Формирующийся организм черпает пищу
для своего роста извне, в природе. Так и с
душой. Откуда же черпают пищу и основание
для своего душевного и нравственного развития наши дети и подростки? Кажется, всем
уже понятно, что в значительной мере это
интернет, и самое время задаться вопросом:
что именно привлекает, удерживает внимание
и влияет на нравственное и душевное развитие наших детей? Какой именно контент их
формирует? Вопрос серьезный, учитывая, что
именно формирование душевно-нравственного
организма (если можно так сказать) ребенка
обеспечивает его будущее. Говоря просто: что
посеешь, то и пожнешь. Так что же нам ожидать, какой урожай будем собирать в скором
будущем? И тот ли это результат, который нам
хотелось бы получить? И если нет, то что нам
делать, чтобы участвовать действенным образом в формировании душевно-нравственных
качеств наших детей?
Первое, о чем надо говорить и на что обратить внимание, – это то, что мы, взрослые,
большей частью совершенно не представляем,
чем именно «питаются» души наших детей
все те часы (именно часы, и даже многие
часы, об этом надо сказать прямо), которые
они проводят в виртуальном пространстве. В
лучшем случае дети сами расскажут нам, чем
они интересуются, какие страницы листают и
какие сайты посещают, в худшем – просто
будут втайне от взрослых продолжать жить
своей отдельной и обособленной виртуальной
жизнью. Но в любом из случаев взрослому
трудно составить реальную и полную картину
того, чем именно его чадо живет в том зазеркалье, которое увлекло и пленило наших
детей в последнее время.
Недавно Компания Касперского провела
статистическое исследование, чем наши дети
интересуются в интернете. Результат удручающий. Примерно половина запросов связана
с эротикой и порнографией, оставшуюся половину можно условно разделить на три части:
интерактивные игры, развлекающий видео- и
аудиоконтент, общение в соцсетях.
Идет формирование нового типа человека,
которого уже нельзя будет назвать в полном
смысле этого слова русским
Я на днях поговорил с дочкой на эту тему,
и она подтвердила, что большинство ее сверстников, действительно, большую часть своего
времени проводят в виртуальном мире и то,
чем они там интересуются и живут, мягко
говоря, далеко от того, что мы бы хотели
видеть как их жизненные интересы. К слову,
на днях в Симферополе прошла конференция
на тему «Нравственные ценности и будущее
человечества». На конференции выступал известный в Крыму человек, автор и ведущий
телепрограммы «Информационная война» Дмитрий Таран. И вот он совершенно справедливо
заметил, что решающее влияние на наших
детей имеют, с одной стороны, представители
западной культуры, а с другой – те, кого мы
можем условно назвать агентами влияния этой
культуры, то есть те из наших соотечественников, кто совершенно попали уже под влияние
современной массовой западной культуры и
служат ее искренними и самозабвенными
пропагандистами. И драматичность ситуации
заключается в том, что все или большинство
наших «взрослых» разговоров, диспутов и обсуждений проблемы утраты связи с молодым
поколением – это разговоры в мире, «параллельном» по отношению к нашим детям. То
есть какие бы правильные и нужные вещи мы
ни говорили, какие бы решения ни принимали
– они попросту не доходят до наших детей.
Именно потому, что между нашими поколениями, может быть, как никогда еще в истории,
образовалась бездна, созданная появлением
той самой новой, «виртуальной» реальности, в
которую наши дети уходят с головой – вроде
бы поодиночке, а на деле – дружно и сообща.
В прямом смысле этого слова идет мощнейшая
«прокачка мозгов» наших детей в то самое
время, когда они часами смотрят в экраны
смартфонов, планшетов и ноутбуков.
Если говорить шире – в поколении наших
детей идет масштабное «переформатирование»
русского народа, а точнее – формирование
нового типа человека, которого уже нельзя
будет назвать в полном смысле этого слова
русским и который целиком встраивался бы
в общемировую модель либерального мультикультурализма.
И та массовая культура, которая формирует наших детей, при всей ее кажущейся
вариативности, пестроте и разнообразии на
самом деле вполне однородна и представляет
собой мощный поток пропаганды гедонизма,
нравственного разложения и уничтожения
человеческого духа под видом абсолютной
свободы, всемерной реализации собственных
прав и демонстрации мнимых достоинств. Нашим детям внушают: «Не смотри на общество,
общество состоит из таких же, как ты, людей,
у каждого свои понятия и правила жизни. Ты
никому ничего не должен». Вот это и есть, в
общем, «генеральная» идея глобального либерализма. Идея привлекательная, как запретный
плод, но ядовитая и опасная именно потому,
что априори признает человека, которого
Православие называет ветхим и падшим, –
самодостаточным и достойным прославления
и восхищения. И именно в этой идее заключается вся опасность, если учесть, что мы,
напротив, считаем всякого человека больным в
духовном отношении, и даже больным к смерти.
И мы говорим, что всякий человек нуждается
в экстренном и серьезном, продолжительном и
систематическом лечении. Врач наш – Господь
Иисус Христос, а средства исцеления известны:
вера, участие в Таинствах, церковная жизнь
по заповедям Христовым. И вот это осознание
своей болезни с осознанием высоты, красоты
и радости человеческого призвания должно
определять направление развития всякого ребенка и человека вообще, потому что Господь
желает всем «прийти к познанию истины»
(ср.: 1 Тим. 2, 4). И наша задача – в первую
очередь содействовать приобщению детей к
осознанию высоты этого призвания.
