Духовный и нравственный кризис, переживаемый нашим обществом, особенно остро затрагивает молодежную среду. Именно поэтому вопрос о духовном здоровье молодых людей становится сегодня во главу угла. Без решения этого вопроса невозможно совершенствование образования, прогресс науки, развитие культуры.
Само же слово «кризис» переводится с греческого как «суд», и это очень точное определение. Ведь человек понимает, что такое хорошо и что такое плохо. Но если делать плохие вещи - выгодно, он будет поступать плохо, постарается извлечь эту выгоду. К сожалению, человек удобопреклонен ко греху. Его проще склонить к плохому, чем к хорошему. Добро требует приложения душевных сил, добро творить труднее, даже в малом: место в автобусе уступить, сдержать гнев, поступить по совести... И в этом смысле сегодняшний кризис является судом - расплатой за недолжное поведение, свидетельством удобопреклонности человечества ко греху в мировом масштабе.
Концепция духовно-нравственного воспитания, строящаяся на основах православного христианства, является ответом Церкви на явление нарастающего духовного кризиса в среде молодежи, следствием осознания необходимости предпринять срочные и неотложные меры, препятствующие росту крайне опасных тенденций в духовно-нравственной сфере.
Задача духовно-нравственного образования и воспитания имеет сегодня чрезвычайную значимость и актуальность. Сегодня без преувеличения можно сказать, что эту задачу необходимо осмыслить как входящую в круг важнейших приоритетов национальной безопасности страны.
Говоря о ценности той или иной религии, того или иного мировоззрения необходимо, прежде всего, остановиться на вопросе: «Что же может представлять для человека абсолютную ценность? Что же включает в себя понятие абсолютной ценности?» Под абсолютными ценностями человек понимает такие ценности, которые не изменяются со временем, не могут устареть, продолжают оставаться актуальными в любую историческую эпоху, не зависят ни от политических, ни от социально-экономических условий развития общества. Абсолютные ценности не создаются в течение времени, не являются следствием некоего общественного договора или соглашения. Они вложены в человека изначально при его создании как некоторые нормы поведения, которые определяют само существо человеческой личности.
Современный мир пытается изменить шкалу ценностей, доказать, что те или иные нравственные или поведенческие нормы, которые существовали на протяжении столетий и формировали нравственный облик человека, не являются незыблемыми, а вполне могут быть отброшены в век информационных технологий.
Невозможно воспитать детей без духовного начала. В России же основу для духовной жизни всегда давала Православная Церковь. Именно Православие является историеобразующим, культурообразующим, смыслообразующим элементом русского народа. Православие сыграло исключительную роль в жизнеустройстве нашего государства и общества, семьи и человека, нашей духовности и нравственности, нашей культуры и воспитания. Современный русский человек, даже если он и равнодушен к религии, со всеми своими достижениями или недостатками остается поистине православным человеком.
Средства массовой информации стали пропагандировать совсем иные идеалы жизни человека, и эти идеалы сейчас играют определяющую роль в воспитании молодежи. Такие непреходящие ценности, как Бог, благо, добро, человек, труд, родина, патриотизм стали подменяться антиценностями, такими, как беспредельная свобода, индивидуализм, богатство, сила, власть, мистика и т.д.
Восприятие мира молодыми людьми отличается от восприятия взрослого человека. Молодые люди более динамичны, энергичны. Само сознание, психика молодого человека устроены так, что он заточен на обучение (даже если он и не учится). Это ярко видно на примере ребенка. Дети постоянно задают вопросы. Это заложено в них природой. Они задают вопросы, получают ответы, воспринимают информацию. Эта информация закладывается в памяти и сознании ребенка, и так формируется личность. Когда человек перестает задавать вопросы, это первый признак старения. Важны не цифры в паспорте, а важна мера ощущения, способность воспринимать информацию, впитывать ее и учиться. Это такой показатель молодости, духовного и интеллектуального развития человека. Открываются большие возможности для познания мира. Именно из-за этого возникают основные проблемы, которые отражаются на становлении личности.
Для молодежи важен пример, образ. И одним из способов формирования личности является подражание. Это такой ответственный момент в вашей жизни. Например: мода. Что такое мода? Это некий стереотип, который сегодня предлагается для подражания. И каждый воспринимает это абсолютно безоговорочно. Модно - значит красиво. Я хочу быть похожим вот на того киноактера, или на ту модель из журнала, хочу быть похожим на крутого соседа. Эта подражательная модель восприятия действительности в молодости играет большую роль. Здесь действительно есть положительные моменты, потому что многое в мире достойно подражания. Но, к сожалению, есть и свои опасности. Ведь в молодом возрасте свойственно менее критическое отношение к объектам подражания, чем в зрелом возрасте. В зрелом возрасте в основном люди практически сформировались. Чаще всего подражание идет на уровне инстинкта. Именно в этой сфере познания мира и находятся основные проблемы для молодежи. Живя в информационном обществе, мы имеем такое огромное влияние внешнего фактора на человека, что это может привести к очень опасным последствиям для человеческой личности. И потому способность выборочно воспринимать весь этот поток информации, подражать только тому, что соответствует некоторым внутренним своим установкам, является очень важной.
