«…И пошел дождь, и разлились реки,
и подули ветры, и налегли на дом тот;
и он упал, и было падение его великое»
(Мф. 7: 27)
2009 год в нашей стране был объявлен
годом молодежи. Всевозможные акции,
гранты, проекты, социальные и антисоциальные ролики в сети – все это буквально
обрушилось на молодых людей. Отовсюду мы
слышим: наша молодежь инертна, наша молодежь спивается, нашей молодежи ни до чего
нет дела. И вот этими-то акциями, грантами
и проектами государство пытается увлечь
молодых людей, пробудить их от «спячки».
По меньшей мере, думаю, это наивно. На
все эти мероприятия откликаются люди и
без того заинтересованные в социальной
и политической жизни.
А вот остальные, безусловно, большая часть молодежи, попрежнему остаются равнодушны. И не поняв причины, не устранив ее, государство и
общественность сколько угодно могут говорить о пассивности и проблемах молодежи,
предлагать какие угодно проекты – ситуация
не изменится.
Итак, в чем же причина? Не ходя вокруг
да около, прямо скажем: причина кроется в
отсутствии четко сформированного и сформулированного мировоззрения. Ведь что такое
мировоззрение? Это система устойчивых
взглядов, принципов, оценок и убеждений,
определяющих отношение к окружающей
действительности. Именно благодаря мировоззрению человеческая деятельность приобретает организованный и упорядоченный
характер. Жизненные позиции человека становятся осмысленными, а сама деятельность
целенаправленной. У большинства представителей современной молодежи такой системы
зачастую нет. Да и откуда ей было взяться?
Вспомним историю. Замечательное своей
простотой и убедительностью, идеализмом
и романтизмом мировоззрение советского
человека стало разрушаться в конце 70-80-х
годов, а именно на это время приходится
этап становления и взросления, формирования убеждений родителей современной
молодежи. Совершенный и окончательный
крах этого мировоззрения произошел в
перестройку и в 90-е годы. О возможности
формирования какого-либо ценного в моральном и нравственном плане мировоззрения в
этот период говорить не приходится. Оставшиеся без мировоззрения советского и не
приобретшие нового мировоззрения, могли
ли наши родители привить нам какую-то
единую мировоззренческую систему? Да,
они учили нас хорошему, предостерегали
от дурного, но единой системы взглядов не
получилось. А без нее человек – что дом
на песке (вспомним евангельскую притчу):
пришли воды, размыли основание и рухнул
дом. Именно поэтому современный молодой
человек так легко попадает в никотиновую,
алкогольную и наркотическую зависимость.
Ему просто нечего ей противопоставить. Да
и зачем? Здесь же кроется причина многих
самоубийств (если нет смысла жизни, зачем
жить?). Отсюда же ранняя половая жизнь,
гражданские браки и аборты. Вспомним
одну из основных мыслей романов Федора
Михайловича Достоевского: «Если Бога нет,
то все позволено». И ведь это действительно
так. Что остановит меня? Закон? Но закон
в нашей стране легко обойти. Забота о здоровье? Но на весах здоровье и удовольствие
всегда перевесит удовольствие. Совесть? Но
что такое совесть для человека, который ни
во что не верит? Просто страх. Преодолей
его – и ты станешь свободным.
Кто-то может возразить: но ведь есть же
общие для всех ценности? Такие как: семья,
любовь, здоровье, карьера, дружба и т.п. Да,
это так. Многие из нас назовут эти понятия
в качестве ценностей на первых местах в
общем списке. Однако что каждый вкладывает в эти понятия? Например, любовь.
Любовь или страсть, желающая обладать и
властвовать, подчинять себе любым путем?
Или однополая любовь? Или все же любовь
жертвенная, отдающая, а не берущая? Или,
скажем, семья. Какой смысл можно вложить
в это понятие? Двое, планирующие одного
ребенка, да и то лет через пять? Или одна
семья, потом другая семья, а затем, возможно, и третья? Или же одна семья на
всю жизнь и чтоб детей не меньше трех?
И так можно рассмотреть каждую из названных выше ценностей. В зависимости от
того, насколько сформировано человеческое
мировоззрение, от того, что лежит в его
основе, каждый наполнит эти слова своим
собственным смыслом.
Однако нельзя, конечно же, полностью отрицать наличие мировоззрения у современной
молодежи. В той или иной степени молодые
люди все же ищут, на чем бы укрепить здание
своей жизни, и таким образом сознательно
или «за компанию» попадают в различные
молодежные движения и объединения. Безусловной чертой современного молодежного
общества является его раздробленность, причем это не просто «кружки по интересам»,
но зачастую конфликтующие между собой
объединения людей. Например, скинхеды, гопники и так называемые «неформалы» (панки,
готы, хиппи, эмо и т.п.). Столкновения этих
группировок в лучшем случае заканчиваются
синяками, в худшем – переломами, иногда
даже – летальными исходами.
