Как правильно и с пользой для себя провести Великий пост?
Закон поста, будучи по наружности законом для чрева,
в сущности есть закон для ума.
(Святитель Игнатий Брянчанинов)
Великий пост является главным многодневным постом Православной Церкви.
Цель этого поста – приготовить верующих к
празднованию Пасхи.
В этом году Великий пост наступает 27 февраля и будет продолжаться до
15 апреля. Великий пост состоит из Святой
четыредесятницы, которая заканчивается
праздником Входа господня в иерусалим и
последующей за ней Страстной седмицей,
посвященной особым дням земной жизни
христа Спасителя.
В виду важности этого поста, подготовка к нему начинается за три недели (поцерковному, седмицы) до его начала. Это
недели о мытаре и фарисее, о блудном сынеи мясопустная. В воскресные дни читаются
особые Евангельские истории, побуждающие
верующих присмотреться к своей духовной
жизни и правильно настроить себя на пост.
Этот пост является строгим, по причине
того, что в большинство великопостных дней
Уставом предписано строгое воздержание
в пище (без мясной, рыбной, яичной продукции). Есть дни, когда предписывается
полный отказ от пищи или вкушение пищи
без растительного масла (сухоядение).
Все эти предписания даны нам как особый идеал, к которому нужно стремиться
постепенно. В качестве примера можно привести образ лестницы. Одной из читаемых
книг в великопостный период является книга
«лествица» (по-русски – лестница). В этой
книге преподобный иоанн лествичник вводит читателей на высоту духовной жизни по
ступеням. и, как невозможно ступить сразу
на верхнюю ступень, минуя предыдущие,
так и в духовной жизни необходимо постепенное восхождение к духовным высотам.
Такое правило одинаково применимо и к
соблюдению Великого поста. Всю строгость
поста могут соблюсти люди подготовленные,
имеющие духовный опыт. Для людей новоначальных в деле соблюдения поста важно отметить следующие моменты духовной жизни:
пост – это не только ограничение себя в
пище, но и обязательное участие в богослужениях, в церковных Таинствах. иначе
из поста может получиться одна сплошная
диета. Пост имеет смысл как воздержание
христа ради и в телесных удовольствиях, и
в душевных развлечениях. и суть поста не
в воздержании как таковом, а в том, что
мы делаем это ради послушания Церкви и
верности христу. Мы не просто не едим
мясо-молочные и рыбные продукты в пост,
но, воспитывая свою волю в малом, являем
верность богу и готовность для испытаний,
которые могут нас постигнуть и в большом.
При этом, конечно, если человек постится,
он должен помнить, что освободившиеся у
него силы очень важно обратить на духовную
жизнь и на доброделание.
Также можно посоветовать в период поста отказаться от просмотра телевизионных
передач, особенно развлекательных программ и новостей. Время поста нам дано
для того, чтобы мы смогли увидеть болезни
своей души. Особенно полезно в этот период заниматься разбором своих поступков,
мыслей, отношений с нашими близкими,
соседями, коллегами по работе. Внешние
же источники информации мешают нам в
полной мере сосредоточиться на своей душе,
предлагают привлечь свой взор к внешнему
миру, сопереживать ему. В итоге может
оказаться так, что время поста прошло, а
начало духовным подвигам не положено.
Особое отношение к воздержанию во
время поста должно быть у людей пожилых,
страдающих различными недугами и у детей.
Мера поста Церковью дана для людей
взрослых, здоровых. Воздержание в этот
период является средством для смирения
наших телесных страстей. человек же пожилой или страдающий недугом уже и так
смирен своей старостью или болезнью. По
этой причине мера поста для таких людей
всегда смягчается. Малым детям и учащимся
средних и высших учебных заведений, как
правило, также дается послабление на рыбу
и молочную пищу.
И в заключение несколько цитат из святоотеческого наследия о посте.
«Есть пост телесный, есть пост и душевный. При телесном посте тело постится от
пищи и пития; при душевном посте душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов.
Настоящий постник воздерживается от гнева,
ярости, злобы и мщения. Настоящий постник
воздерживается от празднословия, сквернословия, пустословия, клеветы, осуждения,
лести, лжи и всякого злоречия. Словом,
настоящий постник тот, кто бережется от
всякого зла». Святитель Василий Великий.
«Ты постишься? Напитай голодных, напои жаждущих, посети больных, не забудь
заключенных в темнице, пожалей измученных, утешь скорбящих и плачущих; будь милосерден, кроток, добр, тих, долготерпелив,
сострадателен, незлопамятен, благоговеен,
истинен, благочестив, чтобы бог принял и
пост твой, и в изобилии даровал плоды покаяния». Святитель Иоанн Златоуст.
«Мать наша, Святая Церковь, сердобольная, разве мачеха нам? Стала ли бы
она налагать на нас такое бремя тяжкое и
ненужное? А вот налагает! Верно, нельзя
иначе. Покоримся же... Да и все, хотящие
спастись, покоряются... Посмотрите вокруг.
Мало-мальски у кого западет забота о душе –
сейчас начинает поститься, и чем сильнее у
него забота, тем строже он постится. Отчего
бы это? Оттого, что при посте успешнее идет
дело и легче совладать с душою». Святитель Феофан Затворник.
Иерей Георгий АНДРЕЕВ,
настоятель храма во имя
пророка Божия Илии, п. Уват
|