На свалке истории и времени
В соответствии с Соглашением о сотрудничестве между Администрацией г. Как ни прискорбно об этом повествовать, но факт остается фактом: фамильное надгробие десятки лет исполняло роль... фундамента здания, где в последнее время располагалась вечерняя школа. Однако обо всем по порядку. В 2010 году в райцентре Армизонское было начато строительство церкви. «Строительство» - это громко сказано. Пока для будущего храма только подготавливается место в квартале между ул. Кирова и началом ул. 30-летия ВЛКСМ. Но кое-что уже сделано - старое здание разобрали, пустырь обнесли забором и, дай Бог, скоро начнут рыть котлован.
Когда с помощью бульдозера расчищали площадку и груда мусора перекочевала за границы участка, среди прочего хлама сельский священник Алексий Брюханов, настоятель храма во имя святого Прокопия Устюжского, заметил угол камня, на котором смутно угадывалась какая-то надпись. Смахнув с него пыль, отец Алексий обнаружил высеченные буквы. Буквы складывались в слова, написанные по старой орфографии - это красноречиво подтверждали твердые знаки на конце слов и «яти». Камень был извлечен из-под обломков и отбуксирован в помещение гаража, находящегося на территории военкомата. При дальнейшем осмотре выяснилось, что на всех четырех сторонах постамента шли эпитафии. Правда, в некоторых местах они сбиты (там мы поставили многоточие), однако большую часть слов можно разобрать без особого труда: «Подъ симъ памятникомъ покоится прахъ раба Божия Василия Романовича Ромина, скончавшагося 1911 г. 26 мая, отъ роду 67 леть... безценной мужъ и отецъ». «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь. В память дорогому и уважаемому родителю нашему отъ детей Анны
и Константина Роминыхъ». А стихотворные строки на одной из сторон, судя по всему, написаны по воле вдовы:
«Среди могильного безмолвья, Среди березок и крестов, У твоего я изголовья Стою печально и без слов...
Мой милый друг, твоя кончина Нам много горя принесла. И столько бед нам причинила, О, сколько слез я пролила...
Спокойно спи. Твой гроб сосновый Гвоздями крепкими забит. И над тобою сон гробовый Сей крест Господень сторожит...
Ты с ним всю жизнь не расставался, Его носил всегда с собой. Ему молился, с ним скончался, И ныне он навек с тобой».
Камень вечен, поэтому не удивительно, что фрагмент памятника неплохо сохранился, несмотря на то, ему без малого сто лет. Форма и стиль исполнения явно указывают на состоятельность семьи покойного. Монолит принадлежал старому купцу Василию Ромину. Личность для нашего села - историческая, но, к сожалению, немногим известная...
Сохранить традиции
Ромины были одними из тех, кто первыми обживали сибирские земли, в частности - наше село. В свое время эта фамилия была у всех на слуху. Старожилы говорят, что купеческая семья занималась торговлей, начинали с галантереи, «с пуговок». Затем открыли винную лавку, позднее выстроили магазины. От одного - «красного» - сохранились только боковые стены, остальное перестроено. Второй перестроили в гастроном. Он располагался на центральной площади. Богатые торговцы держали также большое хозяйство и наравне с нанятыми в помощь работниками трудились не покладая рук.
В советские годы слово «купец» являлось недостойным и презрительным. В головах людей запечатлевался из учебников истории образ упитанного, жадного и хитрого мужика, который только и делает, что почесывает сытое брюхо и жмурится на солнце. Прародитель знатной фамилии Василий Ромин таковым не был. Семейство отличалось доброжелательностью и милосердием по отношению к односельчанам. Ромины помогали страждущим и были глубоко верующими.
В одной половине дома, принадлежавшего купеческой семье, ныне живет пенсионерка Анна Яковлевна Сергеева. Старшие Ромины жили в добротном деревянном доме, а вот для взрослых детей на центральной площади был выстроен особняк. Когда уже оба родителя отошли в мир иной, начались в нашей стране революционные события. Никого не осуждая и не проклиная, купеческие дети тихо и незаметно покинули село, оставив о себе и покойных родителях добрую память. Куда они подевались - по сей день неведомо. В свое время А.Я. Сергеева пыталась собрать хоть какие-то крохи информации. К сожалению, найти хоть какие-то следы Роминых не удалось. А вот могилы стариков она помнит хорошо.
«Надгробий было два, - утверждает А.Я. Сергеева. - Примерно в конце 1940-х - начале 1950-х годов их вывернули из могильных холмов и разгромили. Долгое время они валялись за кладбищенской оградой - исковерканные, расколоченные, поруганные... Видимо, потом им нашли «практическое» применение - затолкали на стройку».
Наша догадка, что найденный куб-тумба служил лишь частью памятника, подтвердилась со слов Анны Яковлевны. В первозданном виде памятники представляли собой многоступенчатое мраморное сооружение со встроенной нишей для поминальных свечей и высеченными крестами. Они стояли в тесной близости друг к другу на постаментах, были красивы и величавы...
Наш земляк В. Логинов указал священнослужителю место захоронения Роминых-старших - там и сейчас лежит вросшая в землю надгробная плита, которая по периметру совпадает с размерами найденной тумбы. Место вокруг пустует. «Копать тут невозможно, лопата упирается в твердь - под землей склеп!» - уверяют старики.
Не мудрено, что величавые монолиты с церковными надписями на могильном камне человека купеческого сословия кому-то встали, что называется, как кость в горле.
Ведь во времена воинствующего атеизма все, что касалось веры в Бога, должно было искорениться...
Установили крест православному
Жители райцентра наследовали многое, что оставила нам купеческая семья. Два магазина, старый особняк, который в силу своего «седого» возраста попадает в список памятников местной истории, по сей день служат потомкам. Но даже если забыть об простом чувстве благодарности купцам-благотворителям, памятники на их могилах должны быть восстановлены. Ведь во все времена нарушение покоя усопших считалось грехом, кощунством.
Думается, не случайно могильный камень попался на глаза именно священнослужителю. Возможно, это знак свыше, подсказывающий: пришло «время собирать камни». В том числе - камни могильные.
В настоящее время место захоронения именитого земляка уже приведено в порядок, а над камнем с эпитафиями теперь возвышается православный Крест. Все работы по восстановлению и реконструкции памятника проводились благотворительно. Стоимость же мраморного креста еще предстоит возместить. И даже малое пожертвование в местном храме примется с благодарностью.
Ольга АНДРИЕНКО,
с. Армизонское, Тюменская область.
Фото автора
|