ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]
Перейти в раздел [Документы]

Из истории храма в честь Рождества Христова

с. Караульнояр Ярковского района Тюменской области

20 октября 2017 года я, благочинный Тобольского благочиния, получил от секретаря епархиального управления сообщение следующего содержания: «Владыка запросил к Епархиальному совету от благочинных список храмов, которые нуждаются в консервации». Являясь благочинным чуть более одного года, на тот момент я смог бы назвать не более двух подобных храмов. Дальнейшая работа над поручением Его Высокопреосвященства позволила сделать вывод о том, что таковых объектов в Тобольском благочинии, в которое входят Тобольский, Уватский, Вагайский и Ярковский районы, аж девять. Пять из них: в Кугаево, Юровском, Куларово, Гилево и Караульнояре – каменные. Четыре: в Сычево, Шестовом, Плеханово и Староалександровке – деревянные. Прожив уникальную, порой трагичную жизнь, сегодня они умирают под сочувствующими или равнодушными взглядами потомков тех, кто был прихожанами этих храмов.

Об одном из них, над разрешением исторических загадок которого пришлось поработать, я хочу рассказать читателям. Это Христорождественская церковь в с. Караульнояр. Согласно приказу Комитета по охране и использованию объектов историко-культурного наследия Тюменской области от 31.01.2005 г. № 3, данный храм является памятником. Село Караульнояр Ярковского района находится на расстоянии 40 км от районного центра, села Ярково. До областного центра, г. Тюмени, – 140 км, до г. Тобольска – 110 км, до федеральной трассы – 7 км. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, в населенном пункте проживало 446 человек. Сегодня, со слов главы сельского поселения, в селе числится 435 жителей, 50 человек посещают школу, 23 – детский сад. Село расположено на высоком берегу Тобольской курьи (так называют озеростарицу, еще не полностью отделившееся от реки). Тобол в этом месте узок, правый берег обрывист. Согласно преданию, в 1579 году здесь происходило одно из сражений дружины Ермака с войском Кучума. С этого времени идет отсчет с. Караульный Яр.

По данным справочника «Список населенных мест Тобольской губернии» в 1909 г. «в селе Караульноярском, Тюменского уезда, Караульноярской волости, при р. Тобол, расположенном на почтовом тракте, на расстоянии от губернского города – 116 ? в., число отдельных (самостоятельных) хозяйств – 72, число жителей: мужчин – 275, женщин – 266, всего – 541, церквей – 1, библиотек и читален – 2, школ официальных – 1, хлебозап. магазин – 1, торговых лавок – 3, ветряных мельниц – 9, кузниц – 2, пожарных сараев и навесов – 2, почтовых станций – 1, земских станций – 1» [1, с. 484-485].

До наших дней дошло полуразрушенное краснокирпичное здание местной церкви. Загадку представляет год строительства этого храма. По данным «Справочной книги Тобольской епархии за 1913 год», «село Караульноярское расположено у реки Тобол. Церковь в селе деревянная, построена прихожанами в 1871 году. В ней один престол во имя Рождества Христова. В приходе три часовни: в д. Антипиной (7 в.) – во имя св. Николая Чудотворца, в д. Курской (2 в.) – во имя св. пророка Илии и в д. Камлюге (3 в.) – во имя «Знамения» Божией Матери. Кроме означенных деревень, в приходе находятся деревни: Трошкова (7 в.) и Межецкая (2 в.). Всего в приходе 251 двор, прихожан: муж. пола 1011, жен. пола 1010. Церковной земли имеется: усадебной 3 дес., пахотной 60 дес., сенокосной 6 дес. Церковный капитал 100 руб., причтовый капитал 1000 руб. Штат: священник и псаломщик. Священник получает жалования 300 руб., псаломщик 100 руб., просфорня 24 руб. Кружечных доходов получается в год до 730 руб. Для причта имеются три деревянных дома, построены прихожанами в 1872, 1900 и 1905 гг. В с. Караульноярском с 1878 г. существует земская школа, в д. Камлюга – церковно-приходская школа. Ближайшая церковь в с. Гилевском (8 в.) Расстояние церкви от Консистории 120 в., от благочинного 125 в., от уездного города 140 в. Адрес: ст. Иевлево» [2, с. 179]. На 1913 г. упоминания о каменном храме нет.