Есть целый ряд молодых людей, которых
можно назвать «гламурной тусовкой», «прожигателями жизни». Обеспеченные ребята на
красивых и дорогих машинах, с красивыми
и дорогими девочками, «отрывающиеся» в
элитных клубах и на заграничных курортах.
Лично мне больше всего жаль именно этих
людей. Им часто даже некогда задуматься
над тем, для чего они живут. Вся эта суета
веселой и беспечной жизни увлекает тебя
подобно водовороту, и всякие попытки
выбраться из него только усугубляют положение.
Еще одна интересная тенденция в плане дробления молодежи на группы – это
элитизм. Есть определенная категория молодежи, которая считает себя в некотором
смысле духовной и культурной элитой. Она
с презрением отзывается о Донцовой и
Доме-2, смотрит арт-хаусное и авторское
кино (причем Бергман и Феллини в этом списке своего рода попса); слушает электронику,
транс, ну или, в крайнем случае, рок и всячески подчеркивает собственную оригинальность и индивидуальность (в одежде, словах,
жестах и т.п.). Собственно, ничего плохого
в этом нет. Люди интересуются искусством,
повышают собственный культурный уровень.
Жаль только, что чаще всего в основе этого
лежит лишь желание выделиться, а спроси их
зачем, они ничего не смогут ответить.
В последние годы набирает силу православное молодежное движение. Сюда приходят люди воспитанные в Православии или же
только-только приходящие к вере, к Церкви.
Однако и это движение, к сожалению, только
группа, причем весьма и весьма обособленная, в ряду других молодежных групп.
А говорить о цельном мировоззрении даже
среди нас, православных молодых людей,
зачастую не приходится. Очень-очень часто
в храме, среди православных мы одни, а в
миру совсем другие, даже стиль одежды – и
тот различается.
Итак, молодежная часть общества состоит из разрозненных молодежных групп,
которые не объединены какой-либо общей,
если можно так сказать, идеальной «над
– идеей». Откровенно говоря, мне сложно
предположить, что могло бы послужить такой
«над – идеей». Возможно, становящееся сейчас популярным социальное служение. Меня
лично привлекает патриотическая идея, что-нибудь вроде: «Мы в ответе за нашу страну,
в наших руках ее будущее и будущее наших
детей». В идеале это, конечно, должно быть
христианское, православное мировоззрение.
И хотя об этом, к сожалению, пока можно
только мечтать, мне бы хотелось напоследок
сказать несколько слов об отношении современной молодежи к Церкви.
Одна моя подруга, человек совершенно
далекий от какой бы то ни было церковной
жизни, после моих рассказов о проповеди
небезызвестного всем нам дьякона Кураева
на рок-концертах, о разрешении венчания
однополых браков в ряде христианских церквей Европы сказала: «Если я когда-нибудь
приду к вере, мне бы хотелось, чтобы она
осталась чистой». Сейчас в церковной среде
можно заметить некоторые послабления,
своего рода уступки, на которые Церковь
идет, чтобы молодые приходили в храм.
Банальнейший пример: девушка пришла в
храм в брюках и без платка. И кто посмеет
сделать ей замечание? Ей и такой рады.
А что собственно мешало этой девушке
надеть платок и юбку? Если она не знала
(что вообще маловероятно), то почему бы
не исправиться и не надеть их уже в самом
храме? (Благо во всех храмах всегда есть
специально предназначенные для таких девушек платки и юбки.)
Молодой человек рано или поздно устает
оттого, что ему все позволено. Так, например, если все время есть сладкое, захочется
горького или соленого. И этим-то «горьким»
может послужить человеку Церковь с ее
строгими канонами и догматами. Поначалу
ставя в жесткие рамки, впоследствии она
приводит человека к свободе, подлинной свободе духа взамен прежней, мнимой свободы
плоти. Трудно и тяжело новоначальному в
Церкви, сложно ему понуждать себя, но если
он сознательно пришел в храм, к Богу, то
он рад этим трудностям. В мире вседозволенности было ему легко и просто, но это
не принесло ему счастья, а лишь горечь и
разочарование. Не мы приводим человека
в Церковь, его приводит Господь. Наша же
задача как прихожан и задача церковных
служителей – сохранить ее в первозданной
чистоте и целостности.
Над проблемами молодежи размышляла
Мария Сафьянова, г. Тюмень
|