ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№2 2012 г.         

Василий Быковский: «У нас с вами есть Иисус Христос, Сын Божий и человечий. Давайте веровать в Него!»

Василий Алексеевич Быковский родился 16 мая 1951 года в городе Куйбышеве. В 1973 году закончил нефтяной факультет Куйбышевского политехнического института. Почти сорок лет живет и работает на Севере. Занимал пост главы города Муравленко с 1997 по 2010 гг. В 2003 году защитил докторскую диссертацию и стал доктором экономических наук. В настоящее время является представителем губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа в муниципальных образованиях города Муравленко.
В.А. Быковский – талантливый литератор. Заслуженным признанием пользуются его книги «Есть город на Ямале – Муравленко», «Север Западной Сибири на рубеже третьего тысячелетия», «Огонь, вода и нефтяные трубы Западной Сибири», удостоенная золотой медали выставки «Свежее искусство Сибири 2002», и ряд других.
Мы предлагаем вниманию читателей воспоминания и размышления В.А. Быковского о вере и Церкви.

Разговор о религии – тема деликатная

Некоторые люди пытались приблизиться к <огу. за это их еще в незабытые времена Советского Союза сажали в тюрьму, расстреливали или прятали в сумасшедших домах. Религию изучает теология – наука, которая в советское время была подменена марксистско-ленинской философией со своими апостолами: большевиками, революционерами, коммунистами и комсомольцами. А «Манифест Коммунистической партии» был одной из главных книг коммунистической веры.

Богов во времена распространения коммунистической идеологии становилось все больше и больше. Когда на барельефе, где были размещены профили Маркса, Энгельса и Ленина, появился четвертый силуэт, пошел перебор, династия партийцев словно надорвалась, а потом завершилась.

К любой религии следует относиться уважительно и деликатно. Бог любит троицу. Не было у коммунистов постоянства, четвертый портрет постоянно менялся. Переписанный с библейской Нагорной проповеди моральный кодекс строителя коммунизма не выдержал испытания временем. А исконные религии России – христианство, мусульманство – подверглись испытаниям, но сохранили свое влияние в душах людей.

Духовные традиции в большинстве своем сохранились, несмотря на давление властей. Наступила эпоха возрождения, и религия вернулась.

Белочки-«семинаристы»

Как-то наш небольшой сибирский город заполонили белки, видимо, для них год был неурожайный, и эти пушистые зверьки потянулись к людям. Если присмотреться, то белочка похожа на крысу, только с красивым серо-серебристо-коричневым мехом и большим пушистым хвостом. B как рука поднимается на такую тварь <ожию – охотятся на них ради недорогого, но ходового меха.

Но перенесемся в древнюю столицу Сибири – Тобольск.

Под окнами кабинета ректора Тобольской духовной семинарии Архиепископа Димитрия сооружен вольер внушительных размеров из металлической сетки. Внутри него растут большие и маленькие деревья и сделаны мостки из досок, по которым бегала семья белок из семи штук. говорят, что белки в неволе не размножаются, но, видимо, в подарок Архиепископу белки дали потомство – пять бельчат, маленьких, пушистых и почти ручных.

Должна же быть отдушина у человека! Большую радость доставляло Владыке кормить белочек. Он входил внутрь вольера, садился на пенек и давал семечки, кедровые орешки и сухие грибы – вначале самочке, которая кушала больше всех и была самая ручная, потому что без боязни брала пищу с руки. Бельчата прыгали и залезали на спину, плечи Архипастыря. А глава семьи – самец – в это время бегал туда-сюда метра три вдоль одной из стенок вольера, протоптав настоящую тропинку. Он, как защитник своей семьи, сильно переживал за ее сохранность.

Ректор православной семинарии словно принял на обучение еще семь живых существ, без которых мир не мир. А по двору Тобольского кремля ходят сотни семинаристов и любуются братьями нашими меньшими.

Бельчатам было чуть более месяца, когда я их увидел. Какова их дальнейшая судьба – по возможности, постараюсь рассказать вам об этом, но это будет потом.

Рождество Христово

Рождество – это наш праздник, наших отцов и детей! Российское государство основано и держится веками на двух конфессиях: православном христианстве и суннитском исламе. именно из этих традиционных верований проистекают наша культура, менталитет и понимание ценностей жизни.

