В фойе Тюменской областной филармонии с утра было тесно, радостно и улыбчиво. «С праздником!» - поздравляли друг друга собравшиеся. - «С праздником человеческого неравнодушия, искренности и объединения!» А ведь разговор, ради которого собрались около 1200 преподавателей, представителей православного духовенства, государственных и общественных организаций, обещал быть серьезным и бескомпромиссным.
Наша жизнь стала жестче, регламентированее, технологичнее. Глубокий разлад в душах людей порождает бездумная погоня за материальным. Это прежде всего отражается на самой уязвимой части общества - наших детях. Как вернуть в сферу российского образования подлинное воспитание? Каким людям можно доверить неокрепшие ребячьи души? Какие ценности должна поднять на щит современная школа?
На эти непростые вопросы постарались ответить участники Всероссийской научно-практической конференции «Духовно-нравственные основы отечественного образования», которая состоялась 3 февраля в Тюмени в рамках IX Рождественских образовательных чтений.
«Образование превращается в технологический процесс, в котором использование той или иной образовательной технологии может гарантировать получение конкретного практического результата - получение учеником знаний, умений и навыков. При этом на первый план выступает именно формирование так называемых «образовательных компетенций», которые, как полагают теоретики данной педагогической стратегии, могут дать ребенку возможность быть более конкурентоспособным на рынке труда.
| Очевидный диссонанс между технологизацией образования и межличностной коммуникацией, в рамках которой только и может осуществляться воспитание человека, обнаружил себя наиболее ярко в технологии
проведения ЕГЭ. Этот диссонанс вызывает у определенной части педагогической и научной общественности стремление вернуться к традиционным образовательным моделям», - заявил в приветственном слове к участникам конференции Архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий, ректор Тобольской Православной Духовной семинарии.
Большое внимание уделил он в своей речи учителю как центральной фигуре в процессе школьного образования и воспитания: «Учитель имеет большое влияние на личность ребенка, но влияние это сложнее и тоньше, чем нам обычно представляется. Более всего учитель воспитывает не методами и приемами, а самой своей личностью, и происходит это вполне бессознательно: и учитель, и ученик могут не осознавать, насколько глубоко черты учителя оставляют свой след в ребенке. В школе невозможно никакое педагогическое притворство. Наши немощи и пороки повторяются в наших учениках».
Директор Департамента образования и науки Тюменской области Ирина Николаевна Лысакова в своем выступлении отметила, что идеалами лучшего российского педагога во все времена были святость, духовность, любовь к Родине. И представители всех основных религиозных культур наступивший год Учителя могут считать по праву своим, потому что являются достойными наставниками многих поколений наших сограждан. «Духовность и образование преследуют одни и те же ценности. Чтобы человек имел задел нравственности на будущее, чтобы он был человеком неравнодушным, умел делиться добром и радостью», - поделилась она своими размышлениями с участниками конференции.
| О высоком предназначении учителя, проблемах современной школы, путях взаимодействия работников образования и Православной Церкви вели на конференции очень эмоциональный, но конструктивный разговор и другие представители школ и вузов, общественных организаций и органов управления.
Глубоко взволнованным было выступление секретаря Союза писателей России Александра Кердана. «Сегодня нет открытой агрессии на русскую землю, но есть агрессия скрытая: на русскую речь, на русскую духовность», - заявил он. С горечью констатировал Александр Борисович падение русской культуры. Ложные литературные кумиры становятся в стране лидерами продаж, школьные программы по литературе сокращены и искажены, а дети совсем перестали обращаться к книге. «Задача духовно-нравственной элиты, извините за высокопарный стиль, - возбудить общественное сознание. Первое - постановка больных вопросов, обращение внимания на них власть имущих. Если не звонить в ко-
ствующих на очень серьезную проблему: «Учитель не готов преподавать «Основы православной культуры». Нынешние курсы дают определенную сумму знаний, но они слишком краткосрочны по времени, чтобы являться той базой, на которой можно построить серьезную работу в школе. Поэтому нам пора отказаться от «курсов молодого бойца» и перейти к длительной подготовке. К сожалению, ни в одном педагогическом вузе России нет специализации «православная педагогика». Выходит из стен вуза учитель, и у него нет глубоких знаний того предмета, который он собирается преподавать. Мы очень обеспокоены сложившейся ситуацией». Она предложила ввести дополнительную спе-
локол, то, может быть, к храму никто и не придет. В данном случае мы звоним. У нас нет другого выхода!» - отметил он и призвал российскую интеллигенцию, учительство и православную общественность «идти в этом деле вместе до конца».
