| Воинское дело есть трудное, скорбное и
трагическое. Но необходимое и служащее
благой цели. Средства его жесткие и неправедные. Но именно поэтому дух, коему
вручаются эти средства, должен быть
крепок и непоколебим в своем искреннем
христолюбии.
И.А. Ильин
|
Отношение Церкви к войне и к воинскому служению прошло сложный путь
развития: от отрицания самой возможности
военной службы для христианина в I–III вв.
по Р.Х. до провозглашения защиты Отечества
священным делом каждого верующего. С
первых лет христианства на Руси российское
воинство и Русская Православная Церковь
всегда были рядом. Стараниями Православной
Церкви русское воинство стало называться
христолюбивым. Православная Церковь всегда
благословляла воинов на защиту Отечества.
Всем нам сразу приходят на память не только
великие воинские подвиги святого Александра
Невского и святого Димитрия Донского, но и
благословение преподобного Сергия отстаивать родную землю с оружием в руках. Вопрос
об отношении христиан к войне часто поднимается в различного рода дискуссиях, связанных с нежеланием некоторой части населения
служить в армии. Они утверждают – и это их
главный аргумент – что не могут держать в
руках оружие по религиозным соображениям:
Священное Писание прямо повелевает: «Не
убивай» (Исх. 20: 13), а Господь Иисус Христос
велел врагов даже любить (Мф. 5: 43). Как
же в действительности смотрит христианство
на вопрос службы в армии?
По своему происхождению война является
следствием уклонения от общения с Богом.
Согласно Ветхому завету, войны начались
с братоубийством Каина. И пока каиновы
чувства в сердцах людей не исчезли, считает
Православная Церковь, пока будет существовать и господствовать на земле грех, пока
живут и действуют в свободном человеке
его страсти, будут и войны. Обосновывая
неизбежность войн, Церковь, разумеется,
опиралась на Библию: «Когда же услышите
о войнах и о военных слухах, не ужасайтесь:
ибо надлежит сему быть» (Мк. 13: 7). Причем, когда перед концом мира грех достигнет
наивысшего развития, войны будут очень
велики: «Зрите не ужасайтесь, подобает бо
всем сим быти. Восстанет бо народ на народ
и царство на царство» (Мф. 14: 6-7). А раз
войны неизбежны, государству необходимо к
ним готовиться: создавать армию, производить
и запасать оружие, строить крепости и т.д.
Только военная сила и постоянная готовность к
отпору агрессора позволяют государству жить
в мире. Известный богослов середины XIX в.
митрополит Московский Филарет (Дроздов)
учил: «Бог любит добродушный мир, и Бог
благословляет праведную войну. На земле
всегда есть немирные люди, посему нельзя
наслаждаться миром без помощи военной».
Христос, проповедуя мир и любовь, терпение, послушание властям и перенесение
личных обид, не отвергал возмездие за
причиненное зло, в том числе и с использованием военной силы, «ибо все, взявшие
меч, мечем погибнут» ( Мф. 26: 52). Прежде
всего, эти слова, сказанные им апостолу
Петру, обозначают предостережение всякому,
поднимающему меч на другого.
Известный русский православный философ И.А. Ильин, посвятивший этой проблеме
ряд работ («О сопротивлении злу силою»,
«Основное нравственное противоречие
войны», «О христолюбивом воинстве»),
считал, что «сопротивление злу силою и
мечом не является грехом всюду, где оно
объективно необходимо или, что то же, где
оно оказывается единственным или наименее
неправедным исходом». Воин получает от
государства, от народа или от царя великую
честь – защищать Родину. Он получает право
ношения и использования оружия, почет и
особые привилегии. Он защищает государственный порядок, установленный не людьми,
а Самим Богом, «ибо нет власти не от Бога;
существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится
Божию установлению... Начальник есть Божий
слуга, тебе на добро... отмститель в наказание
делающему злое» (Рим. 13: 1–4).
И, таким образом, воинское служение
становится исполнением Божественной воли,
а долг служения – священным долгом. И за
исполнение или неисполнение своего воинского долга воин получает воздаяние от Бога
– вечную жизнь или вечную смерть.
