(глава из книги профессора Московской духовной академии, литературоведа М.М. Дунаева
(+2008) «Вера в горниле сомнений. Православие и русская литература в XVII-XX вв.»)
Иван Андреевич Крылов (1769-1844) мог
бы и затеряться в истории русской литературы в кругу многих, когда бы не одолел
шаблонов просветительской сатиры, коей
увлекался при начале своего литературного
поприща. Сатира и вообще опасна соблазном для всякого литератора. Ведь так легко
приучить себя к искаженному воззрению на
мир. Все дело в мере. Можно пользоваться
каким-то средством в малых дозах, можно
злоупотребить слишком – лекарство тогда
превращается в яд. Это испытали многие
сатирики.
Крылова как сатирика удержала именно
мера и то, что позднее стало важнейшим в
его личности и творчестве: русский взгляд
на жизнь, определяемый православным мирочувствием. Можно перечислить многих, от
Пушкина и Белинского до наших дней, кто
утверждал об особом русском духе в крыловских баснях. Повторять об этом сейчас
нет нужды. Однако никем из критиков не
упоминалась православная церковность Крылова, а это у него важнейшее. Это основа.
Как и всякий человек своего времени,
Крылов отдал дань размышлениям о земном
счастье. И с разочарованностью пришел
к нелестному выводу о неверности этого
счастья.
Горький вывод Крылова звучит диссонансом среди многих славословий счастью,
коими отмечено то время. Подобно Болотову, Крылов отвергает тот стереотип счастья,
который сложился во многих умах и был
связан с идеалом земного наслаждения. Он
смотрит трезво, и его взгляд оказывается
злободневен даже для начала XXI века.
Истина о бессмысленности тяготения
к сокровищам земным нередка у раннего
Крылова. В философской повести «Каиб»
(1792) писатель изобразил всесильного
владыку, наделенного всеми мыслимыми
земными благами, но не находящего в том
счастья. В итоге оказалось: ему недоставало
истинной любви. Обретя ее, он обретает и
подлинное счастье.
О том, что земные сокровища не способны дать счастье человеку, Крылов поведал
позднее в басне «Откупщик и Сапожник».
Богатый Откупщик соблазнил бедняка Сапожника мешком золота – и отнял у него
покой. Прежде Сапожник был счастлив,
поскольку умел довольствоваться малым.
Утратив прежнее умиротворение, Сапожник
скоро раскаивается и возвращает дарованное золото.
Крылов указывает на страсти как на
причину жизненных бедствий. Но мыслит он
парадоксально для своего времени: страсти
есть следствие… Просвещения. Он предостерегает, что с осторожностью необходимо
относиться и к самому учению, к науке: она
может и погубить человека («Водолазы»).
Что значит – просвещать? Не забудем,
как мудрый Болотов назвал славных просветителей западных «извергами и развратителями человеческого рода». За что?
За безбожие. И Крылов пишет о том же: в
басне «Сочинитель и Разбойник» отдается
предпочтение лютому преступнику перед
благонамеренным сочинителем, «просвещавшим» человечество развратительным
учением. Безверье – вот ключевое слово
при отвержении Просвещения у Крылова.
Не против Просвещения возражает православный человек, но против того, чтобы
привлекать людей пороком и страстями.
Вот то, что как будто пытались не замечать в Крылове его толкователи. Не
отвлеченные нарушения устоев морали, но
отступление от религиозных истин обличает
он в своих баснях.
Плоды неверия ужасны таковы:
И ведайте, народы, вы,
Что мнимых мудрецов кощунства
толки смелы,
vЧем против Божества вооружают вас,
Погибельный ваш приближают час,
И обратятся все в громовые вам стрелы.
(«Безбожники»)
Вот слова, в истинном свете которых
должно осмыслять все басенное наследие
Крылова.
Басню осмысляют преимущественно
как обличение пороков. Но не полезнее ли
перенести акцент и видеть в ней научение?
Конечно, одно с другим тесно связано, но
сама точка зрения на это единство также
важна. Просто недовольство бытием и лишь
обличение его – неплодотворны. Обличение
тогда истинно, когда сопоставляет реальность с высоким идеалом и призывает следовать ему. Это и есть несомненный призыв
к стяжанию небесных сокровищ. Он помогает
избыть и мрачные настроения в душе самого
поэта. Басня близка притче. Сознавая это,
легче постигнуть ее религиозный смысл.
Несомненно, уже начальные несовпадения в мировоззрении Крылова с его временем воздействовали на возрастание его
в православной мудрости.
Поразительно, что, по воспоминаниям
очевидцев, в келье преподобного Амвросия
Оптинского была книжка басен Крылова. К
ним великий старец часто прибегал, когда
наставлял своих духовных чад и всех посетителей. Это красноречивое свидетельство
о православной основе басен. Когда бы не
было у Крылова именно православной мудрости, старцу ни к чему было бы обращаться к помощи его басен. Их часто цитировал
и преподобный Анатолий Оптинский.
Одна из глубоко поучительных для верующего человека басен Крылова – «Крестьянин и лошадь». Лошадь, наблюдая, как мужик
бросает семена в землю, осуждает его: ведь
можно было бы с большей пользою употребить тот овес, накормить скотину или, на
худой конец, припрятать. Нет соображения,
что крестьянин поступает истинно мудро,
прозревая будущую цель своего действия.
Под это можно было бы подвести поучение, применимое к различным житейским
ситуациям. Но автор возводит мысль на
предельно высокий уровень:
Читатель! Верно, нет сомненья,
Что не одобришь ты конева рассужденья;
Но в самой древности, в наш даже век,
Не так ли дерзко человек
О воле судит Провиденья,
В безумной слепоте своей,
Не ведая его ни цели, ни путей?