Рождество христово – 7 января – праздник православный. Давайте мы его отпразднуем по-человечески, как праздновали наши предки, без животных символов, без тигров и кроликов, зверей хищных и похотливых. У нас с вами есть Иисус Христос, Сын Божий и человечий. Давайте веровать в Него! Разрешите поздравить вас всех с праздником, с нашим праздником!

Когда я был маленький, а это была другая эпоха, Никита Сергеевич хрущев, руководитель Советского Союза, хотел показать последнего православного попа, потому что советскому народу, как он считал, попы не нужны. В книжных магазинах тогда продавали книги не про бога, а про богов греческих либо римских. Нас приучали к другим религиям, только не к православному христианству. Но прошло немного времени по историческим меркам, забыли Никиту хрущева и героических греческих богов, а осталась православная и мусульманская Россия. В последние годы день святого Валентина предельно широко празднуется в многоконфессиональной России, где небольшая доля католиков. Почему мы стремимся на чужие праздники жизни, разве своих не хватает? Более того, русскую Масленицу или татарский Сабантуй празднуют в Германии или в Китае? Конечно, нет.

Мы стараемся пройти мимо цыганок, гадалок, потому что, во-первых, их предсказания – заведомый обман, во-вторых, в большинстве случаев останемся без денег. Почему же тогда верим рыбам и тельцам? У православной России своя историческая и духовная миссия. Мы соединяем Западную и Восточную цивилизации, но остаемся самобытными и самодостаточными и помним, когда родился Христос.

Не продам Россию за тигренка

Я против обожествления обезьян, тигров, кроликов. В стране, где проживает 99% христиан и мусульман, по крайней мере, по рождению, уж слишком много людей стало заниматься бесовщиной. Мы, люди, так долго с помощью веры и труда становились людьми, а нас опять загоняют в зоопарк, в мир животных. Мне не нравится, что в России в последние годы восторгаются животными восточного календаря и широко празднуют день святого Валентина, шарахаясь в крайности от неблизкого Востока до Дальнего запада.

Мы боремся, например, с Эстонией или Японией за достаточно спорные ценности и территории, а сами за тридцать целковых, которые получают некоторые руководители СМИ и умельцы по изготовлению и продаже безделушек со свиньями и козлиными головами, а также дешевых сердечек, сдаем Россию. Давайте вместе попробуем защитить наши исконные религии, традиции, культуру, то, на чем держится государство Российское. В нашей стране более 80 субъектов Российской Федерации, и только в трех преобладает население, исповедующее буддийскую религию.

Но, что самое интересное, в Правительстве России, особенно в руководстве, почти не увидишь выходцев из этих автономных территорий России. А если нет в Правительстве буддистов, то кто же правит нашей страной с помощью даже не буддийских богов, а просто восточных символов?

Обезьянки, сердечки, тыквы хэллоуина – это не шаги к глобализации, это подмена культурных и духовных ценностей нашей Родины. Русская культура имеет глубокие корни. Может быть, поэтому и сохранился русский народ, а не растворился среди сотен других. А сейчас, как на елку, навешивают китайские игрушки. Россию и Сибирь постепенно завоевывают китайцы, не только дешевыми товарами, как с разогнанного черкизовского рынка, но и, на первый взгляд, невинными безделушками – обезьянками, тиграми, кроликами, которые отдаляют от нас нашу Родину – Россию. Ну что, будем и дальше сдавать нашу Родину?

Путь на Валаам

Оказывается, не вся Нева в граните, ее за триста лет в «жесткие руки» взяли всего лишь на треть. Она, как и река Москва за кольцевой дорогой, достаточно узкая речка с неухоженными и зачастую грязными берегами.

Нева украшает Санкт-Петербург, она и явилась основной причиной выбора места под строительство будущего города. Но не каждая река становится знаменитой даже с гранитными набережными. известность реке дают в большей части запоминающиеся исторические события, например, битва при Калке, стояние на Угре. Нева, по сути, не река, а протока из одного большого водоема – Онежского озера – в другой – Финский залив Балтийского моря.