Еще более горячие выступления продолжили обсуждение этих проблем на круглом столе «Духовно-нравственное образование и воспитание в отечественных традициях» в Департаменте образования и науки Тюменской области. Здесь, в более тесной и непринужденной обстановке, говорили прежде всего о практической стороне воспитания детей в духе патриотизма и Православия: представили свои программы, рассказали о методах работы с детьми, обсудили достоинства и недостатки пособий по новому еще для нас предмету «Основы православной культуры», задумались о том, кому доверить ведение этого курса.
Доцент Московского государственного областного университета и Педагогической академии последипломного образования Ольга Розина обратила внимание присут-
циализацию в вузе, отметив, что по итогам анкетирования, которое она проводит с 2003 года, 77,7% учителей, окончивших курсы, считают возможным, необходимым и даже желательным участие Церкви в подготовке педагогов.
| Протоиерей Михаил Денисов отметил, что дискуссия о необходимости введения в школьную программу нового предмета шла много лет, и сейчас мы все-таки ближе к единому мнению: содержание курса не должно подменяться «Законом Божиим». «В чем особенность преподавания в школе Основ православной культуры? Мне видится, что предмет должен преподаваться культурологически. Учитель не будет читать проповедь, как это делает в церкви священник. Построение проповеди имеет свои принципы, она часто носит обличительный характер, который в школе недопустим. В школе не будут обличать, но покажут красоту православной культуры, ее ценности, расскажут о тех достижениях, которые имеет христианство. И если преподавание будет вестись таким образом, то это будет интересно не только православным, но и
представителям других конфессий», - выразил свое мнение отец Михаил.
Одними из самых активных участников были гости из Югры. Например, нижневар-товцы представили программу нравственного развития детей «Я - гражданин, я - патриот». Заместитель директора по воспитательной работе школы №40 Нижневартовска Елена Суркова о том, какие цели преследовали разработчики этого проекта: «Наконец, мы вспомнили о том, что базовые ценности здорового общества - это калькирование базовых ценностей православной религии, к которым относятся любовь, доброта, умение простить, желание творить и созидать. Мы возвращаемся к тем национальным идеалам, которые были знаковыми для России, - Илья Муромец, Елизавета Феодоровна, адмирал Ушаков. Все это очень хорошо написано в концепции по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию, которая явилась продуктом взаимодействия государства и основных конфессий страны. И на ее основе мы строим свою программу развития «Я - гражданин, я - патриот». Ее основная идея в том, чтобы соединить два воспитательных направления - гражданско-патриотическое и духовно-нравственное».
Интересный взгляд на формирование нравственных ценностей детей и подростков представила преподаватель Тюменского государственного университета доктор филологических наук Елена Викторовна Купчик. Она считает, что большой духовный потенциал заложен... в бардовской песне: «Молодые люди нечасто слушают авторскую песню, но учитель может познакомить школьников с творчеством бардов и использовать записи не только на уроках литературы, но и по русскому языку, истории. Кроме того, педагог имеет возможность развивать творческое начало в учащихся, поощрять к сочинительству авторской песни». Елена Викторовна отметила, что у тюменцев есть возможность не только слушать бардов в записи, но и ходить на их концерты.
Многие из этих докладов, а также не прозвучавшие на круглом столе из-за ограничения по времени мы можем прочитать в специальном сборнике, выпущенном по материалам конференции. Кроме того, итогом совместной дискуссии стали «Рекомендации Всероссийской научно-практической конференции "Духовно-нравственные основы отечественного образования"», где, в частности, предлагается разработать комплекс мер, направленных на повышение социального статуса учителя, продолжить работу по восстановлению духовной целостности обучения и воспитания на основе традиционной культуры России, расширить сотрудничество Тобольско-Тюменской епархии с образовательными учреждениями Тюменской области, Югры и Ямала.
Несмотря на то, что мероприятия конференции длились целый день, взволнованное обсуждение вопросов образования и воспитания продолжилось и после ее окончания в вестибюле департамента. Участники просто не хотели расходиться. И даже когда на город упали нежные зимние сумерки, можно было долго наблюдать, как тихо идут по тюменской улице молодой священник и пожилой ученый и ведут заинтересованный и горячий разговор о судьбах российской культуры и образования...
Елена КОШКАРОВА, г. Тюмень
|