В данном вопросе стоит выделить и соотнести друг с другом два основополагающих
понятия – это успех и верность идеалам Православия.
Что же такое успех в современном миропонимании и с чем его может соотнести
обычный, рядовой гражданин, человек? Конечно же, с приобретением в своей жизни
личного счастья, успеха в делах, в учебе,
на работе, в обществе, одним словом, достижения комфортной жизни, и, в первую
очередь, стремление к любви, к тому, чтобы
испытать это неведомое.
Но подсознательно движимое чувство
души каждого из нас во всеобъемлющей силе
и полноте, но какой любви? Можно долго
говорить и размышлять по поводу того, как
лучше устроить собственную жизнь, сделать
ее более благополучной, слушать разных и
всевозможных учителей, но как бы ни была
достигнута та степень комфорта в жизни и
удовлетворенности, которое предлагает нам
общество и к чему оно ведет нас через
навязываемые нам стереотипы и образы
масскультуры посредством различных СМИ ,
никогда в жизни не будет полного успеха,
если позабыть о душе своей, о ее главном
стремлении – быть и находиться в полной и
абсолютной любви, иметь истинную красоту и
чистую неподдельную радость. Поэтому можно
сказать, что главный наш успех в жизни – это
иметь счастье в душе, т.е. быть с частью чегото очень важного, с частью Бога, Который есть
все, позволить в свою душу впустить Бога и, по
крайней мере, стремиться к тому идеальному
образу настоящей истинной любви, что показан
и дан нам в Библии: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не
превозносится, не гордится, не бесчинствует,
не ищет своего, не раздражается, не мыслит
зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (Первое послание св.
ап. Павла к Коринфянам).
Иметь такую любовь и есть настоящий
успех в жизни, ведь ты имеешь подлинное
счастье, не помутненное и не исковерканное
навеянными образами мира. Душа знает,
чего она хочет, и требует от нас через совесть (которая, как сказал схиигумен Савва,
есть голос самого Бога) исполнения этого
идеала в душе. Это подтверждает видный
деятель мировой науки, швейцарский психолог и философ К.Г. Юнг: «Все в нашем сознании, душе и жизни даже и бессознательно
стремится либо к любви, либо к компенсации
ее отсутствия». Отсюда можно и некоторый
вывод сделать – современная комфортная
жизнь в достатке и удовольствии есть лишь
компенсация утраты той настоящей любви,
потерянный рай, но достойно ли так жить
и довольствоваться теми низшими ее формами? Для кого-то иметь такое жалкое и
ущербное положение вполне достаточно, но
не для истинно уважающего себя человека,
который не будет довольствоваться чем-то
низким и обменивать свою душу по дешевке
на то, что в вечность уже не забрать.
Подведя итог, можно с уверенностью сказать, даже более чем, что оставаться
верным православным христианином будет являться главным залогом успеха, как в этой
жизни, так и в будущей. Ведь никто, только наша Церковь дает нам ясное представление
о счастье через самое главное Таинство –
Причастие – и все остальные Таинства, что
были установлены еще с древних времен
существования Церкви. Церковь дает нам
самое реальное и важное учение о жизни
через наглядные примеры духовной практики святых отцов, учителей, проповедников,
святых, дает нам тот наикратчайший путь,
прошедший и подтвержденный тысячами.
Наш народ, который веками жил по нормам
и правилам православной культуры, хорошо
это уяснил, откуда и пошли такие народные
поговорки «Кому Церковь не мать, тому Бог
не Отец» или «Без Бога ни до порога».
На мой взгляд, в нашей тяжелой и суровой жизни как никогда надо сохранять и
иметь веру, ведь именно она, самая чистая и
искренняя вера и упование на Бога способна
вывести нас из любой непогоды, ненастья,
бури, горя, придаст нам сил. Это и будет
нашим главным успехом.
|
Иерей Алексий Сучков, клирик храма Рождества Христова
г. Нижневартовска
Помню случай, когда пятнадцатилетняя
воспитанница интерната спросила меня: «Почему говорят, что в Бога верить – молодость
губить?»
И действительно, многие люди, особенно
молодые, видят Православие только как
систему запретов, главная задача которых
– убить радость жизни в людях. А ведь
это глубоко ошибочное мнение! Давайте
разберемся, действительно, возможно ли
сегодня быть успешным в жизни, но при
этом оставаться верным православным
христианином?
Конечно, можно начать рассуждать на
тему «Что есть настоящий успех человеческой
жизни» и с этой позиции подвести к тому,
что ради достижения Царствия Небесного как
истинного успеха человеку просто необходимо
оставаться верным христианином.
