ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№2 2010 г.         

Перейти в раздел [Проблемы насущные]

Современная молодежь: проблема мировоззрения

«…И пошел дождь, и разлились реки,
и подули ветры, и налегли на дом тот;
и он упал, и было падение его великое»
(Мф. 7: 27)

2009 год в нашей стране был объявлен годом молодежи. Всевозможные акции, гранты, проекты, социальные и антисоциальные ролики в сети – все это буквально обрушилось на молодых людей. Отовсюду мы слышим: наша молодежь инертна, наша молодежь спивается, нашей молодежи ни до чего нет дела. И вот этими-то акциями, грантами и проектами государство пытается увлечь молодых людей, пробудить их от «спячки». По меньшей мере, думаю, это наивно. На все эти мероприятия откликаются люди и без того заинтересованные в социальной и политической жизни. А вот остальные, безусловно, большая часть молодежи, попрежнему остаются равнодушны. И не поняв причины, не устранив ее, государство и общественность сколько угодно могут говорить о пассивности и проблемах молодежи, предлагать какие угодно проекты – ситуация не изменится.

Итак, в чем же причина? Не ходя вокруг да около, прямо скажем: причина кроется в отсутствии четко сформированного и сформулированного мировоззрения. Ведь что такое мировоззрение? Это система устойчивых взглядов, принципов, оценок и убеждений, определяющих отношение к окружающей действительности. Именно благодаря мировоззрению человеческая деятельность приобретает организованный и упорядоченный характер. Жизненные позиции человека становятся осмысленными, а сама деятельность целенаправленной. У большинства представителей современной молодежи такой системы зачастую нет. Да и откуда ей было взяться? Вспомним историю. Замечательное своей простотой и убедительностью, идеализмом и романтизмом мировоззрение советского человека стало разрушаться в конце 70-80-х годов, а именно на это время приходится этап становления и взросления, формирования убеждений родителей современной молодежи. Совершенный и окончательный крах этого мировоззрения произошел в перестройку и в 90-е годы. О возможности формирования какого-либо ценного в моральном и нравственном плане мировоззрения в этот период говорить не приходится. Оставшиеся без мировоззрения советского и не приобретшие нового мировоззрения, могли ли наши родители привить нам какую-то единую мировоззренческую систему? Да, они учили нас хорошему, предостерегали от дурного, но единой системы взглядов не получилось. А без нее человек – что дом на песке (вспомним евангельскую притчу): пришли воды, размыли основание и рухнул дом. Именно поэтому современный молодой человек так легко попадает в никотиновую, алкогольную и наркотическую зависимость. Ему просто нечего ей противопоставить. Да и зачем? Здесь же кроется причина многих самоубийств (если нет смысла жизни, зачем жить?). Отсюда же ранняя половая жизнь, гражданские браки и аборты. Вспомним одну из основных мыслей романов Федора Михайловича Достоевского: «Если Бога нет, то все позволено». И ведь это действительно так. Что остановит меня? Закон? Но закон в нашей стране легко обойти. Забота о здоровье? Но на весах здоровье и удовольствие всегда перевесит удовольствие. Совесть? Но что такое совесть для человека, который ни во что не верит? Просто страх. Преодолей его – и ты станешь свободным.

Кто-то может возразить: но ведь есть же общие для всех ценности? Такие как: семья, любовь, здоровье, карьера, дружба и т.п. Да, это так. Многие из нас назовут эти понятия в качестве ценностей на первых местах в общем списке. Однако что каждый вкладывает в эти понятия? Например, любовь. Любовь или страсть, желающая обладать и властвовать, подчинять себе любым путем? Или однополая любовь? Или все же любовь жертвенная, отдающая, а не берущая? Или, скажем, семья. Какой смысл можно вложить в это понятие? Двое, планирующие одного ребенка, да и то лет через пять? Или одна семья, потом другая семья, а затем, возможно, и третья? Или же одна семья на всю жизнь и чтоб детей не меньше трех? И так можно рассмотреть каждую из названных выше ценностей. В зависимости от того, насколько сформировано человеческое мировоззрение, от того, что лежит в его основе, каждый наполнит эти слова своим собственным смыслом.