Опираясь на Новый Завет, Церковь разъясняла, что христианин может быть воином и
участвовать в войнах и это не противоречит
учению Христа. В Библии нет ни одного
осуждения Христом солдат, подобно тому,
которое он изрек в отношении торгующих
на территории храма (Ин. 2: 16). Напротив,
когда воины пришли к Иоанну Крестителю
за советом, то он сказал им: «Никого не
обижайте, не клевещите и довольствуйтесь
своим жалованьем» (Лк. 3: 14). То есть он
не повелел им оставить армию, а дал понять, что они должны зарабатывать себе на
пропитание ратным трудом, но без жалоб и
претензий. Вместе с тем он призвал их к
покаянию и запретил использовать оружие и
власть в личных целях, например для вымогательства – практики, обычной для римских
легионеров того времени.
Православие традиционно истолковывало
военную службу как особый вид христианского служения. В начале XX в. архиепископ
Херсонский Иннокентий (Борисов) выразил
отношение Церкви к воинскому труду в двух
коротких, но емких фразах: «Доколь не водворятся на земле правда и истина, дотоль
необходимы вооруженные защитники Церкви
и Отечества» и «Звание воина, по самому
существу своему, весьма близко к самой высокой степени совершенства христианского».
Характеризуя личные качества христолюбивых
воинов, он писал, что их отличает «правота
побуждений, чистота намерений и прямота
действий». Они, «смело поражая врагов веры,
царя и Отечества, обязываются не проливать
крови понапрасну, не производить разрушения
без цели и пользы; не нарушать уважение к
тому, пред чем должны равно преклоняться
и друзья и враги; быть кроткими к мирным
жителям и великодушными к побежденным».
Они должны «переносить труды и лишения
без ропота, исправлять дело своего звания
без лжи и неправды, воодушевляясь при сем
не столько чаянием наград земных и отличий временных, сколько упованием венца
небесного». Для них важно «уметь отражать
не одних врагов Отечества видимых, но и
врагов своего спасения невидимых, кои суть
наши злые пожелания и страсти; хранить в
сердце веру в Царя Небесного и верность
Царю земному; послушание к начальникам
и любовь ко всем». Воин, любящий Христа,
должен быть «кротким, воздержанным, богобоязненным и правдолюбивым. Быть первым
в трудах и последним у награды, подвизаться,
где можно и за других, но выставлять по
окончании подвига не себя, а других». Он
«не подвергает себя опасности и смерти без
видимой нужды, по единой неразумной отваге
или столь же непростительной беспечности, а
сражается и умирает по-христиански, переходит на брани в другой мир с чувством
смирения и покаяния».
Даже после октябрьских событий 1917 г.,
когда Православная Церковь подверглась
жесточайшим репрессиям, она продолжала
отстаивать свои принципиальные позиции по
вопросам войны и воинского служения. Особенно сильно зазвучал голос Церкви в годы
Великой Отечественной войны. Митрополит
Ленинградский Алексий (Симанский), развивая
идеи своих предшественников о священном
долге защиты Отечества, в обращении к пастве в первые дни Великой Отечественной
войны говорил:
«Война есть страшное и гибельное дело
для того, кто предпринимает ее без нужды,
без правды, с жаждою грабительства и порабощения; на нем лежит позор и проклятие
неба за кровь и бедствие своих и чужих. Но
война – священное дело для тех, кто предпринимает ее по необходимости, в защиту
правды, Отечества. Берущие оружие в таком
случае совершают подвиг правды и, приемля
раны и страдания и полагая жизнь свою за
однокровных своих, за Родину, идут вслед
мучеников к нетленному и вечному венцу».
За два военных года только Патриарший
местоблюститель митрополит Сергий (Страгородский) обратился с 23 посланиями, в
том числе со специальными посланиями к
верующим, находящимся на временно занятых
противником территориях. В них митрополит
Сергий всячески подчеркивал, что всем верующим надо помнить «не о личных опасностях, а
о священном долге перед Родиной и верой».
Православный воин идет не захватывать
имущество или земли и не убивать, но защищать Отечество, не щадя своей жизни ради
великой любви к людям, потому что, по слову
апостола Иоанна, нет больше той любви, как
если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15: 13). Солдаты и офицеры шли на
войну и совершали подвиги не во имя личных
интересов, не ради почестей, но памятуя о
христианском служении, которое понималось как долг перед национальным целым.
