Крупнейший современный исследователь жизни и наследия Филофея (Лещинского)
архимандрит Тихон (Бобов) в своих трудах справедливо отмечает, что деятельность
просветителя земли Сибирской Филофея (Лещинского) нельзя сводить просто к
миссионерской деятельности. Просветительская миссия в Сибири Филофея (Лещинского)
была государственной миссией по духовному становлению и укреплению России.
Очевидно, чтобы иметь смысл своего
существования, государство должно выполнить следующие существенные задачи:
1) обеспечить физическую жизнь своих
граждан; 2) располагать территорией и
средствами распределения материальных
ресурсов; 3) располагать средствами для
выработки потребности у граждан подчиняться общественным нормам поведения; 4)
располагать институтами, которые стоят на
страже порядка в обществе; 5) располагать
средствами выработки фундаментальных
ценностей личности.
Основополагающей для жизни общества,
страны является именно последняя задача –
выработка фундаментальных ценностей личности. Именно эту основополагающую функцию выработки фундаментальных ценностей
в обществе выполняет религия. Например,
американский социолог Парсонс писал, что
общество лишь тогда может сохраняться как
стабильная система, когда нормативный порядок общества подкрепляется религиозными
ценностями и идеалами. Без религии обществу всегда угрожает дезинтеграция, и единственным способом установления порядка и
стабильности осталось бы только насилие.
Действительно, из истории мы знаем,
что любое насильственное революционное
преобразование общества, в какой бы европейской стране оно ни происходило, будь
это революция во Франции или революция
в России, всегда начиналось с уничтожения
традиционных религий. Светская культура
тоже может оказывать влияние на ценности
и нормы общества через искусство, преподавание гуманитарных наук и т.д., но возможности светской культуры ограничены – она не
может обеспечить человеку связь с высшей
реальностью, где кроется конечный смысл
жизни, рассеивается страх смерти, откуда
раздается в человеке категорическое повеление долга, совести и призыв к нравственной
любви. Таким образом, религия является
глубинным средоточием культуры, гарантом
стабильности и жизненности государства.
Немецкий социолог Макс Вебер отмечал,
что в Соединенных Штатах Америки с давних
пор утвержден принцип «отделения Церкви
от государства», что принцип этот проводится
столь строго, что отсутствует даже официальная статистика вероисповеданий и что
обращение к гражданам с вопросом об их
конфессиональной принадлежности явилось
бы нарушением закона, тем не менее, при
установлении каких-либо деловых финансовых отношений всегда как бы незаметно
задается вопрос: какой ты веры? Почему задается такой вопрос? Один из американских
деловых людей объяснил Веберу: «По мне,
сударь, каждый может верить или не верить,
однако, если я имею дело с фермером или
купцом, который вообще не принадлежит ни
к какой Церкви, то я не доверю ему и 50
центов. Что побудит его отдать мне долг,
если он ни во что не верит?» Здесь Макс
Вебер говорит об основополагающей роли
религиозных ценностей в хозяйственной деятельности даже такого государства, которое
формально отделено от религии.
Не только крупные социологи, но и выдающиеся философы отмечают основополагающую роль духовности в государстве – Гегель,
Фихте, Бердяев, Соловьев и др. Например,
русский философ И.А. Ильин писал: «Каждый
народ имеет инстинкт, данный ему от природы (а это значит – от Бога), и дары Духа,
изливаемые в него от Творца всяческих. У
каждого народа инстинкт и дух живут посвоему и создают драгоценное своеобразие.
Он по-своему возносится и падает духом,
по-своему организуется. У каждого народа
иное, свое чувство права и справедливости, иной характер, иная дисциплина, иное
представление о нравственном идеале, иная
политическая мечта, иной государственный
инстинкт. Словом, у каждого народа и особый душевный уклад и духовно-творческий
акт. И у каждого народа особая, национально
зарожденная, национально выношенная и
национально выстраданная культура».
Чем бы была история Израиля без
иудаизма? Китая – без конфуцианства и
даосизма? Индии – без индуизма, Японии
– без синтоизма и дзен-буддизма? Ответ
очевиден. Но сегодня почему-то, когда речь
заходит о традиционной религии в России,
так называемые ученые, которые важно
именуют себя светскими религиоведами, а
фактически являясь активными воинствующими противниками традиционных религий –
ислама и Православия, – в первую очередь,
безапелляционно заявляют, что выделять
культурообразующую религию в России нельзя. А почему собственно нельзя?
Христианство, как писал русский философ В.В. Зеньковский, пришло в Россию
не только как религия, но и как особое,
практически действенное мировоззрение.
После введения христианства Русь становится полноправной европейской христианской
державой, укрепляет свою государственность.
Д. А. Хомяков говорил, что единственный народ, история которого начинается с
принятия христианства – это русский народ.
