ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№3 2010 г.         

Актуальная задача школы – соединить образование и духовность

В фойе Тюменской областной филармонии с утра было тесно, радостно и улыбчиво. «С праздником!» - поздравляли друг друга собравшиеся. - «С праздником человеческого неравнодушия, искренности и объединения!» А ведь разговор, ради которого собрались около 1200 преподавателей, представителей православного духовенства, государственных и общественных организаций, обещал быть серьезным и бескомпромиссным.

Наша жизнь стала жестче, регламентированее, технологичнее. Глубокий разлад в душах людей порождает бездумная погоня за материальным. Это прежде всего отражается на самой уязвимой части общества - наших детях. Как вернуть в сферу российского образования подлинное воспитание? Каким людям можно доверить неокрепшие ребячьи души? Какие ценности должна поднять на щит современная школа?

На эти непростые вопросы постарались ответить участники Всероссийской научно-практической конференции «Духовно-нравственные основы отечественного образования», которая состоялась 3 февраля в Тюмени в рамках IX Рождественских образовательных чтений.

«Образование превращается в технологический процесс, в котором использование той или иной образовательной технологии может гарантировать получение конкретного практического результата - получение учеником знаний, умений и навыков. При этом на первый план выступает именно формирование так называемых «образовательных компетенций», которые, как полагают теоретики данной педагогической стратегии, могут дать ребенку возможность быть более конкурентоспособным на рынке труда.

Очевидный диссонанс между технологизацией образования и межличностной коммуникацией, в рамках которой только и может осуществляться воспитание человека, обнаружил себя наиболее ярко в технологии проведения ЕГЭ. Этот диссонанс вызывает у определенной части педагогической и научной общественности стремление вернуться к традиционным образовательным моделям», - заявил в приветственном слове к участникам конференции Архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий, ректор Тобольской Православной Духовной семинарии.

Большое внимание уделил он в своей речи учителю как центральной фигуре в процессе школьного образования и воспитания: «Учитель имеет большое влияние на личность ребенка, но влияние это сложнее и тоньше, чем нам обычно представляется. Более всего учитель воспитывает не методами и приемами, а самой своей личностью, и происходит это вполне бессознательно: и учитель, и ученик могут не осознавать, насколько глубоко черты учителя оставляют свой след в ребенке. В школе невозможно никакое педагогическое притворство. Наши немощи и пороки повторяются в наших учениках».

Директор Департамента образования и науки Тюменской области Ирина Николаевна Лысакова в своем выступлении отметила, что идеалами лучшего российского педагога во все времена были святость, духовность, любовь к Родине. И представители всех основных религиозных культур наступивший год Учителя могут считать по праву своим, потому что являются достойными наставниками многих поколений наших сограждан. «Духовность и образование преследуют одни и те же ценности. Чтобы человек имел задел нравственности на будущее, чтобы он был человеком неравнодушным, умел делиться добром и радостью», - поделилась она своими размышлениями с участниками конференции.

О высоком предназначении учителя, проблемах современной школы, путях взаимодействия работников образования и Православной Церкви вели на конференции очень эмоциональный, но конструктивный разговор и другие представители школ и вузов, общественных организаций и органов управления.

Глубоко взволнованным было выступление секретаря Союза писателей России Александра Кердана. «Сегодня нет открытой агрессии на русскую землю, но есть агрессия скрытая: на русскую речь, на русскую духовность», - заявил он. С горечью констатировал Александр Борисович падение русской культуры. Ложные литературные кумиры становятся в стране лидерами продаж, школьные программы по литературе сокращены и искажены, а дети совсем перестали обращаться к книге. «Задача духовно-нравственной элиты, извините за высокопарный стиль, - возбудить общественное сознание. Первое - постановка больных вопросов, обращение внимания на них власть имущих. Если не звонить в ко- ствующих на очень серьезную проблему: «Учитель не готов преподавать «Основы православной культуры». Нынешние курсы дают определенную сумму знаний, но они слишком краткосрочны по времени, чтобы являться той базой, на которой можно построить серьезную работу в школе. Поэтому нам пора отказаться от «курсов молодого бойца» и перейти к длительной подготовке. К сожалению, ни в одном педагогическом вузе России нет специализации «православная педагогика». Выходит из стен вуза учитель, и у него нет глубоких знаний того предмета, который он собирается преподавать. Мы очень обеспокоены сложившейся ситуацией». Она предложила ввести дополнительную спе- локол, то, может быть, к храму никто и не придет. В данном случае мы звоним. У нас нет другого выхода!» - отметил он и призвал российскую интеллигенцию, учительство и православную общественность «идти в этом деле вместе до конца».

