ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№2 2010 г.         

Перейти в раздел [Праздники и посты]

Сретение Господа нашего Иисуса Христа

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! Своим Рождеством Господь открыл нам великую любовь. Ангелы Божии воссияли: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» (Лк. 2, 14). Господь явил роду человеческому новое имя Свое – Иисус. Как говорится в Св. Писании: «И наречеши имя Ему Иисус: Той бо спасет люди Своя от грех их» (Мф. 1, 21).

А в нынешний день мы прославляем Богомладенца, который Пречистой Девой Богородицей принесен был во святилище Божие для посвящения Богу, чтобы послужить спасению рода человеческого. Встретил Богомладенца и Пречистую Богоматерь Симеон Богоприимец. Как говорит Священное Писание, он был благочестивым и праведным. Дух Божий обитал в нем и открыл ему, что Сей Младенец – это Творец неба и земли, это Спаситель рода человеческого. По вдохновению Духа Святого он взял Богомладенца на свои руки, благословил Бога и возвестил всем чудную песнь: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром» (Лк. 2, 29).

Праздник Сретения Господня всем нам очень знаком, очень дорог, а между тем, он является одним из самых сложных для духовного понимания двунадесятых праздников. Как правило, он предшествует началу Великого поста. Сорокадневного младенца Иисуса Пресвятая Богородица приносит в храм – спокойная, умиротворенная, радостная. Его встречает благостный старец Симеон, с легкостью и радостью уходящий вскоре в иной мир, и пророчица Анна, возглашающая в храме великую радость о пришествии в мир Спасителя. Все это, действительно, так, все это соответствует тому значению, которое этот праздник имел в жизни двух этих великих праведников. И в то же время, от нас скрывается нечто очень значимое именно для нас.

Действительно, благочестивый старец Симеон Богоприимец был рад этой встрече. Но радость его была не только подлинной, но и глубоко выстраданной радостью, ибо сопровождалась большими испытаниями, глубокими многолетними переживаниями оттого, что эта радость так долго не приходила в его жизнь. И это, на самом деле, по-христиански. Ибо только безбожники, только язычники представляют себе радость, как бесконечную череду ни к чему не обязывающих человека удовольствий. А Симеон Богоприимец хорошо знал, что такое подлинная, христианская радость, хотя жил до Христа и принадлежал к Церкви Ветхозаветной.

Церковное предание сообщает нам а том, что этот великий праведник, великий ученный муж Израиля жил очень много лет. Утверждается даже, что он входил в число семидесяти толковников, которые переводили еще в третьем веке до Рождества Христова Ветхий Завет на греческий язык и создали тот текст Ветхого Завета, который, собственно, и стал основой нашего славянского Библейского текста. Он переводил книгу пророка Исайи тогда, в третьем веке, в Египте и долго думал над тем, как же перевести на греческий язык еврейское слово «жена», «дева». Как можно было в одном слове совместить женщину – Мать будущего Спасителя, Мессии – и девушку, не знавшую мужа. Он нашел правильный греческий термин, и понятие «Дева» с этого времени приобрело совершенно особый смысл в греческом тексте Ветхого Завета. Он, по существу, открыл великую истину, и за это знание был удостоен великого бремени и великой радости – дожить до прихода в мир того самого Спасителя, Которого должна была родить эта странная Дева, так и оставшаяся после рождения – Рождества Мессии – девушкой. Ему было от Ангелов заповедано, что он не умрет, пока не увидит Мессию.

Наверное, тогда, когда он вместе с другими толковниками, переводчиками Ветхого Завета, вышел из кельи, в которой многие месяцы переводил Ветхий Завет на греческий язык, он был исполнен радости и восторга. Ему было дано откровение, что он увидит Мессию, а значит, наверное, Мессия придет очень скоро. Но проходили годы, десятилетия, века, ибо, согласно церковному преданию, Симеон Богоприимец прожил более трехсот лет, а Мессии не было. Наоборот, многие события в истории Ветхозаветного Израиля указывали на то, что Мессия, наверное, придет еще не очень скоро. Но Симеон Богоприимец ждал этого момента. Он верил Богу, он верил Ангелу, который возвестил ему эту Благую весть.

Попытаемся представить сейчас этого глубокого старика. Мы все с вами очень хорошо знаем, по собственному жизненному опыту, как не умеют переживать свою старость современные люди. Современный человек суетится, трудится, очень много работает, вдохновляясь мыслью о том, что когда он станет пенсионером, то, наконец, отдохнет. И когда он доживает до пенсии, это время не становится периодом мудрой, одухотворенной старости, а периодом болезней, раздражения, неудовлетворенности, бедности, зависти.

