15 февраля начинается Великий пост
Великий пост самый продолжительный
и строгий из всех многодневных постов, он
длится семь недель и подготавливает нас
к подобающей встрече Пасхи. Равно как
и однодневные посты в среду и пятницу,
Великий пост был установлен апостолами
(69-е правило свв. Апостолов) – в память
сорокадневного поста Спасителя в пустыне.
Остальные посты установлены Церковью в IV
веке, после всеобщей христианизации общества. Поэтому поститься – значит выражать
послушание, с одной стороны, Господу, а с
другой, – матери-Церкви.
Время поста – это время особенно важное для духовной жизни, это «время благоприятное, это день спасения» (2 Кор. 6, 20).
Если душа христианина тоскует по чистоте,
ищет душевного здоровья, то она должна постараться как можно лучше использовать это
полезное для души время. Вот почему среди
истинных боголюбцев принято взаимное поздравление с наступлением поста.
По существу своему пост есть подвиг и
связан с верою и дерзновением. Пост угоден
и приятен Господу как порыв души, тянущейся к чистоте, стремящейся сбросить цепи
греха и освободить дух от рабства телу.
Самые строгие из семи великопостных недель – первая и последняя (Страстная). В этот
пост рыбу можно вкушать только два раза – в
праздник Благовещения (7 апреля) и Входа
Господня в Иерусалим (за неделю до Пасхи).
Для беременных или кормящих женщин,
старых или больных, а также занятых тяжелым трудом устав предусматривает некоторые
ослабления строгости поста. В тех случаях,
когда по болезни христианин не может соблюдать обычные нормы длительного поста,
то пусть сделает в этом отношении все что
сможет. Например, откажется от сладостей и
лакомых блюд, будет поститься хотя бы в среду
и пятницу, будет подбирать пищу так, чтобы
наиболее вкусная пища подавалась лишь по
праздничным дням и т.п. Словом, в той или
иной мере все же приобщиться к посту. Устав
облегчает пост и для людей, находящихся в
пути и вынужденных питаться той пищей, которую они могут получить в дороге (к ним также
можно отнести людей, находящихся в больницах, тюрьмах или вынужденных обедать на
работе и не имеющих возможности приносить
с собою постную пищу). Всем же остальным
необходимо соблюдать посты в соответствии с
Уставом и благословением духовника.
Пост касается и супружеской жизни. В
отношении длительных постов, согласно указаниям апостола Павла, воздержание должно
осуществляться лишь при единодушном согласии на то обоих супругов: оно не может
иметь места, если один из них тяготится
им, теряя от воздержания свой душевный
мир. Здесь мы встречаемся с одной из
тех опасностей, которые таит брак у людей
различных взглядов и мировоззрений. По
заповеди апостола Павла супругу отказать
нельзя, но при этом будет нарушена святость праздника или поста. В таком случае
нужно грех заглаждать покаянием и молить
Господа, чтобы Он вложил в сердце второй
половины желание целомудренной жизни.
Но будет ли пост постом, если, кроме некоторого изменения в составе пищи, мы не
будем думать ни о покаянии, ни о воздержании, ни об очищении сердца через усиленную
молитву? Нужно полагать, что это не будет
постом, хотя все правила и обычаи поста
будут соблюдены. Преподобный Варсонофий
Великий говорит: «Пост телесный ничего не
значит без духовного поста внутреннего человека, который состоит из предохранения себя
от страстей. Сей пост внутреннего человека
приятен Богу и вознаградит для тебя недостаток телесного поста» (если ты не можешь
соблюдать последний, как бы хотел). О том
же говорит и свт. Иоанн Златоуст: «Кто
ограничивает пост одним воздержанием от
пищи, тот весьма бесчестит его. Не одни уста
должны поститься, – нет, пусть постятся и
око, и слух, и руки, и ноги, и все наше тело».
Совершенно очевидно, что подвиг покаяния
и молитвы в посте должен сопровождаться
воздержанием от всяких развлечений, например, смотрения телевизора.
Молитвословиям Великого поста присуще
покаянное настроение. Молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыка
живота моего…» читается на всех богослужениях. В первые четыре дня Великого поста
на повечерии читается Великий (покаянный)
канон святого Андрея Критского (VIII в.).
Каждое воскресенье Великого поста имеет
особое воспоминание; все вместе они дают
представление о полноте христианской жизни. В первое воскресенье (Неделя Торжества
Православия) воспоминается восстановление
в Византии иконопочитания решением Константинопольского Поместного Собора 842
года. В этот день после Литургии совершается специально установленный в честь этого
чин Торжества Православия.
Второе воскресенье посвящено святому
Григорию Паламе, архиепископу Фесалоникийскому, византийскому богослову-исихасту
XIV века. В третье воскресенье, называемое
Крестопоклонной неделей, совершается поклонение Кресту, которое продолжается от
воскресенья до пятницы. В четвертое воскресенье совершается память святого Иоанна
Лествичника (VI-VII вв.), автора «Лествицы»
и игумена Синайского монастыря.
Утреня четверга пятой недели получила
наименование «стояние Марии Египетской».
В субботу этой же недели, также именуемой «Похвала Пресвятой Богородице» или
«Суббота Акафиста», празднуется чудесное
избавление Константинополя в 626 году от
персидского и аварского нашествия, в связи
с чем читается Великий акафист Пресвятой
Богородице. В пятое воскресенье совершается память святой Марии Египетской, подвизавшейся в Палестине в VI веке.
Суббота шестой недели, также именуемая
«Лазаревой субботой», посвящена воспоминанью о воскрешении Лазаря. Шестое воскресенье носит наименование «Недели ваий»
(Вербное воскресенье). Седьмая и последняя
седмица именуется «Страстной» и завершается Великой Субботой, вечерня которой, совершаемая вместе с Литургией Василия Великого,
является уже частью Пасхальной службы.
Иерей Александр Новиков,
клирик храма во имя Архангела
Михаила г. Ноябрьск
|