24 января 1919 года Оргбюро ЦК РКП(б) приняло документ,
известный как постановление «О расказачивании». В нем, «учитывая
опыт года гражданской войны с казачеством», предлагалось
«признать единственно правильным самую беспощадную борьбу
со всеми верхами казачества путем поголовного их истребления».
Новую политику советской власти к
казачеству знаменовал «массовый террор».
Речь также шла о конфискации хлеба и других
сельскохозяйственных продуктов, полном
разоружении казаков и организованном «в
спешном порядке» «массовом переселении
бедноты на казачьи земли».
Для некоторых наших современников
история казаков началась совсем недавно
– в 1990-х. Поскольку именно тогда стали
появляться различные казачьи общественные
организации, сложилось ощущение, что до
этого казаков словно бы и не было. А ведь
уже в Великую Отечественную войну казаки
вновь явили себя славными воинами и
защитниками Родины.
В 1936 году были отменены ограничения,
касающиеся службы казаков в армии.
Тогда же сформировались новые казачьи
кавалерийские дивизии. Звания Героя
Советского Союза к концу войны были
удостоены 262 казака.
Образы казаков пришли в литературу и
на широкий экран. В 1940 году
Шолохов завершил свой «Тихий
Дон», экранизированный в 1930,
1958 и 1992-м. В послевоенные
годы советский зритель
формировал свое представление
о казачестве и по другим
фильмам: «Кочубей», «Даурия»,
«Кубанские казаки». Насколько
объективной могла быть по
отношению к казакам советская
пропаганда, если о самых
значимых для них ценностях:
свободе, православной вере,
преданности царю и Отечеству, –
нельзя было произнести ни
одного доброго слова?
В 1990-е все меняется. Эти годы
по-разному «ударили» по всем слоям
населения. И это выразилось, прежде всего,
в отсутствии цементирующей национальной
идеи. Консолидироваться удалось не многим:
сохранила свое единство и собирает
расточенных чад Русская Православная
Церковь, воспрянуло и казачество.
При чем здесь Церковь?
Точки соприкосновения между Церковью
и казачеством нашлись сразу. Любопытно,
что процесс возрождения казачества очень
похож на воцерковление. И там и там –
лакуна забвения, когда дети, ничего не
знавшие о судьбе дедов и прадедов, вдруг
открывали для себя целые миры: мир веры
и мир позабытой воинской традиции.
Попытки связать порванные нити,
вернуться к истокам всегда чреваты ошибками,
порожденными чрезмерной старательностью.
Православный неофит зачастую тяготеет к
аскетичной суровости и осуждению всего, что
не вписывается в воспринятый из книг идеал,
делит мир на «правильных» и «неправильных»
православных. Схожие процессы идут и в
казачестве. К сожалению, на первый план
выходят второстепенные вещи: внешность,
одежда, манеры поведения.
В обычной традиционной среде, где одно
поколение наследует другому, все протекает
естественно, следует общему строю. Внешнее –
лишь отражение внутреннего. В конце же
ХХ века мы пытались двигаться в обратном
направлении.
Сегодня возможность вступить в ряды
казачества открыта практически всем, кто
готов принять присягу казака. Но именно
«приход в зрелом возрасте» порождает
те особые черты, которые свойственны
современному периоду развития казачьего
движения в России.
Завершен ли ныне процесс возрождения
казачества или оно еще не миновало
«фольклорную стадию», когда приметы
старины дороже, чем реальное движение
вперед? Ответ на этот вопрос должны дать
сами казаки.
А реальное движение зависит от решения
вопроса, чем именно готовы заниматься
казаки, какую службу готовы они нести?
Как, например, они хотят служить Церкви?
Самый распространенный ответ –
охранять храмы по большим православным
праздникам. Правда, далеко не все казачьи
общества идут на контакт с приходским
священником, далеко не все участвуют
в Таин ства х. Почем у? По тем
же причинам, что и другие наши
соотечественники, родившиеся и
возмужавшие в стране «победившего
атеизма».
Находятся, конечно, и более
сознательные. Они участвуют в
крестных ходах, проявляют инициативу
в закладке новых храмов, помогают
священникам в благоустройстве
и уборке приходской территории,
посещают духовные беседы и лектории.
По тра диции, на кр у ге, г де
решаются важные для казачества
вопросы, обязательно должен присутствовать
священник. Пока это соблюдается не
везде, но такое положение, скорее всего,
найдет свое отражение в типовом уставе
реестровых войсковых казачьих обществ,
проект которого уже одобрен Советом
по делам казачества при президенте
Российской Федерации.
Реальная сила
Главной задачей казаков в прошлые века
была оборона государственных границ и
участие в военных действиях, которые вело
государство. Славой покрыли себя участники
Отечественной войны 1812 года, а народ
освобожденной от турецкого ига Болгарии
до сих пор с благодарностью вспоминает
русских казаков. Для болгар казаки – символ
силы воли, свободного духа и братской
помощи России.
В современной России для казаков
достаточно и других задач: это и
природоохранная деятельность, и охрана
общественного порядка, и борьба с
незаконным оборотом наркотиков, которую,
например, активно ведут казаки Кубанского
казачьего войска. Кубань вообще в этом
году оказалась в числе
самых экономически
благополучных регионов
России. Может быть,
в этом есть и заслуга
казаков?
Казачья молодежь,
особенно учащиеся
казачьих кадетских
корпусов, выделяется
среди сверстников
своей серьезностью и
подготовкой к взрослой
жизни. Недаром конкурс
в такие учебны е
заведения очень велик.
Где еще набираются
опыта казачата? В специализированных
спортивных клубах, в спортивных лагерях,
на военных играх типа «Зарницы». Они
растут, имея перед собой определенную
цель: своими силами добиться в этой жизни
уважения и успеха, быть достойными имени
настоящего казака.
Перед казачеством стоит сегодня масса
вопросов. Есть целая палитра мнений о
том, каким путем следует развиваться,
есть глубокие исторические исследования
и поверхностные манифесты. Находится
место и очень своеобразным трактовкам
духовности, не совпадающим с православным
вероучением. Но ясно, что казачество – не
та сила, которую стоит списывать со счетов.
Валерия Ефанова,
журнал «Нескучный сад»
|