Русь себя осознала лишь тогда, когда над
ней воссиял Крест Господень. Она оттого и
зовется «Святая». Ангажированные ученые,
которые отрицают историческую значимость
Православия для России, для русского народа, пустили в ход учение о так называемом
«двоеверии». Они приводят факты обычаев
и даже нехристианских понятий, долго державшихся в народе (и может быть, вполне не
исчезнувших до сегодняшнего дня). Под верой сочинители слова «двоеверие» понимали
только внешнее выражение сверхчувственного мира человеком или народом. Но это
неточное, поверхностное определение веры.
В сущностном, внутреннем смысле вера –
это духовный свет, исходящий из того или
другого светового источника и просвещающий
душу, в большей или меньшей степени –
рассеивая душевную мглу. Вера находит в
каждом человеке такое внешнее выражение,
которое зависит от степени его культуры. Но
внешняя атмосфера, в которой живет вера
в народе или человеке, всегда ниже своего
истинного Божественного первоначала. Также и на Западе, где язычество сохранилось
гораздо больше, тоже не может быть речи о
двоеверии, а только о большем или меньшем
просвещении душ высшим началом. Народ,
принявший христианство, принимает и новый
облик, пока же, на самых первых порах, его
облик старый – его христианство лишь номинальное. Но и тогда о двоеверии не может
быть речи. Вера одна – либо языческая, с
христианскими обрядами, либо, в обратном
же случае, – вера уже христианская, и лишь
в понятиях об индифферентных вещах могут
сохраняться остатки язычества.
Едва ли до христианства русские называли себя по вере. Вера была тогда внешним атрибутом. Только христианская вера
представлялась ими как абсолютная вера, а
таковая настолько охватывает человека, что
он сам для себя уже «не эллин или иудей»,
а в первую очередь, человек такой-то веры.
Называя себя православным, а страну – святой, русский народ вовсе не думал почитать
себя конкретно осуществившим Православие
и что его земля святая, он хотел выразить
только то, что его идеал – Православие,
а цель – сделать свою страну, возможно,
святой… «Русский народ назвал себя православным только в этом смысле», – писал
Д. А. Хомяков.
Русский народ, как и все народы, имеет
свои грехи, свою односторонность и узость,
иначе он не был бы народом. Но насколько
он себя отождествляет с Православием, настолько он заявляет, что искренне желает
быть народом и не желает возводить свои
односторонности, грехи в знамя.
Народность не препятствует служению
общечеловеческим идеалам. Русский в иноплеменнике, не в завоевателе, видит брата, а
не чужого. Он в своей более чем терпимости
к другим народам также добродушно смотрит
на чужие обычаи и никогда не только не
навязывает свои обычаи, но, наоборот, слишком легко усваивает чужие обычаи, если они
не противны вере. Это отношение к другим
народам происходит от живого усвоения
учения о братстве всех людей во имя Отца
Небесного, и слово «брат», «братец», обращенное ко всем, без различий, указывает
на то, что для русского народа понятие о
братстве настолько непосредственное, что
оно перешло в его кровь и плоть. Это вполне
христианское понимание отношений к другим
народам и племенам делает из русского
народа твердую религиозно-культурную основу для могущественного государственного
здания. Это тот культурно-православный
элемент, который должен быть основанием
воспитания в русском духе.
Современные исследователи, размышляя
о роли Православия для Российского государства, пишут, что православная державность
освоила 1/6 часть суши без работорговли,
без премий за скальпы аборигенов и без
загона их в резервации для «унтерменшей».
И это геополитическое величие, даже чудо на
политической карте мира, никак не противоречило сакральной сущности православной
державы, а наоборот, объяснялось ее духом
служения Богу. Когда же осознание сакральной сущности самодержавия стало исчезать в
верхнем слое общества – Россия и рухнула,
ибо по своему культурному «генетическому
коду» (а вовсе не из-за мифической отсталости) не была пригодна стать обывательской
страной, как все. Для России гораздо важнее
не пресловутый «стандарт» земной жизни,
а ее итог: спасется ли человек для вечного
Царствия Божия, борясь со злом в себе и
вокруг себя или же безвольно поддаваясь
злу и греху, погубит свою душу в царстве
диавола. В духовном воспитании народа для
жизни на земле и спасении народа для жизни
вечной и должно заключаться назначение
истинной государственной власти. Такова
была православная держава – единственный
строй, который раздвигал свои критерии
«хорошего» и «плохого» за пределы земных
интересов.
Россия – многонациональная страна. Обращаясь к истории Сибири, как неотъемлемой
части России, мы знаем – кого только не
принимала Сибирь! Роман В. Шишкова
«Угрюм-река» начинается с описания цирюльни, принадлежавшей черкесу Ибрагимоглы, которого судьба забросила в восточно-сибирские края необъятной матушки-России.