Однако в книге «Архитектурное наследие Тюменской области» есть сообщение о том, что новая церковь строилась в 1910-е гг. «Небольшое краснокирпичное здание. Его трехчастная осевая композиция: односветный четверик храма с пониженным полукруглым алтарем, короткой трапезной и притвором – представляет вариант, ставший в XIX в. типовым при строительстве сельских церквей. Скромная декорация фасадов почти лишена стилистического выражения, она исчерпывается угловыми пилястрамилопатками и карнизными поясками простого профиля. В верхней части дверей на боковых фасадах сохранились ажурные металлические решетки. Над аспидой уцелели элементы конструкции перекрытия и маленькая луковичная главка на деревянном барабане – единственный вертикальный акцент здания» [3, с. 468]. Почему же год строительства указан весьма неопределенно?

В дореволюционном периодическом издании епархии «Тобольские епархиальные ведомости», в статье «Третья поездка для обозрения церквей Преосвященнейшего Евсевия, епископа Тобольского и Сибирского (с 25 янв. по 10 февр. 1911 г.)», имеются следующие сведения: «Около 6 часов вечера прибыли в ближайшее село Караульноярское, где, по маршруту, назначен был ночлег. Здесь небольшая деревянная церковь. Прихожане озабочены постройкою нового каменного храма. Собираются средства. Начало строительному капиталу положено бывшим настоятелем храма, священником о. Доримедонтом Желницким, завещавшим на постройку храма 1500 р. Прихожане уже имеют утвержденный проект на новый храм. Помолиться с архипастырем, за теснотою храма, лишена была возможности большая часть собравшегося народа. Треть храма была занята учащимися детьми приходских школ. Все в храме чисто и в полном порядке» [4, с. 297].Таким образом, мысль о строительстве нового храма возникает у причта и прихожан не позднее 1911 года.

В официальном издании Тобольской епархии «Тобольские епархиальные ведомости» от 8 августа 1914 года, в разделе «Отдел неофициальный», в рубрике «Епархиальная хроника» под заголовком «Из летописи Караульноярского прихода» священником Иоанном Елистратовым было сделано подробное описание торжеств по случаю основания нового храма и начала строительных работ. Приведем заметку полностью: «Уже давно у пастырей и у самих прихожан Караульноярского прихода была мысль вместо весьма малого, тесного деревянного храма выстроить новый, обширный, светлый каменный храм, как в прочих хороших приходах. Неурожайные годы, бедствия, разногласия и другие причины и условия препятствовали осуществиться вышесказанной благой мысли. При помощи Всевышнего, к пишущему сии строки примкнула группа ревнителей из прихожан и с верою евангельского сотника, поименованного Церковью в 4-ю Неделю по Пятидесятнице, принялась за святое дело: копились деньги, составлялись план и смета, заготовлялись материалы, возбуждались разные ходатайства, и вот плодом их трудов 15 июня с. г., с благословения Преосвященнейшего Варнавы, епископа Тобольского и Сибирского, совершен чин на основание нового каменного храма во имя Рождества Христова. 13 июня разбили места под канавы, сделали изгородь около сего места: 14-го около 150 человек дружно выкопали рвы… Мило было смотреть на эту картину! Уж именно, где один горюет, там мир воюет. Все отнеслись к работе как к чему-то своему, дорогому, заветному!

Перед этими работами был отслужен молебен и поднят крест, после окропления святой водою как креста, так и всего места под будущий храм. К вечеру стали стекаться богомольцы, и в 6 часов большой колокол призвал ко всенощной, которую служили соборне благочинный, настоятель, священник с. Гилевского Георгий Заборовский и местный псаломщик. Всенощная окончилась в 9 часов. Утром в 9 часов 15-го был звон на собор. Литургию служили те же, что и всенощную. Несмотря на то что из-за наводнения попасть в Караульноярский приход стоило трудов и денег, все-таки народу собралось порядочно. Были любители церковных торжеств из Омска, Тюмени и Тобольска. За литургией, на «Буди имя Господне» сказал слово о. благочинный, взяв за основание своей речи слова: «Се ныне время благоприятно…» Он провел параллель между разного рода видами пожертвований и, сравнивая их, доказал, почему нужно охотно и не упуская случая жертвовать на строящийся храм.