В виртуальном мире не хватает проводников подлинной, традиционной культуры, причем
именно подростков
Но возвращусь к упомянутой уже конференции и выступлению на ней Дмитрия Тарана.
Вспоминается его мысль о том, что в интернет-пространстве, в том виртуальном мире, где
живут наши дети, не хватает проводников подлинной, настоящей традиционной культуры. Но
вот ведь в чем дело. Даже если представить,
что появятся такие отважные, энергичные и
добрые подростки, которые сделаются в самой
гуще враждебной пропаганды провозвестниками истины и глашатаями разумного, доброго
и вечного… Даже если появятся такие дети,
можно представить, какому они подвергнутся остракизму и гонению со стороны своих
сверстников – последователей «либерального
мейнстрима». И надо полагать, этот напор
и гонение будут ничуть не меньшими и не
легчайшими, чем в нашем, «взрослом» мире.
А может быть, даже и более беспощадными и
жестокими, как это и бывает в подростковой
среде. Найдутся ли такие дети, и кто сможет
их защитить и помочь им? И не будет ли
сама такая поддержка со стороны взрослых
выглядеть как ангажированность и предательское «лоббирование» правильно-взрослых
идей? Все это вопросы, на которые, наверное,
можно ответить, но как сами вопросы, так
и ответы на данный момент останутся лишь
гипотетическими, потому что, повторю, нигде
мы не видим и не наблюдаем предпосылок для
возникновения «во вражеском стане» таких
очагов мужественного и стойкого, осознанно
трезвого и ответственного юношеского сопротивления. Возможно ли в принципе такое
явление? Вполне возможно. Но только тогда,
когда начнут появляться дети, адаптированные
к современным условиям «цифровой» жизни и
вместе с тем воспитанные в лучших православно-патриотических традициях.
По мысли Дмитрия Тарана, запретить
вредный контент невозможно, и главный
акцент нужно делать на разговор с детьми,
их обучение. Отчасти это так, конечно, но
только отчасти. Буквально он говорит: «Нам
нужно детей вооружить». Но вооружить
чем? Пониманием сути происходящего?
Увы, но можно все понимать, но притом
быть полным и «купленным» рабом греха.
Это важно понять. Так что задача семьи,
школы и государства в целом – кроме
просвещения и объяснения, максимально
затруднить, а в некоторых случаях и ограничить доступ ко всякому разрушительному и вредному контенту. В этом состоит
оградительная функция государства. Но и это
еще не все.
Наша вина, взрослых, в том, что мы не
умеем передать детям то, ради чего существует
Православие, не умеем передать правду и
чистоту, красоту и радость живого общения с
Богом, то, без чего вся наша церковная жизнь
также превращается в субкультуру – одну из
многих, со своим своеобразием и самобытностью, но не более того. Но Православие и
Церковь – это не субкультура, а жизнь, исполненная любви и верности, жизнь в Боге.
Задача нас, взрослых, – помочь детям быть
христианами и научить сознательно делать
свой выбор.
И если мы говорим о православном отношении к проблеме влияния интернета, то
мы должны сказать, что цель наша даже не в
том, чтобы сохранить в чистоте души наших
детей, не в том, чтобы «выдернуть» детей из
виртуального мира, а в том, чтобы помочь
им быть христианами и научить сознательно
совершать свой выбор. В Писании говорится,
что дом, «выметенный и убранный», но не
оживотворенный благодатью Духа Святого,
непременно заселяется, оскверняется и разоряется демонами, то есть теми или иными
страстями, коих достаточно и вне интернета.
И наша задача – приобщиться самим и содействовать приобщению наших детей духовной
жизни. Это важнейшая из наук, которую нам
и самим предстоит познавать, приобщая ей
наших детей. Наука православной аскетики.
И, конечно, недостаточно вести с детьми
разъяснительную работу и предоставить им,
условно говоря, альтернативный контент. Увы,
соблазн и зло так легко увлекают человека
именно потому, что начало тут бывает сладким,
а горечь приходит потом. В то время как начало добра, напротив, бывает трудно и требует
от человека самопонуждения и только затем
приносит отраду и радость.
Так что проблема «глобального переформатирования» наших детей – это проблема
духовная, и решить ее одними внешними
(техническими) средствами невозможно. Но
когда мы начинаем молиться не формально, а
с постоянством, вниманием и глубиной веры,
молиться в самом широком смысле этого слова
– в смысле поклонения Богу в духе и истине,
когда мы облекаемся во всеоружие Божие,
то есть в христианскую жизнь, – тогда, вопервых, начинаем меняться сами, а во-вторых,
начинает непостижимым образом действием
Духа Святого меняться жизнь наших близких,
в том числе и детей. Условно говоря, не стремясь сделаться причастником Духа Святого и
пытаясь бороться с «негативным контентом»
чисто техническими средствами, мы вступаем в
брань с бесами, не осознавая, что эта борьба
возможна только в соработничестве с Богом,
а иначе мы обречены на поражение. И других
вариантов попросту не существует. Вот почему
важна тема православной аскетики в вопросе
противостояния злу в интернете и вне его.
Священник Димитрий ШИШКИН,
Православие.ру
|