12 февраля Православная Церковь празднует память святых Вселенских учителей
и святителей Василия Великого, Григория
Богослова и Иоанна Златоуста. В России в
храмах духовных школ в этот день по традиции совершается необычное Богослужение
– многие молитвы и песнопения исполняются
по-гречески. Прижилась эта традиция и у нас:
уже несколько лет в храме Святой Троицы,
где есть и престол в честь Трех святителей, в
этот день молятся на их родном языке.
Святители жили в IV–V веках – это было
время столкновения языческой и христианской традиций. Уже были указы о закрытии
языческих капищ и запрещения жертвоприношений, но сразу же за оградой Православной Церкви начиналась прежняя жизнь: все
еще действовали языческие храмы, учили
языческие учителя. А в храмах святители
изъясняли учение о Святой Троице, боролись
с ересями, проповедовали самоотвержение
и высокую нравственность; они активно
занимались общественной деятельностью,
возглавляли епископские кафедры Византийской империи.
Все три святителя были блестяще образованы. Василий Великий и Григорий Богослов,
освоив все знания, доступные в их родных
городах, завершали образование в Афинах,
центре классического просвещения. Здесь
святые друзья знали две дороги: одна вела в
храм Божий, другая – в училище. Эта дружба
продолжалась всю жизнь. Иоанн Златоуст
учился у лучшего ритора эпохи – Ливания;
богословие он изучал у Диодора, впоследствии
знаменитого епископа Тарсийского, и епископа
Мелетия. Ко всем троим приложимы слова из
жития св. Василия: «Он изучил каждую науку
до такого совершенства, как будто не учился
ничему другому».
Жизнь и творения трех святителей помогают понять, как происходило взаимодействие
античного наследия с христианской верой в
сознании интеллектуальной элиты римского
общества, как закладывались основы единения веры и разума, науки, образованности,
не противоречащего подлинному благочестию.
Святители не отрицали светской культуры, а
призывали изучать ее, «уподобляясь пчелам,
которые садятся не на все цветы равно, и
с тех, на которые нападут, не все стараются
унести, но, взяв, что пригодно на их дело,
прочее оставляют нетронутым» (Василий Великий. К юношам. О том, как пользоваться
языческими сочинениями).
Из университета – в пустыню
Василий, возвратившись в Кесарию, некоторое время преподавал риторику, но
вскоре вступил на путь аскетической жизни.
Он предпринял путешествие в Египет, Сирию
и Палестину, к великим христианским подвижникам. Вернувшись в Каппадокию, он
решил подражать им. Раздав свое имущество
бедным, святой Василий собрал вокруг себя
иноков в общежитие и своими письмами
привлек в пустыню своего друга Григория
Богослова. Они жили в строгом воздержании,
тяжело трудясь и усердно изучая Священное
Писание по руководствам древнейших толкователей. Василий Великий по просьбе монахов
составил в это время сборник поучений об
иноческой жизни.
Иоанн Златоуст после Крещения стал
предаваться аскетическим подвигам сначала
дома, а потом в пустыне. После смерти матери он принял иночество, которое называл
«истинной философией». Два года святой
соблюдал полное безмолвие, находясь в
уединенной пещере. За четыре года, проведенные в пустыне, он написал труды «Против
вооружающихся на ищущих монашества» и
«Сравнение власти, богатства и преимуществ
царских с истинным и христианским любомудрием монашеской жизни».
Из пустыни – на служение миру
Все три святителя были поставлены сначала чтецами, затем диаконами и пресвитерами.
Василий Великий покинул пустыню в дни, когда
распространилось лжеучение Ария, чтобы
бороться с этой ересью.
Григорий Богослов был вызван из пустыни
отцом, который был уже епископом и, нуждаясь в помощнике, рукоположил его в пресвитера. Между тем, друг его, Василий Великий, уже
достиг высокого сана архиепископа. Григорий
уклонялся от епископства, но через некоторое
время по соглашению его отца и Василия
Великого все же был рукоположен.
Святой Иоанн Златоуст был рукоположен
во пресвитера в 386 году. На него возложили обязанность проповедовать Слово Божие.
Двенадцать лет святой при стечении народа
проповедовал в храме. За редкий дар боговдохновенного слова он получил от паствы
наименование Златоуст. В 397 году, после
кончины архиепископа Нектария, святой Иоанн
Златоуст был поставлен на Константинопольскую кафедру.
Из Царского града – в изгнание
Распущенность столичных нравов, особенно императорского двора, нашла в лице
Иоанна Златоуста нелицеприятного обличителя. Императрица Евдоксия затаила гнев на
архипастыря. В первый раз собор иерархов,
также справедливо обличавшихся Иоанном,
низложил его и приговорил к казни, замененной на изгнание. Царица призвала его обратно,
устрашенная землетрясением. Ссылка не изменила святителя. Когда на ипподроме была
воздвигнута серебряная статуя императрицы,
Иоанн произнес знаменитую проповедь, начинавшуюся словами: «Вновь Иродиада беснуется, вновь возмущается, вновь пляшет, вновь
требует главы Иоанна на блюде». В столице
снова собрался собор, который обвинил Иоанна за самовольное занятие кафедры после
осуждения. Через два месяца, 10 июня 404
г., Иоанн отправился в ссылку. По удалении
его из столицы пожар обратил в пепел здание
сената, последовали опустошительные набеги
варваров, а в октябре 404 года умерла Евдоксия. Даже язычники видели в этих событиях
Небесное наказание за неправедное осуждение угодника Божия. Иоанн был отправлен
в Кукуз, в Малой Армении. Отсюда он вел
обширную переписку с друзьями. Враги не
забывали его и настояли на ссылке в глухой
Пициус, на кавказском берегу Черного моря.
