

Второй день - вечорка у жениха. В этот день девушка переступала порог нового для себя дома невестой, а выходила из него женой. Главными лицами на этой вечерке, кроме жениха с невестой и их родителей, были крестные. Они в свое время и объявляли всем, что «невеста честная и свадьба будет веселая», а в свидетельство чистоты новобрачной предъявляли ее рубашку.

- Все смеются, радуются, поздравляют нас, а мне от стыда хотелось сквозь землю провалиться, - рассказывает Евфалия Егоровна, - но все этому деревенскому еще дедов-прадедов обычаю подчинялись. Бывали, конечно, случаи, когда невесту сажей обливали, ворота дегтем мазали. Конечно, к такой новобрачной потом относились в деревне пренебрежительно, все знали о ее грехе. И родителям, и мужу было это в стыд и поношение... Но уже с начала 60-х годов сверху стали вводить в обиход комсомольские свадьбы, на которых этот обычай запрещался. Думаю, так-то оно и лучше, когда между мужем и женой все остается. Ну а гулящих-то и так ведь видно. В городе, а не только в деревне...

Само свадебное гуляние, т.е. праздничное застолье, состоялось, как было тогда принято в этих местах, через несколько дней. И тут не одноразово: сначала у молодых, потом по приглашениям у их близких родственников. Тети, дяди, семейные братья и сестры рады были по такому случаю устроить угощение. Стол был простой: пироги, каши, суп, яичница, капуста, грибы, варенье, рыба. Главное было - общение и возможность отдохнуть. У Василия Егоровича и Евфалии Егоровны не менее 70 человек гуляло на свадьбе. Пили мало, зато веселились от души. И сейчас с улыбкою вспоминают, как теща к зятю ездила с каральками. Всей новой родне дарила по маленькому подарочку, а на подарочке -каралька, украшенная разноцветным драже. Зять Василий в свою очередь одаривал тещу веретешками. Сам точил их, причем в таком количестве, чтоб будущая теща могла ими своих родных одарить. Из свадебных подарков хорошо помнят Бешенцевы тюль на окна и «ситечко» (ткань ситцевая).

Семья

В нашем небольшом сельце Битюки супруги Бешенцевы - люди уважаемые. Это уважение идет и от доброго рода их, и от их собственной жизни, трудовой, семейной общественной. У супругов множество грамот, есть правительственные награды.

В юбилейной книге «Моя земля - Исет-ский край» имя Василия Егоровича Бешен-цева среди имен самых заслуженных людей района. В колхозе, где проработал 40 лет, его в свое время называли и считали незаменимым, трудился по деревенским меркам - от зари до зари, а зимой и уходил из дома затемно и приходил в темень. Евфалия Егоровна тоже добросовестно работала в колхозе до пенсии. Трудилась на ферме, в клубе заведовала чистотой, потом была поваром в садике. «Семья, конечно, при такой моей работе была на Фале, и дети присмотрены, и дом обихожен, и хозяйство в порядке», -говорит Василий Егорович.

- Семья-то, конечно, всю жизнь на Васе держалась, - искренне говорит в свою очередь Евфалия Егоровна, - на работе его ценили, повышали. Мы все его авторитетом дорожили, для воспитания детей это много значит, когда отец честно, на совесть трудится, от людей уважение имеет. До чего доходило в деревне нашей: если муж с женой раздерутся - за Васей бегут, чтоб помирил. Конечно, материальное содержание было, в основном, на муже. Но деньгами распоряжалась я, он сроду не спрашивал, как некоторые, отчета. Даже, бывало, и не знает, сколько заробил, зарплату я всегда за него в конторе получала. Конечно, если большие покупки надо делать, мы вместе это обсуждали. А так доверял мне во всем.

- Я знал, что жена на пустое наших денег не потратит. Да и велики ли они были? Их с умом к нашей семье приложить надо было, чтоб на необходимое всем хватало. Так она и вела наш бюджет. Взаймы сроду не живали. Да и дети у нас совместные, все общее. Поэтому какой может быть контроль? И ругаться мы с Фалей сроду не ругивались.

- Я если осержусь, он мне никогда сердиться не давал. И слово ласковое найдет, и шутку хорошую. Никогда ни меня, ни ребятишек наших не обижал. Не было за все наши 50 лет, чтоб он когда-нибудь в семье заматерился, заругался или просто закричал. Руки ни к кому не приложил за всю жизнь. Но и то надо сказать, что дети у нас росли послушные и понятливые. Пятнадцать лет мы прожили со свекровью. И до своей смерти хозяйкой в доме была она.

Все вроде хорошо у них сложилось. Но об одном жалеют - детей родили мало, не всех, которых Бог посылал. Потому болезни принимают с терпением и покаянной молитвой, которую никогда не оставляют, учатся быть благодарными Богу за все, а не только за радости и счастье.

- В то время, когда мы молодыми были, храмы уже всюду были закрыты, по-церковному мы жили в полной темноте, многого не понимали, а еще больше и вовсе не знали. И в те поры такое было в народе, что над теми, у кого детей много было, смеялись. Я погляжу на своих ровесниц: у той один, у другой два, а у третьей и вовсе ни одного. А у меня -четверо! Вроде не маленько... Теперь вот совесть горит и сердце болит за тех, что не рожены... Нынешний-то бы ум тогда - всех бы родили, пусть смеются, а мы бы радовались... Три дочери у нас, один сын, шесть внуков, два правнука. И дети, и внуки, и их мужья и жены все добрые, хорошие, заботливые. Все выучились, у всех семьи. Хулиганистых и отчаянных нет. И в горе, и в радости все вместе. Самая большая проблема сейчас - одного из внуков в армию по здоровью не берут. Говорит, если б можно было за деньги в армию пойти!.. Мы с дедом молимся за всех. Очень хочется всех видеть здоровыми, счастливыми. И, конечно, верующими. Но мы никого не агитируем. Сами немощные люди. Будет на то воля Божия - откроется их сердце вере. Об этой воле мы просим Бога. Нам самим радостно быть в Церкви, сердце тянется ко всему Божественному. Дети это все видят и знают. И ведь в них наша кровь. Надеемся, смилуется Господь над нами, соединит нас всех и в вере. Когда-нибудь...

Да, всему свое время. Нашим героям уже немало лет. И они научились быть неторопливыми.

Анна ПАНКОВА, Исетский район

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную

ИСКОМОЕ.ru
православная
поисковая
система
Русская неделя - интернет-журнал о современной православной культуре
Sudba.net - Портал православных знакомств Сербская Православная Церковь в Голландии Рейтинг ресурсов "УралWeb"
Современные сказки Религия и СМИ

Официальный сайт Тобольской митрополии

Сайт Ишимской и Аромашевской епархии

Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"

Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2017 г.