Попадали сюда и представители других
народов Кавказа, польские ссыльные революционеры, участвовавшие в освободительном движении. Для участия в заселении
и освоении некоторых регионов страны, в
частности, степных, царское правительство
приглашало колонистов и из-за рубежа, чаще
всего, немцев. Исследователи отмечают, что
важнейшим фактором формирования русской
нации, российского государства были миграции, переселенческие движения.
И хотя в то время государственной религией России было Православие, а Сибирь
была по составу населения полиэтничной,
многоликой, но не было там никаких межконфессиональных и межэтнических конфликтов,
Сибирью прирастало могущество России.
Валентин Распутин писал: «До революции
хлеба Сибирь могла поставить столько,
что его хватило бы для всей России. В
1898 году из этого края отправлялось 149
тысяч пудов масла, а через восемь лет, в
1906 году – около трех миллионов пудов
(и какого масла!), немалая часть которого
шла в Германию, Англию, Данию. Домашней птицы было не перечесть, дикое мясо,
рыба, мед, кедровое масло – всем этим
продовольствовавшим человека продуктом
Сибирь избытствовала и при спросе могла
за годы, как масло, увеличить его поставки
в несколько раз. Сегодня хлеб доставляется
сюда из Канады, мясо из Франции, птица из
Венгрии и Австралии, масло из Дании, из
Финляндии, картошка – стыд сказать, грех
утаить! из Китая, красная смородина, которую за кислинку еще недавно в Сибири и за
ягоду не считали, из Польши и т.д.».
Несмотря на свой этнически разнообразный, социально разнообразный состав
населения, Сибирь была крепостью и мощью
Российского государства.
Православие имеет для России особый смысл – национально-государственный
и национально-культурный. Национально-государственный потому, что Православие
есть для большинства русских граждан
главная связующая их воедино духовная
сила. Национально-культурный смысл русской
политики исключает расовый национализм.
Такой национализм – это движущее начало
какой-то тени национальности, но не самой
живой нации. Мусульманские мыслители неоднократно отмечали, что русскому человеку
чужд национализм, русский не выставляется,
не презирает других и легко уживается с
человеком любого племени. Азербайджанец
Ирзабеков Фазиль пишет: «Мне по душе православный русский храм. Ибо только здесь, в
этих стенах, самым непостижимым образом
продолжает пребывать в первозданной своей
небесной красоте Русь – не оболганная и не
загаженная». Такова истинная роль Православия в области национально-культурных
отношений.
Россия восприняла идеалы социализма
именно настолько, насколько они соответствовали нравственно-духовным религиозным ценностям. Так, известный русский
социолог Питирим Сорокин, изучая национальный вопрос в России, писал об этике
бескорыстной помощи, этике коллективной
защиты достоинства и защиты личности, он
говорил о поразительном снижении преступности, у людей были четкие понятия
правильного и неправильного, ощутимо было
развито чувство и сознание коллектива –
«мы», объединенного в широкое содружество посредством взаимопомощи, взаимной
симпатии, стремлений к общим великим
целям и сознания своей ответственности.
Здесь существовали сравнительно мирные взаимоотношения между отдельными
людьми и группами. Питирим Сорокин отмечал также и мирную внешнюю политику
России. Основой всех этих поведенческих
характеристик российского народа является идейная, или, как говорил П. Сорокин,
идеологическая основа.
В истории России был и период господства атеистической идеологии. Но и атеистическая идеология носила религиозный характер. Например, современный исследователь
религий Д.В. Пивоваров выделяет атеизм
как разновидность религиозной веры. Существуют разные типы атеизма. Не верующий
в Бога вовсе не то же, что верующий, что
Бога нет. Первый – пассивный тип атеизма,
не способный создать что-либо, а только
вносящий в свой обиход, а равно и обиход
своей среды, разлагающее начало индифферентизма. Но атеистическая вера может
быть и отрицательная, воинствующая, именно
она вполне проявилась в России. Эта новая
воинствующая атеистическая вера отличается от простого атеистического неверия.
Когда появляется вера в небытие Бога, то
эта вера обращается в нечто агрессивное,
стремящееся пересоздать человечество в
духе своем. Поборники этой воинствующей
атеистической веры сравнивают себя, в
смысле самопожертвования, с христианскими мучениками. Они чувствуют, что они не
просто неверующие, но горячо верующие в
несуществование всякого высшего начала,
кроме них самих и их вождей.
Носителем новой безбожной веры в
России был слой интеллигенции, оторванный
от своих корней, от своего народа, как и
сегодня атеисты-либералы.
Ф.М. Достоевский с недоумением вопрошал – почему наш либерал-демократ так
часто враг народа русского? Размышляя
о революционном братоубийственном пути
России, Г.П. Федотов, русский мыслитель
ХХ века, говорит, что появление такого
рода интеллигенции стало возможным лишь
в результате распада народной души.