Эти места были заселены ранее финскими племенами, затем поселились здесь и русские люди, в том числе и на острове Валаам, что расположен в северной части Онежского озера. Пришли на каменистые берега люди необычные, живущие Божиим промыслом, – монахи, которые оборудовали скиты, построили церкви и монастырь. и пошла слава по земле о Божественных делах православных монахов и благости этих мест для души и тела. Эту загадку для себя я и решил разгадать, поэтому сел на теплоход и доплыл на нем до острова с Божественным прошлым, настоящим и будущим. Ожидания оправдались, но только частично. Видимо, многое уже удалось посмотреть в жизни, и не было особого восторга и удивления.

Религия издавна определяла и сохраняла культуру народа. Власти мирские, особенно в советский период, ревностно относились к культовым сооружениям и духовным лицам. Не секрет, что первые разрушались, а вторые уничтожались.

На Валааме большие по размеру храмы, рассчитанные на несколько тысяч молящихся, по обыкновению стоят пустые и используются как объекты экскурсий. А когда люди в культовые сооружения ходят просто посмотреть, то из церкви Дух божий уходит. Нет того поклонения и намоленности, какие должны быть. Туристов, фотографирующихся на фоне божественных зданий, в несколько десятков раз больше, чем верующих паломников.

Дорога к Василию Мангазейскому

Принесла меня нелегкая на Север западной Сибири, и, что самое главное, по своему желанию с большим упорством я стремился сюда. На этой суровой земле люди живут достаточно давно. Приходили они сюда и уходили отсюда, видимо, не один раз. А последнее переселение в этот край, с переменчивым и суровым климатом, проходило около восьми тысяч лет назад.

Местные жители не только множились, но и периодически дополнялись и заменялись практически полностью пришельцами, в основном с юга, в меньшей степени с запада. Приход людей с непривычной для Северной Сибири, как, впрочем, и для южной, славянской внешностью происходил лет четыреста назад. Монгольский тип лица со временем перестал быть господствующим.

Пришельцы для своей защиты от местного населения строили крепости, высокие деревянные стены, которые защищали их достаточно надежно. были построены десятки таких крепостей, в том числе и такие, как березово, Сургут, Обдорск. Этот перечень городов-острогов и крепостей можно продолжить.

Первый сибирский святой, которого впоследствии назвали Василием Мангазейским, жил в деревянном городке под названием Мангазея, построенном в богатых соболем местах, на высоком берегу реки Таз, воды которой устремляются в Северный ледовитый океан. человек он был молодой, невинно убиенный. жестокость человеческая была частично компенсирована сохранением его святого имени в памяти народной в веках.

На территории Тобольско-Тюменской епархии Мангазея является местом святым. Архиепископ Димитрий периодически посещает эти места. Как-то я напросился Владыке в попутчики в этот далекий уголок земли. Побывали мы на этой Святой земле, поклонились ей. Владыка провел походную службу, оттрапезничали мы на свежем воздухе, помолились и отбыли назад.

Для меня это была удивительная и Божественная удача, ибо у меня дела шли хуже некуда. Представляете: на вас заведено уголовное дело, идут допросы, происходит выемка документов… годы жизни – на свалку! Все, что было достигнуто ранее, ребята в голубых погонах пытаются отправить под откос. У пятерых детей отец, оказывается, – преступник. Вот так хотели меня невинно загубить, но Бог рассудил и спас от людей корыстных и завистливых. С Божией помощью, молитвами Василия Мангазейского и Владыки Димитрия.

Иерусалим

Иерусалим – один из древнейших городов в мире. Он святой для иудеев, христиан и мусульман. В Вифлееме есть храм, построенный на том месте, где Господь родился. В иерусалиме есть храм гроба Господня, построенный на месте казни Иисуса Христа. Рядом стоит мечеть. Это сочетание религий и жизни человеческой – все перемешалось на Святой земле.

Иерусалим вобрал в себя энергетику многих миллионов людей. Он менял хозяев и религии, а сегодня является устоявшимся историческим, культурным и религиозным центром, можно сказать, всей земли. Если Северный полюс – это вершина земли, то иерусалим, наверное, вершина духовности мироздания. Мне посчастливилось: я здесь побывал в качестве паломника.