Но мы же понимаем, что за термином
«успех» в данном вопросе имеются в виду
хорошая карьера, благополучная семья, материальная обеспеченность и т. д. Возможно
ли сочетание именно такого успеха и верности Христу?
Конечно, история знает примеры, когда
такое сочетание в принципе было невозможным: люди, желающие благополучия, вынуждены были отрекаться от Христа, и, наоборот,
верные христиане теряли все, оказывались
в изгнании, а то и погибали мучительной
смертью. Но сейчас – слава Богу! – времена
совсем другие!
Думаю, никто спорить не будет с тем,
что верующие не на словах, а на деле,
люди пользуются доверием и уважением со
стороны окружающих, их ценят на работе
за добросовестность и честность. В семьях
настоящих христиан нет скандалов по причине ревности, измен, борьбы за власть и
т. д. Благодаря вере в благой Промысл Божий, верующий человек лучше защищен от
стрессов. Он уверен в завтрашнем дне, так
как знает, что Бог любит его и заботится о
каждом человеке. Не боится трудностей, так
как помнит, что Бог свыше сил искушений
не допустит.
В любое мгновение православный христианин может молитвенно призвать Бога,
святых и получить помощь свыше. Любой
верующий без труда приведет примеры благодатной помощи в своей жизни. Так что
Православная вера никак не мешает нам
быть успешными в этом мире.
Однако вопрос этот, все же, возникает не
на пустом месте. Дело в том, что подобное
сочетание и сегодня может оказаться невозможным. Но не по причине того, что мир
этот погряз в грехе, а от того, что многие из
нас при каждой возможности с удовольствием
прямо стремятся в этих грехах погрязнуть. То
есть причина неверности или «неуспешности»
христиан не в мире, а в нас.
Дело в том, что успех сам по себе
для нас является искушением. Причем для
многих – таким искушением, которое выше
наших сил. А этого Господь верным Своим
сынам не допускает. Именно поэтому, если
мы амбициозные, гордые, нацеленные на
материальное благополучие любой ценой,
если мы страстные люди, то Господь не попустит нам ни карьерного роста, ни крепкого
здоровья, ни денег больших, ни смиренных
членов семьи… Он убережет нас от «самовозношения», не случайно сказано: «Бог
гордым противится».
Вспомните, как часто благополучная сытая жизнь делает нашу душу бесчувственной
– «сытый голодного не понимает».
Как часто благополучная сытая жизнь превращается в удобрение для страстей, которые,
как тернии, произрастают в наших сердцах и
заглушают семя евангельских слов!
Как часто благополучная сытая жизнь заставляет нас забыть о Боге, приучая уповать
лишь на себя, деньги, связи…
Страдание, напротив, приучает нас к
молитве, упованию на Бога, учит нас любить
ближних и тех, кто помог нам в беде, и тех,
кому тоже плохо – уж тот, кто сам беду знает,
к чужой боли равнодушным не останется!
То есть это не Православие мешает нам
быть успешными в жизни, нет! Скорей наоборот – успешность и благополучие мешают
нам оставаться верными православными
христианами. Причем не сами по себе, а
потому что мы по ненасытной своей страстности неправильно используем успех и благополучие, которые Бог порой дарует нам по
Своей беспредельной милости.
Именно поэтому Он опять же по Своей
беспредельной милости и забирает у нас порой Свои дары, потому что видит, что нам
они только вредят. В результате мы иногда с
вершины успеха опять оказываемся у «разбитого корыта» как известная пушкинская
героиня. Ведь душа – дороже тела, и «какая
польза человеку, если он приобретет весь
мир, а душе своей повредит».
Вот мы и пришли к выводу, что, если
«успех в жизни» по причине нашей страстности мешает «успеху всей жизни», то их
сочетание, действительно, оказывается невозможным – из-за нашей греховности, а не
из-за сложностей в окружающем мире. В этом
случае мы оказываемся перед выбором – или
успех в этой жизни, но без Бога, или успех
как результат трудной земной жизни, непрерывной борьбы с грехом, зато с Богом.
Итак, как можно ответить на поставленный
в начале статьи вопрос? Только так: «Сегодня
можно быть успешным в жизни, но только при
условии, что при этом мы будем обязательно
оставаться верными православными христианами. Это сочетание не невозможное, оно
– обязательное, если включает в себя успех
и в этой жизни, и в будущей».
|
Любовь Николаевна Чабина,
завуч Воскресной школы прихода храма
свт. Алексия Московского, г. Нягань
|