Русское войско состояло не из наемников,
а из граждан, защищавших Отечество. Соответствующее отношение к воинской службе
воспитывалось с детства всем настроением
окружающей среды.
Примечателен в этом плане случай, о
котором поведал на страницах газеты «Комсомольская правда» бывший «афганец»,
назвавшийся просто Анатолием. Однажды,
выбив из кишлака банду, его подразделение
прочесывало дворы. В одном из них была
обнаружена маленькая девочка, которая
была крайне истощена и, чуть шевеля губами, просила есть. А у Анатолия ничего не
было, чтобы дать ей поесть. Он побежал к
товарищам, нашел немного хлеба, горсть
изюма и кинулся обратно. Но девочка была
уже мертва. Анатолий считает, что если бы
он дал хлеба сразу, как ее увидел, то она бы
продержалась, не умерла. После случая с девочкой он стал брать с собой на ликвидацию
очередной банды, кроме запасов патронов,
гранат и кучи других тяжелых и нужных в
бою вещей, еще и хлеб. И никогда его назад
не привозил.
Вот так близко к сердцу воспринимает
наш российский солдат чужую беду и старается помочь при первой возможности. Известно
множество случаев, когда воины рисковали
жизнью, но не отступали от нравственных
норм. Вот один из них.
...Грузовик с мирными афганцами был
объят пламенем – подожгли душманы. На
помощь попавшим в беду пришли российские
воины. Из горящей кабины доносились стоны.
Машина могла взорваться в любую минуту,
но это не остановило рядового А. Белова. Он
бросился к кабине и вытащил из нее раненого водителя. Когда солдат оттащил его на
безопасное расстояние, раздался взрыв.
Сейчас по-разному оцениваются в обществе и характер этой войны, и ее последствия.
Но никому не дано перечеркнуть отвагу и
мужество наших воинов, достойно выполнивших на афганской земле свой воинский долг.
Они и сегодня продолжают славные боевые
традиции русского воинства, Советской Армии, постоянно демонстрируя пламенный
патриотизм, высокие морально-боевые и
психологические качества.
Проходят годы и десятилетия. Одно поколение российских воинов сменяет другое.
Меняются оружие и боевая техника, неизменными остаются любовь и преданность
вооруженных защитников своему Отечеству,
их верность воинскому долгу, честность и
достоинство.
Верующий в Бога, воспитанный с детства
в таком духе, идет служить, отнюдь не рассчитывая на памятник со стороны государства, а,
уповая на слова Господа, что ни один волос
с головы просто так не упадет. Если надо
защищать нашу землю с оружием в руках,
значит, нужно эту мужественную профессию
освоить без малодушия, без трусости.
Молодые люди, не осознавшие этой
вечной проблемы жизни и смерти, не получившие духовного воспитания, идут в
армию не подготовленными ни морально, ни
нравственно. Вскормленные дешевой пищей
массовой культуры, живущие в беспечности,
в удовольствиях, в комфорте, в стяжании
того, что навязывает в качестве обязательных атрибутов преуспеяния наш мир, они,
казалось бы, не имеют корней и задатков
мужества. Но, оказавшись в «горячих» точках,
очень быстро мужают. И вот те, кто недавно
еще готов был уклониться от службы, вкусив
суровый хлеб военного братства, увидев армейскую жизнь изнутри, в которой много пота
и крови, очень быстро совершают переоценку
жизненных ценностей. Те, кто еще недавно
ходил с плеером и с очками на затылке по
улице, кто потягивал пиво в кафе и барах,
мужественно идут на смерть. Оказавшись там,
увидев правду жизни, мужают и, если надо,
уходят в вечную жизнь с честью.
Основа основ – помочь нашим офицерам
и солдатам обрести веру, которая должна
стать отнюдь не частным делом каждого, а
фундаментом убеждения, что их воинское
служение не напрасно. С верой они придут
к пониманию, ради чего на военной службе
надо много претерпеть.
Некоторым малоцерковным людям трудно
понять, как можно совместить воинский долг
и смирение. Но смирение есть не угодливая
чистка сапог власть имущим, а сохранение
мира в душе, мира с Богом, мира с самим
собой.
Протоиерей Михаил Денисов,
г. Тобольск
|