Но Иоанн умер по дороге туда в Команах 14
сентября 407 г. со словами на устах: «Слава Богу за все». Литературное наследство
Златоуста почти полностью сохранилось; оно
включает трактаты, письма и проповеди.
Настоятель церкви победил царя
По кончине епископа Кесарийского Евсевия, в 370 году, на его кафедру был возведен
святой Василий Великий. В империи внешнее
господство принадлежало арианам, которые
тоже были разбиты на несколько партий. К
прежним догматическим спорам был присоединен вопрос о Святом Духе. Василий Великий
учил о Божестве Святого Духа и единстве
Его природы с Отцом и Сыном; для полного
выяснения православного учения по этому
вопросу он написал книгу о Святом Духе.
Император Валент, арианин, стал угрожать
Василию разорением, изгнанием, пытками
и даже смертной казнью. Для святого, не
имевшего собственности, не привязанного к
месту, ожидавшего смерти, как приобретения,
это ничего не значило. «Побеждены мы, царь,
настоятелем Церкви», – сказал императору
префект, пораженный словами святителя.
Василий Великий ежедневно служил, обходил
церкви, следя за исполнением канонов, и особенно заботился, чтобы в клир вступали только
достойные. Болезни, труды учения, подвиги
воздержания, заботы и скорби пастырского
служения рано истощили силы святителя. Он
умер в 379 году в возрасте 49 лет. Незадолго
перед кончиной святитель благословил святого
Григория Богослова на принятие Константинопольской кафедры.
Завидная и опасная высота
Григорий Богослов, избранный православными епископами и мирянами на престол
архиепископа в Константинополе, прибыл туда,
когда все храмы в столице были захвачены
арианами. Ариане засыпали его насмешками
и ругательствами, бросали в него камнями,
подсылали к нему тайных убийц. Но люди в
огромном количестве стекались послушать его
вдохновенные проповеди. Ежедневно тысячи
людей из ереси возвращались к Православной
Церкви. После того как на престол взошел
православный император и ариане были
изгнаны из храмов столицы, обнаружилась
ересь Македония (Македоний отрицал Божество Святого Духа). Святой Григорий боролся
против нее и принимал участие в заседаниях
Второго Вселенского Собора. Совершив свой
подвиг, он отказался от Константинопольской
кафедры, сказав: «Прощай, кафедра, – это
завидная и опасная высота!» Последние годы
своей жизни святитель провел в строгих аскетических подвигах.
Во единой Троице трегубо богословствуете
Хотя жили святители в IV столетии, их
общий праздник стали отмечать гораздо позднее. Памяти каждого из них по отдельности
праздновали и раньше, но в XI веке, в царствование византийского императора Алексея
Комнина, в Константинополе вспыхнул спор
о значимости трех святителей. Одни ставили
выше Василия Великого, другие – Григория
Богослова, третьи – Иоанна Златоуста. От
этого среди христиан произошли церковные
раздоры: одни называли себя василианами,
другие – григорианами, третьи – иоаннитами.
Тогда эти иерархи явились Иоанну Мавроподу,
митрополиту Евхаитскому, выдающемуся песнописцу того времени, заявили о своем равенстве пред Господом, повелели праздновать
их память в один день и сочинить гимны для
общего последования. После видения Мавропод составил им службу, а споры и разделения
в Восточной Церкви прекратились. В связи с
утверждением в 1084 г. в Византии праздника
Трех святителей получили распространение
совместные изображения Василия Великого,
Григория Богослова и Иоанна Златоуста.
Три святителя на славянской почве
В месяцесловы южнославянских, т.е.
болгарских и сербских, Евангелий память
Трех Святителей входит с начала XIV в., а
в древнерусские – с конца XIV в. «Похвала»
Мавропода и служба с синаксарем попадают
на южнославянскую почву в XIV в., а на
русскую – на рубеже XIV-XV вв. Тогда же
появляются первые изображения – псковская
икона «Три Святителя с св. Параскевой»
(XVв.). В XIV-XV вв. возникают посвящения
храмов Трем Святителям на Руси. Эта Благочестивая традиция наших предков нашла
отражение и в наше время – ведь многие
вновь возводящиеся храмы освящают в честь
Трех святителей. В нашем Юргинском районе
возрождается старинный храм в честь Святой
Троицы, а самая первая Божественная литургия состоялась именно в приделе Трех святителей. И ныне эти Святые мужи не оставляют
нас, окормляя и направляя на единственный
спасительный путь.
Иерей Андрей Тимошенко,
настоятель прихода Свято-Троицкой
церкви с. Юргинское
|