Не таков был Симеон Богоприимец. Он жил десятилетия, жил века, и эти века, конечно, разрушали его тело. Он, наверняка, болел, наверняка, страдал, но душа его становилась все более и более обращенной к небу. Тело, как будто, умирало, а душа жила все более и более интенсивной жизнью в надежде на эту встречу со Спасителем. Наверное, даже он устал жить, даже устал ждать, когда прошло уже несколько веков, а Мессии все не было в этом мире. И, наверное, даже Симеону Богоприимцу его жизнь не раз становилась в тягость. И подобно многим из тех стариков, которых мы знаем, он, наверняка, вопрошал небеса, когда же он, наконец, покинет этот мир. Ибо все его телесное естество было разрушено. Ему трудно было дышать, есть, пить, ходить. Но Господь ждал, ждал того, одному Ему ведомого часа, чтобы прийти в этот мир. И у Симеона находились силы.

И тогда, в день Сретения, он, наверное, тоже пришел в храм, как он ходил туда уже тысячи раз, не надеясь на встречу со Спасителем, может быть, на какое-то время перестав ожидать эту встречу. И вдруг Симеон увидел этого Младенца. Наверное, для него это было потрясением, ибо он, подобно многим современникам, ожидал увидеть Мессию грозного, царственного, поражающего всех врагов Ветхозаветного Израиля, а увидел беззащитного Младенца с Его Матерью, девушкой, почти отроковицей. Можно было удивиться, можно было ужаснуться, как же этот Младенец спасет мир? Мир жестокий, мир, погрязший в идолопоклонстве и ненависти. Но тогда и произошло великое чудо – именно Симеон Богоприимец один из самых первых людей узнал в Младенце Спасителя. И возрадовался.

На праздничной службе много раз звучат те замечательные слова, которые Церковь не устает повторять с того самого времени: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром. Яко видеста очи мои спасение Твое». Да именно эти слова произнес тогда Симеон Богоприимец. Он сначала по-человечески заговорил о самом себе. Наконец, отпускается он из этого опостылевшего для него мира, но отпускается с радостью, ибо очи его увидели Того, Кто преобразит этот мир. Удивительный пример подлинного христианского восприятия собственной смерти.

Язычники, да и ветхозаветные евреи воспринимали смерть нередко как страшное испытание, как страшную муку, как погружение в темный Аид, как говорили греки, в царство смерти. А Симеон Богоприимец радостно возблагодарил Господа за свою смерть, не только за жизнь, которая была столь долгой, но и за смерть во Христе и со Христом. И это было великое, уже христианское откровение. Мы, христиане, именно так, как великую радость и должны воспринимать свою кончину. И он ощутил это, наверное, всем своим телесным естеством. Он чувствовал, что опостылевшее тело, дряхлое, состарившееся за эти века, сейчас оставит его душа, возрадовавшаяся встречи с Господом. И с этой радостью ушел он, зная не только о своем безусловном спасении, но и о спасении всех тех, кто встретит Мессию и уверует в Него.

Таков смысл этого праздника. Это не просто встреча Ветхозаветных праведников с Младенцем Христом. Это не просто встреча Ветхозаветной и Новозаветной Церкви. Это великое откровение о том, что и смерть человека может быть великой радостью, если эта смерть происходит Христа ради, если эту смерть благословляет Спаситель.

Мне бы хотелось, братья и сестры, чтобы вы задумались об этом в канун Великого поста, задумались о том, что праздник Сретения обращает наш мысленный взор именно к этой, очень мучительной, очень страшной проблеме в жизни каждого из нас – проблеме смерти. Смерти, которая для многих, на самом деле, открывает путь к вечному спасению, к вечной радости.

Таков этот, на первый взгляд, безмятежный и радостный, почти детский праздник Сретения Господня. За ним стоит молитва, вера, многовековая молитва одного единственного человека и великая радость его от этой молитвы, давшей ему откровение Христово.

С этой мыслью, с этим чувством и с этими замечательными словами: «ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко…», – проведем сегодняшний день, проведем наступающий Великий пост, и тогда этот Великий пост, предваряемый праздником Сретения, будет и нашим с вами сретением с Господом Иисусом Христом.

Протоиерей Николай Матвийчук,
благочинный Ханты-Мансийского благочиния

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2025 г.