Литургия окончилась в 12 часов. Затем крестный ход обошел кругом старый храм и место под будущий. Это место было декорировано березками. Для держащих иконы и священнослужителей устроен помост, устланный коврами. Был чудный день, у всех было праздничное настроение. Величественная и дивная картина! Когда масса успокоилась, когда все пришли, так сказать, в себя, к народу, пред совершением чина на основание нового храма, обратился с речью местный священник. Он прежде всего нарисовал историю из летописи возникновения начатого святого дела. Подробно рассказал все, что он и его сотрудники пережили за эти 7-8 лет и почему не пришлось начать постройку ранее. Далее он пригласил возрадоваться прихожан и возблагодарить Бога и всех любящих благолепие дома Его. Теперь, быть может, в скором времени не придется стоять во время службы вне храма: всем будет место в храме. Храм заложен в три раза более, чем существующий. В виду же того, что всякий истинный христианин молится пред началом каждого дела, пригласил всех поусерднее молиться пред закладкою необходимой постройки, доказав еще, почему нужен храм вообще, а Караульноярскому приходу в частности. Не скрыв того, что средств в распоряжении Строительного Комитета находится только на окончание предполагаемой постройки вчерне, пригласил жертвовать не скупясь, для чего здесь же ходили члены Комитета с кружками и блюдами, а для более крупных пожертвований или желающих сделать запись поминовений, была предложена приходо-расходная книга Строительного Комитета. Во время богослужений весь народ участвовал в чтении и пении. Получилась величественная картина! Прошла неделя, и будущий Караульноярский храм уже сложен на 2 ? аршина. Работы идут хозяйственным способом. В виде десятника, за весьма баснословно дешевую плату, Бог послал из г. Ирбита доброго человека, подрядчика церковных работ Степана Гуриева Дубова – старца, который, по его словам, вместо денег жертвует свой труд. Дело ему знакомое: он построил не один храм. Большинство работ прихожанами совершаются бесплатно. Технический надзор, также безвозмездно, любезно предложил и ведет военный инженер Василий Васильев Шевелев. Храм сложить предположено в 2 года.

Не будь ныне наводнения, от которого многие разорились в конец, можно бы ожидать большой сбор пожертвований: видно сильно желание прихожан иметь возможно скорее новый храм! Но в настоящее время, кроме сего несчастья, есть и другое: более 200 душ бросают насиженные места и хлопочут о переселении в казенные дачи, так что приход уменьшится» [5, с. 302-304].

Таким образом датой начала строительных работ можно считать 15 июня ст. ст. 1914 г. На момент выхода статьи началась Первая мировая война, которая, естественно, повлияла на ход и темп постройки храма. По поводу года окончания строительства «Тобольские епархиальные ведомости», издававшиеся до 1919 года, ответа не дают. На этот вопрос можно было бы найти ответ в архивном документе – «Клировых ведомостях», но в Тобольском архиве данные источники сохранились только до 1914 года и описание деревянной церкви в них совпадает с тем, которое сделано в «Справочной книге Тобольской епархии» в 1913 году, а о каменной пока ничего не сказано. По счастью, при работе случайно попалась ссылка, которая подсказала, что поиск недостающих документов можно попытаться продолжить в Государственном архиве Тюменской области в г. Тюмени. И действительно, в данном архиве были обнаружены «Клировые ведомости» церквей Тюменского уезда за 1918-1923 гг. Так, согласно ведомости о церкви Христорождественской с. Караульноярское за 1921 г., составленной настоятелем протоиереем Григорием Погореловым (последнее место его служения – село Булашово, расстрелян в Тобольске в 1937 г.), можно отметить следующее. «Церковь построена в с. Караульноярском тщанием прихожан на добровольное пожертвование, по плану-фасаду крестообразная. План утвержден тобольским епархиальным начальством в 1914 г. Постройка окончена в 1921 г. к 20 декабря. Зданием церковь каменная, одноэтажная, в одной связи с такой же колокольней, трехглавая, крытая листовым железом. По сторонам алтаря имеются помещения для ризницы и библиотеки, по сторонам паперти имеются в связи с колокольней сторожка и кладовая. Бывший деревянный храм, построенный в 1879 году, во время гражданской войны, при бомбардировке с. Караульноярского 26 марта 1921 г. в полдень от орудийных зажигательных снарядов, сгорел до основания, со всей церковной утварью и имуществом. Храм освящен малым водоосвящением в день храмового праздника Рождества Христова 25 декабря 1921 г., по резолюции Преосвященнейшего Иринарха, епископа Тюменского. Совершается Божественная литургия на временно устроенном переносном престоле. Утварью церковь весьма нуждается. Нет ни собственных сосудов, ни ризницы, ни даже колоколов, и служба совершается без колокольного благовеста. По штату при ней состоят священник, псаломщик и просфорня».