Еще более горячие выступления продолжили обсуждение этих проблем на круглом столе «Духовно-нравственное образование и воспитание в отечественных традициях» в Департаменте образования и науки Тюменской области. Здесь, в более тесной и непринужденной обстановке, говорили прежде всего о практической стороне воспитания детей в духе патриотизма и Православия: представили свои программы, рассказали о методах работы с детьми, обсудили достоинства и недостатки пособий по новому еще для нас предмету «Основы православной культуры», задумались о том, кому доверить ведение этого курса.

Доцент Московского государственного областного университета и Педагогической академии последипломного образования Ольга Розина обратила внимание присут- циализацию в вузе, отметив, что по итогам анкетирования, которое она проводит с 2003 года, 77,7% учителей, окончивших курсы, считают возможным, необходимым и даже желательным участие Церкви в подготовке педагогов.

Протоиерей Михаил Денисов отметил, что дискуссия о необходимости введения в школьную программу нового предмета шла много лет, и сейчас мы все-таки ближе к единому мнению: содержание курса не должно подменяться «Законом Божиим». «В чем особенность преподавания в школе Основ православной культуры? Мне видится, что предмет должен преподаваться культурологически. Учитель не будет читать проповедь, как это делает в церкви священник. Построение проповеди имеет свои принципы, она часто носит обличительный характер, который в школе недопустим. В школе не будут обличать, но покажут красоту православной культуры, ее ценности, расскажут о тех достижениях, которые имеет христианство. И если преподавание будет вестись таким образом, то это будет интересно не только православным, но и представителям других конфессий», - выразил свое мнение отец Михаил.

Одними из самых активных участников были гости из Югры. Например, нижневар-товцы представили программу нравственного развития детей «Я - гражданин, я - патриот». Заместитель директора по воспитательной работе школы №40 Нижневартовска Елена Суркова о том, какие цели преследовали разработчики этого проекта: «Наконец, мы вспомнили о том, что базовые ценности здорового общества - это калькирование базовых ценностей православной религии, к которым относятся любовь, доброта, умение простить, желание творить и созидать. Мы возвращаемся к тем национальным идеалам, которые были знаковыми для России, - Илья Муромец, Елизавета Феодоровна, адмирал Ушаков. Все это очень хорошо написано в концепции по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию, которая явилась продуктом взаимодействия государства и основных конфессий страны. И на ее основе мы строим свою программу развития «Я - гражданин, я - патриот». Ее основная идея в том, чтобы соединить два воспитательных направления - гражданско-патриотическое и духовно-нравственное».

Интересный взгляд на формирование нравственных ценностей детей и подростков представила преподаватель Тюменского государственного университета доктор филологических наук Елена Викторовна Купчик. Она считает, что большой духовный потенциал заложен... в бардовской песне: «Молодые люди нечасто слушают авторскую песню, но учитель может познакомить школьников с творчеством бардов и использовать записи не только на уроках литературы, но и по русскому языку, истории. Кроме того, педагог имеет возможность развивать творческое начало в учащихся, поощрять к сочинительству авторской песни». Елена Викторовна отметила, что у тюменцев есть возможность не только слушать бардов в записи, но и ходить на их концерты.

Многие из этих докладов, а также не прозвучавшие на круглом столе из-за ограничения по времени мы можем прочитать в специальном сборнике, выпущенном по материалам конференции. Кроме того, итогом совместной дискуссии стали «Рекомендации Всероссийской научно-практической конференции "Духовно-нравственные основы отечественного образования"», где, в частности, предлагается разработать комплекс мер, направленных на повышение социального статуса учителя, продолжить работу по восстановлению духовной целостности обучения и воспитания на основе традиционной культуры России, расширить сотрудничество Тобольско-Тюменской епархии с образовательными учреждениями Тюменской области, Югры и Ямала.

Несмотря на то, что мероприятия конференции длились целый день, взволнованное обсуждение вопросов образования и воспитания продолжилось и после ее окончания в вестибюле департамента. Участники просто не хотели расходиться. И даже когда на город упали нежные зимние сумерки, можно было долго наблюдать, как тихо идут по тюменской улице молодой священник и пожилой ученый и ведут заинтересованный и горячий разговор о судьбах российской культуры и образования...

Елена КОШКАРОВА, г. Тюмень

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.