Наша паломническая группа была на приеме иерусалимского Патриарха, который, оказывается, в табели о рангах стоит повыше Московского. Такова неизменная и незыблемая история становления православного христианства. Следует напомнить, что в Православии – мощная иерархия, руководитель Русской Православной Церкви Московского Патриархата, кстати, – не самый главный, несмотря на то, что более половины православной паствы в мире приверженцы этой Церкви.

На земле Палестины, среди камней и скудной растительности, можно найти душевное успокоение, проникнуться теми трудностями, которые перенес иисус христос, и пройти Его последний путь вместе с небольшим деревянным крестом по дороге на Голгофу.

Иерусалим – город, который часто подвергался нападкам врагов и завистников. Эта земля святая, обетованная, крови на ней пролито много. Сегодня борьба за этот город продолжается, борьба между религиями, в которую вовлечены народы разных национальностей. Святой город и сегодня терзает себя испытаниями.

Пешком по Абалаку

На берегу большой сибирской реки Иртыш в селении Абалак когда-то давно жила женщина по имени Мария. Однажды ей было видение во сне – стоящая в воздухе икона богоматери «знамение» с изображением на полях святителя Николая и Марии Египетской. В честь этого божественного события на этом месте была срублена деревянная церковь еще в конце шестнадцатого века, а затем здесь же заложен каменный храм, в который была перенесена чудотворная Абалакская икона божией Матери, прославившая монастырь многими чудесами. Эту икону чтут не только в Сибири, но и во всем православном мире.

Монастырь два с половиной века украшал высокий берег иртыша и был почти такой же величественный, как Тобольский кремль. Но пришла советская власть, здание монастыря новыми начальниками было превращено в пересыльную тюрьму, где ночевали ссыльные, которых баржами везли вниз по Иртышу практически на верную смерть.

Дальше на Севере, в низовьях Оби, людей ссаживали зачастую на необжитый берег, немногие ссыльные встречали следующую весну. Абалак некоторым давал спасение от мук, которые у других были еще впереди. Монастырь, превращенный в тюремную ночлежку, был и местом казни: здесь расстреливали значительную часть ссыльных, видимо, чтобы у чекистов было меньше забот по дальнейшей доставке и содержанию заключенных.

Вот в таком, наверное, святом и последнем месте для многих тысяч мучеников ежегодно совершается Крестный ход с Абалакской иконой. Впереди, по обычаю, идет Архиепископ, а следом священнослужители и прихожане. Для меня было большой честью пройти Крестным ходом в их рядах.

Работа до полуночи

Каждый человек волен сам выбирать свой путь. Наверное, я пошел учиться на нефтяника из-за романтики и будущих больших заработков. Так, посмотришь, два начала в одном – духовное и материальное. Стоит ли сейчас жалеть о выбранном пути – скорее нет, чем да.

А жалеет ли человек, выбравший путь к Вере через монашество? Монахом можно стать только в уже сознательном возрасте, лет после двадцати пяти отроду, и не каждому это дано. Для этого нужно иметь духовное образование и искреннее стремление отречься от всего земного ради божественного.

Кстати, людям, отдавшим себя служению Богу, можно работать много, но не позднее полуночи, и даже в праздники, но если это богоугодные дела. Мы вместе с высокопоставленным монахом работали на следующий день после Пасхи, но только до полуночи. Мой духовный наставник предупредил послушника, чтобы он напомнил нам минут за пятнадцать до наступления нового дня.

Мы с Архиепископом Тобольским и Тюменским Димитрием работали над книгой, у него устойчивость и сила, обаяние и жесткость, черная одежда и ясный взгляд. Моя активность и давление увязали в глубине души и широте мыслей, в обаянии тех фраз, которые мне не было дано произнести. Но я был настойчив, с помощью простой логики и экономической арифметики пытался отстаивать позиции ведомого.

Обидеть монаха у меня не получилось, да я и не стремился, он всегда рад встрече со мной – человеком мирным, трудолюбивым, но резким и торопливым.

Человек проявляется в общении с другим человеком, бывая другом, врагом или так себе. Мы с монахом остаемся друзьями, он в черном, мудрый, смиренный, и я, еще не победивший свои пороки.

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2025 г.