Басня Ивана Андреевича Крылова «Разбойник и Извозчик» была написана в 1833
году. В ней повествуется, как разбойник подкараулил на дороге воз с товаром – «и на
извозчика бросается с дубиной». «Извозчик
малый-удалой; злодея встретил мостовиной».
Крепко досталось разбойнику: выбиты зубы,
перешиблена рука, выбит глаз. Однако, все
же – «убил извозчика злодей». После жестокой расправы злоумышленнику достался –
воз пустых бутылок… «Как много из пустого
на свете делают преступного и злого».
Прочитаем басню.
РАЗБОЙНИК И ИЗВОЗЧИК
В кустарнике залегши у дороги,
Разбойник под-вечер добычи нажидал,
И, как медведь голодный из берлоги,
Угрюмо даль он озирал.
Посмотрит, грузный воз катит, как вал.
«О, го!» Разбойник мой тут шепчет:
«знать, с товаром
На ярмарку; чай все сукно, камки, парчи.
Кручина, не зевай – тут будет на харчи:
Не пропадет сегодня день мой даром».
Меж тем подъехал воз – кричит
Разбойник: «стой!»
И на Извозчика бросается с дубиной;
Да лих схватился он не с олухом-детиной:
Извозчик малый-удалой;
Злодея встретил мостовиной,
Стал за добро свое горой,
И моему герою
Пришлося брать поживу с бою –
И долог и жесток был бой на этот раз.
Разбойник с дюжины зубов не досчитался,
Да перешиблена рука, да выбит глаз;
Но победителем однако ж он остался,
Убил Извозчика злодей.
Убил – и к добыче скорей.
Что ж он завоевал? – Воз целый пузырей!
Как много из пустого
На свете делают преступного и злого.
В жизни человека очень важно, чем наполняется его душа. Хорошо, когда от чистой
юности душа наполняется даром любви к
Богу и ближнему. Любвеобильный человек
в своей жизни во всем старается поступать
так, чтобы не принести страдания и не совершить зла ближнему и окружающим.
Всякая неправда и всякий грех разрушает дар любви в человеке. Теряя дар
любви, человек озлобляется и ожесточается,
и свою злобу он проявляет на других. При
этом часто зло маскируется благими намерениями, а порой выдает себя за «справедливость». Всякая злонамеренность, как
бы она ни маскировалась, есть следствие
греховного эгоизма. Поступки злонамеренного человека лишены божественного дара
любви. Злонамеренный человек настолько
ослепляется и становится бесчувственным,
что уже не сознает, что его дела приносят
страдания людям.
Вот так, потеряв самоконтроль, встав на
путь искажения правды и истины, утратив
подлинный дар любви, злоумышленник становится творцом злых дел. У пораженного
греховным эгоизмом злонамеренного человека все свойства души искажаются и поражаются: разум оправдывает и прорабатывает
все злоумышления; воля ослабевает и не
противостоит злым делам; а совесть лишена
правдивости. Так, лишившись божественного
дара любви, человек становится орудием зла,
орудием лукавого в этой жизни. Озлобленный
и ослепленный греховным эгоизмом человек
приносит страдания другим и вечную погибель для себя. «Как много из пустого на
свете делают преступного и злого».
Покаяние врачует душу и приводит к
оздоровлению душевных свойств человека.
Разум, через осознание человеком своей
немощи, помогает встать на путь
исправления, на путь добрых дел.
Воля, по мере доброделания, укрепляется в добре. Очищенная покаянием совесть, как голос Божий,
помогает встать на путь правды и
истины и укрепиться в божественном даре любви.
В Священном Писании говорится: «отойди от зла и сотвори благо» (псалом 33-й). Важно помнить:
всякое зло, всякое злоумышление
и всякая злонамеренность ведет
человека к погибели. Надо идти
по пути правды и истины, беречь
в себе божественный дар любви и
избирать путь добра, избегая всякого зла.
+ М. Д
|