Отец настоятель со скорбью пишет о печальном положении причта. «Жалование не поступает ни от казны, ни от прихожан. Прихожанами только отведены причту и просфорне квартиры, и доставляются ими на отопление их дрова. Кружечных доходов за 1921 г. получено 140 700 р. Из других источников денежных доходов не поступало. Ввиду того, что в 1921 г. в приходе был весьма неурожайный год на все хлебы и огородные овощи, и что деньги при скудости хлеба, одежды, обуви и других хозяйственных принадлежностей потеряли значение цены, и что все из означенного добывалось прихожанами на обмене, то и причт при весьма малом сборе хлеба и других пищевых продуктов пользовался таковыми же добровольными приношениями в небольшом количестве, и за требоисправления, как то за служение по домам молебнов и панихид, крещение младенцев, отпетие умерших и за другие требы» [6, л. 47-47 об.].

Выходит, что датами строительства нового храма можно считать 15 июня ст. ст. 1914 г. – 20 декабря ст. ст. 1921 г. Построенный за трудных семь лет, новый храм в с. Караульноярское, открытый в 1921 году, просуществовал как место богослужения не более одного-двух десятков лет. Сегодня от храма сохранились только стены. Самой серьезной проблемой является наличие рядом со зданием храма жилого дома, хозяйственные постройки которого практически упираются в его стену. В 2008 г. некие предприниматели, родом из этих мест, хотели построить новую деревянную церковь из лиственницы, но далее дело не пошло. Хочется верить, что в приближающееся 100-летие храма в честь Рождества Христова с. Караульнояр найдутся неравнодушные люди, которые смогут даровать ему новую достойную жизнь.


Иерей Александр ИНОЗЕМЦЕВ,
благочинный Тобольского благочиния.
Источники:
1. Список населенных мест Тобольской
губернии. Составлен по сведениям на 15
июля 1909 года, полученным от уездных
исправников и волостных правлений. Издание
Тобольского губернского статистического
комитета. Тобольск: Губернская типография,
1912.
2. Справочная книга Тобольской епархии
к 1 сентября 1913 года. 2-е благочиние
Тюменского уезда. Издание Тобольского
епархиального братства св. великом.
Димитрия Солунского. Тобольск: Типография
епархиального братства, 1913.
3. Архитектурное наследие Тюменской
области: Иллюстрированный научно-практический каталог.
Тюмень: ООО «Издательство Искусство», 2008.
4. Тобольские епархиальные ведомости
№14 от 16 июля 1911 г. Отдел неофициальный.
5. Тобольские епархиальные ведомости
№18 от 8 августа 1914 г. Отдел неофициальный.
6. Клировые ведомости за 1921 год. //
ГАТО. Ф. 177 О.1. Д. 129.

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную

ИСКОМОЕ.ru
православная
поисковая
система
Русская неделя - интернет-журнал о современной православной культуре
Sudba.net - Портал православных знакомств Сербская Православная Церковь в Голландии Рейтинг ресурсов "УралWeb"
Современные сказки Религия и СМИ

Официальный сайт Тобольской митрополии

Сайт Ишимской и Аромашевской епархии

Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"

Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2018 г.