Один выдающийся американский ученый-химик русского происхождения и он же православный священник рассказал Патриарху Кириллу следующее: «все то, что мы воспринимаем извне, состоит из шумов и сигналов. Шумов 90%, сигналов 10%. Мудрость человека заключается в способности отделять шумы от сигналов. Как бы отделяя шумы от сигналов, настраивая радиоприемник, уходя от помех и выходя на ту волну, которая несет в себе информацию». Так что же нужно сделать, чтобы отсеивать шумы от сигналов? Какой фильтр нужно поставить внутри себя, чтобы творчески воспринимать информацию, которая к нам приходит?
Конечно же, каждый сегодня должен овладевать базисной культурой, связанной с историей нашего народа. Именно в этой базисной культуре заложена система ценностей. К базисной культуре, конечно же, относится язык, классическая русская литература и религиозная культура. Основы религиозной культуры связаны с национальным культурным базисом. Это как раз то, что непременно должен знать каждый молодой человек. Именно из этой базисной культуры произрастает система национальных ценностей, которая формирует личность и общество. Если, владея этими ценностями и накладывая их на информационный поток, мы сможем отделять шумы от сигналов, то мы будем очень сильными. Сильным будет каждый из нас, сильным будет общество и сильным будет государство. Мы не сможем потеряться в сетях глобализации. Мы не будем Иванами, не помнящими родства. Мы будем носителями крепкого духовного самосознания. Такой человек не будет слепо подражать кому-то, а будет критически использовать подражание тому, что будет соответствовать его нравственным основам.
Только внутри самого человека должны быть охранные границы, чтобы суметь защитить себя от потока информации в эпоху глобализации. Каждый человек должен быть достаточно открыт к восприятию того, что несет современный мир, и одновременно быть способным защищать самые сокровенные глубины своей жизни, сохраняя свою национальную, духовную, религиозную, культурную самобытность и сохраняя нравственную систему ценностей. Это труднее всего дается современной молодежи. Современная массовая субкультура оказывает очень сильное влияние на молодежь, и устоять от ее влияния очень нелегко, потому что она взывает
к человеческому инстинкту. Определенная часть массовой культуры опасно влияет на молодежное сознание, эксплуатируя половой инстинкт, разрушая нравственное начало человека. Это очень соблазнительно. И тормоза не срабатывают.
Человеческая цивилизация, живущая по закону инстинкта, нежизнеспособна. Никакая правовая культура, никакое мощное правовое поле и развитое законодательство не способны регулировать человеческое поведение ежечасно - лишь голос совести. Когда нам говорят: живи как хочешь, только других не обижай, нас тем самым подталкивают к жизни по закону инстинкта. Поэтому в современной либеральной философии отсутствует понятие греха, а нравственность - не более чем условное понятие: «то, что нравственно для тебя, безнравственно для меня». Эта философия формирует современные массовые культуры, является убийственной для человеческой цивилизации. Чем раньше наша молодежь поймет, что нравственность - это способ выживания, тем сильнее мы будем, потому что сила науки - в силе духа!
Наш народ выигрывал войны не потому, что мы были сильны, обладали более мощным оружием, и не потому, что наши полководцы были умнее других. Особенно последнюю, Великую Отечественную войну, мы выиграли потому, что оказались сильнее духом, сплоченнее.
Один военный немецкий врач, осмотрев пленных русских девушек, был поражен чистотой целомудрия их и написал Гитлеру, что эта нация - непобедима.
Сегодня многие говорят и переживают о кризисе. Да не того кризиса мы боимся, более надо переживать, если мы подвергнем себя разрушительному нравственному кризису. Если мы будем сильнее внутренне, будем лучше работать, лучше учиться, у нас будут четкие цели, мы будем понимать, что мы должны защищать, то преодолеем кризис с улыбкой. Для нас это время будет поучительным, и мы с вами будем сильнее.
Основной задачей Церкви является процесс созидания сильной личности, крепкой семьи и сильного государства. Дай Бог всем нам осознать важность переживаемого момента, особенно молодым людям. В каком-то смысле «линия фронта» проходит через ваши души. Достоевский говорил о том, что Бог с дьяволом борется, а поле битвы в сердцах человеческих, и в первую очередь это сердца молодых. И никто кроме вас этой победы не одержит. Только одни могут помочь вам одержать победу, а другие толкать к тому, чтобы дьявол захватил ваши сердца.
Самая великая мудрость человека - это мудрость различать духов, уметь отличать добро от зла и держаться добра, потому что там, где добро, там жизнь.
Протоиерей Николай МАТВИЙЧУК, м
благочинный Ханты-Мансийского
благочиния, настоятель прихода храма
Святого Духа г. Нефтеюганска.
|