Появление такой интеллигенции – это
свидетельство распада души народа, распада государства. Интеллигенция в России
увлекается теперь не только атеистическими идеями, но и оккультизмом, эзотерической магией, йогой и т.д. – и все
это под видом светской научности. Распад
души – вот главное событие ХХ века, т.е.
не революция, не открытие атомной энергии и, конечно, не теория относительности
определили судьбу человека, а распад его
души и освобожденная этим распадом
энергия воинственно-атеистического антитрадиционализма.
Люди перестали хотеть общаться с Богом,
но зато в них проснулась жажда к ясновидению, экстрасенсорной чувствительности, к
магическому воздействию на людей и духов.
Утолять и развивать эту жажду подрядились
быстро размножающиеся и часто социально
опасные мистические субкультуры. У людей
те же глаза, нос, уши. Нет только души. Куда
же она испарилась? Почему человек ведет
себя так, как если бы из него кто-то вынул
стержень, и он обмяк?
В современном мире религий возникает
проблема поддельности добра, или, как ее
называет Федотов, проблема антихристова
добра. Он пишет, что, глядя на многих современных «духоносцев», трудно решить: от
Бога ли они или от дьявола. То есть Бог
и дьявол, Христос и антихрист становятся
неразличимы. Русские философы говорили
о возможности появления христианства без
Христа. Это не открытое восстание дьявола
на добро, а имитация добра, его камуфляж.
Антихрист – это первый имморальный субъект, который в отличие от дьявола творит
зло в форме служения добру.
Г.П. Федотов, размышляя о судьбе России после падения социализма, предвидел
опасность национализма и угрожающего
значения сепаратизмов, раздирающих тело
России. Под покровом интернационального
коммунизма, в рядах самой коммунистической партии складывались партии националистов, стремящихся разнести в куски
историческое тело России.
Наконец, народ – народ, который
столько веков с героическим терпением
держал на своей спине тяжесть империи,
потерял сознание нужности России. Ему
уже ничего не жаль: ни Белоруссии, ни
Украины, ни Кавказа. Пусть берут, делят,
кто хочет. Таков итог векового выветривания национального сознания, по прогнозу
русских философов в 1933 году. Прогноз
оказался точным.
Яркий, выдающийся представитель русской культуры Б.К. Зайцев писал, что, к
сожалению, в российском образовании не
воспитывалось чувство России. Полагалось,
что это чувство не совсем уместно. Всегда
ставили явно или не явно в пример Запад. О
Западе читали и знали больше, чем о России.
Мы Россию мало знали. Многие из нас так
и не побывали в Киеве, не видели Кавказа,
Урала, Сибири. Иногда знают древности, музеи Рима, Флоренции лучше, чем Московский
Кремль. Люди, утратившие чувство Родины,
из хозяев своей великой страны неизбежно
превращаются в изгнанников, странников,
нигде не желанных и не любимых.
Чистый тысячелетний облик России в
единстве своей истории, в единстве поколений не отделим от Православной культуры.
Но русская культура – это не то, что уже
ушло в прошлое. Православные традиции
русской культуры были разорваны революцией. Поколения, воспитанные революционной
идеологией – это уже другие русские, чем
были до революции. Однако означает ли
это, что Россия умерла, что русская нация
изжита историей?
Каждая нация в истории проходит глубокие кризисы, которые радикально меняют ее
лицо. Можно говорить о выветривании национального сознания почти у всех великих
западных наций. Современная культура все
более сливает многообразие европейских
типов в один – европейский, теряя национальные различия.
Отчего же зависит сохранение русской
нации? И.А. Ильин, задаваясь вопросом, как
могло случиться, что русский народ в 1914-1917 годах имущественный передел предпочел национальному спасению, отвечает:
«Это случилось потому, что… он не разумел
своей величавой истории; он был нетверд в
вопросах веры и чести»
Россия и сейчас переживает непростые
времена. Религиозное сознание принимает, порой, причудливые формы, возникают
многочисленные нетрадиционные для России
религии. Устоит ли православно-русская культура, православно-русский религиозный тип,
в таких условиях? Г.П. Федотов отмечал, что
борьба за русскую душу не окончена. Может
быть, она только еще начинается. Опасность
несомненна и грозна. Но мы не имеем права хоронить православно-русскую культуру
России. Необходимо создать политические
условия для развития русской культуры в
России. Развитие культуры нуждается в организации, в школе, в трудовой дисциплине.
Бог не обидел Россию великими людьми.
Только бы нам оказаться достойными этого
наследства. И не только сохранить, но и
творчески приумножить его.
Галина Павловна Худякова,
зав. кафедрой религиоведения
Тюменского государственного
нефтегазового университета, д.ф.н.,
профессор
|