ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№2 2019 г.         

Перейти в раздел [Документы]

«Мыши»

Басня Ивана Андреевича Крылова «Мыши» была опубликована в 1833 году. В басне повествуется, как трусливая мышь увидела в трюме воду, «лишь лапки замочила». Со страху стала поднимать панику по всему кораблю. При этом надуманно и клеветнически стала отзываться о капитане и о матросах. Подверженные панике «затейницы спрыгнули и – утонули». Корабль же благополучно дошел до пристани, но только без затейниц и клеветниц. Что же было на самом деле? Небольшая течь была, но ее матросы устранили. «А остальное – клевета». Прочитаем басню.

МЫШИ

«Сестрица! знаешь ли, беда!»

На корабле Мышь Мыши говорила:

«Ведь оказалась течь: внизу у нас вода

Чуть не хватила

До самого мне рыла».

(А правда, так она лишь лапки замочила.)

«И что? диковинки – наш капитан

Или с похмелья, или пьян.

Матросы все – один ленивее другого;

Ну, словом, нет порядку никакого.

Сейчас кричала я во весь народ,

Что ко? дну наш корабль идет:

Куда! – Никто и ухом не ведет,

Как будто б ложные я распускала вести;

А ясно – только в трюм лишь

стоит заглянуть,

Что кораблю часа не дотянуть.

Сестрица! Неужли нам гибнуть

с ними вместе!

Пойдем же, кинемся, скорее, с корабля;

Авось, не далеко земля!»

Тут в Океан мои затейницы спрыгнули

И – утонули;

А наш корабль, рукой искусною водим,

Достигнул пристани и цел, и невредим.

***

Теперь пойдут вопросы:

А что же капитан и течь, и что матросы?

Течь слабая, и та

В минуту унята;

А остальное – клевета.

В этой басне Иван Андреевич Крылов затронул несколько нравственных аспектов. Как говорится про трусость, «у страха глаза велики». Трусливому человеку свойственно преувеличивать опасность. Более того, своими безрассудными опасениями трусливый человек распространяет недостоверные слухи, сеет панику среди окружающих, что в свою очередь не дает сосредоточиться и принять правильное решение. Трусливость – это следствие утраты человеком главных добродетелей: веры, надежды и любви. Вера человека разрушается маловерием, суеверием и доходит до неверия. Что в свою очередь приводит к утрате надежды и порождает лжеупование, страх и отчаяние. Любовь есть основа всех добрых намерений и поступков, которые приносят человеку удовлетворение в жизни и радость души. Клевета – это распространенный прием злонамеренных людей. Отцом лжи и клеветы является дьявол, который всячески старается пленить душу человека через соблазны мира сего. Признаком лукавого пленения души является гордость и эгоизм, которые лишают человека Божественного дара любви. Основным показателем христианской любви является жертвенность и доброжелательность к ближнему. Христос Спаситель ясно изложил принцип искренней любви: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лк. 6, 31). Если человек не воспринимает ближнего как самого себя, то он находит лжеоправдание поступкам, причиняющим боль и страдание ближним.

Можно видеть аналогию этой басни как в жизни людских сообществ, так и в жизни целых государств. В любом деле или в трудовом коллективе могут появляться трудности. Если коллектив сплачивается, то он постепенно решает свои проблемы. Если коллектив разобщенный, то в нем проявляются люди трусливые, сеющие панику и тем самым могущие погубить общее дело. Все усугубляется, если в разобщенном коллективе есть злонамеренные люди, склонные к клевете. Они являются деструктивным, разрушительным элементом. Все это может проявляться и в жизни целого государства. Российская империя в начале XX века была ввергнута в водоворот смуты. Были трудности объективные, были трудности и спровоцированные. Вместо того чтобы сплотиться и решить эти трудности, появились клеветники на ее тысячелетний уклад, на ее государственный строй и на Русскую Православную Церковь. Злонамеренные клеветники поспособствовали крушению Российской империи.

В современной истории все повторяется. Провоцируются трудности в жизни государств, появляются клеветники, сеющие панику и расшатывающие традиционные устои. Сравнивая подвергшиеся атаке страны с кораблем, хочется пожелать, чтобы «корабль, рукой искусною водим, достигнул пристани и цел, и невредим», а порожденная смута была бы унята. «А остальное – клевета». Мораль сей басни проста и назидательна. Люди злонамеренные, эгоистичные в отместку за неудовлетворенные амбиции порождают клевету и раздор. Тем самым они становятся пособниками лукавого. Добрый христианин по любви к Богу и ближнему стремится творить добрые дела, которые приводят к миру и согласию. Добрый христианин никогда не допустит клеветы, оскорбления и осуждения ближнего. Добрый христианин ни своими словами, ни своими делами не будет способствовать разрушению мира в душе ближнего и разрушению мира в обществе. Будьте благоразумны, отходите от зла и творите благо.


+ М.Д.

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную

ИСКОМОЕ.ru
православная
поисковая
система
Русская неделя - интернет-журнал о современной православной культуре
Sudba.net - Портал православных знакомств Сербская Православная Церковь в Голландии Рейтинг ресурсов "УралWeb"
Современные сказки Религия и СМИ

Официальный сайт Тобольской митрополии

Сайт Ишимской и Аромашевской епархии

Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"

Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2018 г.