Однако нельзя, конечно же, полностью отрицать наличие мировоззрения у современной молодежи. В той или иной степени молодые люди все же ищут, на чем бы укрепить здание своей жизни, и таким образом сознательно или «за компанию» попадают в различные молодежные движения и объединения. Безусловной чертой современного молодежного общества является его раздробленность, причем это не просто «кружки по интересам», но зачастую конфликтующие между собой объединения людей. Например, скинхеды, гопники и так называемые «неформалы» (панки, готы, хиппи, эмо и т.п.). Столкновения этих группировок в лучшем случае заканчиваются синяками, в худшем – переломами, иногда даже – летальными исходами.

Есть целый ряд молодых людей, которых можно назвать «гламурной тусовкой», «прожигателями жизни». Обеспеченные ребята на красивых и дорогих машинах, с красивыми и дорогими девочками, «отрывающиеся» в элитных клубах и на заграничных курортах. Лично мне больше всего жаль именно этих людей. Им часто даже некогда задуматься над тем, для чего они живут. Вся эта суета веселой и беспечной жизни увлекает тебя подобно водовороту, и всякие попытки выбраться из него только усугубляют положение.

Еще одна интересная тенденция в плане дробления молодежи на группы – это элитизм. Есть определенная категория молодежи, которая считает себя в некотором смысле духовной и культурной элитой. Она с презрением отзывается о Донцовой и Доме-2, смотрит арт-хаусное и авторское кино (причем Бергман и Феллини в этом списке своего рода попса); слушает электронику, транс, ну или, в крайнем случае, рок и всячески подчеркивает собственную оригинальность и индивидуальность (в одежде, словах, жестах и т.п.). Собственно, ничего плохого в этом нет. Люди интересуются искусством, повышают собственный культурный уровень. Жаль только, что чаще всего в основе этого лежит лишь желание выделиться, а спроси их зачем, они ничего не смогут ответить. В последние годы набирает силу православное молодежное движение. Сюда приходят люди воспитанные в Православии или же только-только приходящие к вере, к Церкви. Однако и это движение, к сожалению, только группа, причем весьма и весьма обособленная, в ряду других молодежных групп. А говорить о цельном мировоззрении даже среди нас, православных молодых людей, зачастую не приходится. Очень-очень часто в храме, среди православных мы одни, а в миру совсем другие, даже стиль одежды – и тот различается.

Итак, молодежная часть общества состоит из разрозненных молодежных групп, которые не объединены какой-либо общей, если можно так сказать, идеальной «над – идеей». Откровенно говоря, мне сложно предположить, что могло бы послужить такой «над – идеей». Возможно, становящееся сейчас популярным социальное служение. Меня лично привлекает патриотическая идея, что-нибудь вроде: «Мы в ответе за нашу страну, в наших руках ее будущее и будущее наших детей». В идеале это, конечно, должно быть христианское, православное мировоззрение. И хотя об этом, к сожалению, пока можно только мечтать, мне бы хотелось напоследок сказать несколько слов об отношении современной молодежи к Церкви.

Одна моя подруга, человек совершенно далекий от какой бы то ни было церковной жизни, после моих рассказов о проповеди небезызвестного всем нам дьякона Кураева на рок-концертах, о разрешении венчания однополых браков в ряде христианских церквей Европы сказала: «Если я когда-нибудь приду к вере, мне бы хотелось, чтобы она осталась чистой». Сейчас в церковной среде можно заметить некоторые послабления, своего рода уступки, на которые Церковь идет, чтобы молодые приходили в храм. Банальнейший пример: девушка пришла в храм в брюках и без платка. И кто посмеет сделать ей замечание? Ей и такой рады. А что собственно мешало этой девушке надеть платок и юбку? Если она не знала (что вообще маловероятно), то почему бы не исправиться и не надеть их уже в самом храме? (Благо во всех храмах всегда есть специально предназначенные для таких девушек платки и юбки.)

Молодой человек рано или поздно устает оттого, что ему все позволено. Так, например, если все время есть сладкое, захочется горького или соленого. И этим-то «горьким» может послужить человеку Церковь с ее строгими канонами и догматами. Поначалу ставя в жесткие рамки, впоследствии она приводит человека к свободе, подлинной свободе духа взамен прежней, мнимой свободы плоти. Трудно и тяжело новоначальному в Церкви, сложно ему понуждать себя, но если он сознательно пришел в храм, к Богу, то он рад этим трудностям. В мире вседозволенности было ему легко и просто, но это не принесло ему счастья, а лишь горечь и разочарование. Не мы приводим человека в Церковь, его приводит Господь. Наша же задача как прихожан и задача церковных служителей – сохранить ее в первозданной чистоте и целостности.

Над проблемами молодежи размышляла
Мария Сафьянова, г. Тюмень

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.