О Промысле Божием можно мудрствовать и рассуждать долго, но эта краткая
история – зримее многих рассуждений.
«Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши
пути – пути Мои, говорит Господь. Но как
небо выше земли, так пути Мои выше путей
ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших»
(Ис. 55, 8-9).
Нетрудно признать, что Крылов дает
своего рода образную иллюстрацию того,
что читаем в Писании.
Собственно, едва ли не все басни Крылова раскрывают именно действие Промысла
в жизни человека. Не о том ли, например,
знаменитая «Стрекоза и Муравей», на которую любил ссылаться
в своих наставлениях
старец Анатолий? Кто-то
возразит, что в басне
звучит призыв к труду
для обеспечения благоденствия. Однако именно Промысл ждет от
человека необходимых
усилий, а не пассивного
порхания в бездумной
надежде на стороннюю
помощь.
«Царство Небесное
силою берется» (Мф.
11,12).
Если же человек пренебрегает необходимостью усилий, то лишается своих способностей,
талантов, своего дара, коего оказывается
недостойным. В басне «Пруд и Река» пребывающий в покое Пруд постепенно зарастает тиной и осокой, – постепенно иссыхая
и исчезая.
Как не вспомнить тут евангельскую
притчу о талантах?
Промысл закрыт от ведения человека,
смертному не дано предугадывать промыслительную волю – баснописец напоминает о
том в басне «Старик и трое молодых». Трое
молодых людей в бездумности посмеялись
над стариком, видя его труды: пора, мол,
оставить этот свет и поэтому бессмысленно
трудиться; однако доброму старичку суждено
было оплакать их уход из жизни.
В басне «Василек» утверждается истина
о том, что солнце равно светит для всех и
живит каждого своими лучами, всем «благотворит равно», не разбирая величины и
значения тварей. Так еще раз напоминается
истина: Бог, Его Промысл на всех равно
распространяет Свою милость и любовь –
никто не должен оставлять веры и надежды
на это. «Господь Бог есть солнце и щит»
(Пс. 83, 12).
Параллели с Писанием можно отыскать
у Крылова во множестве. Разве слова из
басни «Зеркало и Обезьяна»
Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?
– разве эти слова не являются выражением той же мысли, какая звучит в известных словах Спасителя: «И что ты смотришь
на сучок в глазе брата твоего, а бревна
в твоем глазе не чувствуешь» (Мф. 7, 3).
Крылов указывает на многие пороки,
страсти и грехи человеческие. Он указывает,
что свойства человека не вызваны социальными причинами, а укоренены в его натуре
(«Крестьянин и Лисица»).
Русский баснописец прямо
оспоривает руссоистское
заблуждение о гармоничной природе человека, которого портят лишь
внешние обстоятельства. И
вину за собственные беды
нужно искать не вне, а
внутри себя («Фортуна в
гостях»).
Крылов наглядно и
постоянно вразумляет:
вот те пороки, от которых
требуется освободиться
с Божией помощью собственными внутренними
усилиями. Он взывает к
совести каждого – в этом
своеобразие его басенного творчества. Он обращается всегда к
внутреннему человеку (Рим. 7, 22), а не к
разбору внешних обстоятельств. Зло – в
душе человека, в душе его и одолевать.
Именно поэтому его басни и можно назвать
преимущественно поучениями.
Можно утверждать, что всем настроем
своих басен Крылов антиреволюционен.
Недаром как упрек баснописцу звучали
утверждения советских исследователей об
осуждении революционных стремлений в таких баснях, как «Конь и Всадник», «Колос»,
«Сочинитель и Разбойник», «Безбожники».
Но в некоторых баснях это проявилось не
слишком явно; а если же вникнуть в суть
– то же можно обнаружить в большинстве
из них.
Во многих баснях Крылов отвергает гордыню, противополагая ей смирение, основу
православной духовности. Самый яркий пример – басня «Водопад и Ручей». Сходная
мысль, но с несколько иным оттенком, – в
басне «Орел и Пчела».
Смирение всегда почиталось православным народом выше любого внешнего шума,
великолепия и блеска. А Крылов – православный баснописец.
Ложное смирение им отвергается несомненно. Написанную о том басню «Ручей»
Крылов любил особенно. Многие не совершают злых дел лишь по неимению сил к тому,
оттого их мнимому смирению не следует
доверять. Оценивать нужно по внутренней
склонности, а не по внешнему, нередко показному благочестию.
Крылов часто отвергает складывающиеся
шаблоны мышления, не принимая в полноте
ценности, утверждаемые временем. Так, он
парадоксально переосмыслил мнимое благо
свободы, рискуя прослыть крепостником тогда, когда в обществе все более утверждалась
мысль о пагубности рабства:
Как ни приманчива свобода,
Но для народа
Не меньше гибельна она,
Когда разумная ей мера не дана.
(«Конь и Всадник»)
Ошибутся те, кто свяжет высказанную
здесь мысль с социальным укладом времени:
Крылов мыслит в категориях бытийственных,
а не конкретно-исторических. Чрезмерная
свобода пагубна народу и человеку потому,
что весь мир лежит во зле (1 Ин. 5, 19),
потому, что мир расколот грехом и в необузданности свобода станет неизбежно и свободою греха. Безбожное сознание понятия
греха не имеет и не может оттого принять
необходимости дать разумную меру всякой
свободе. Крылов же и в понимании свободы
обнаруживает свою глубокую религиозность.
Истины, сознаваемые и исповеданные
Крыловым в его баснях, как нетрудно
убедиться, имеют не только вневременное
значение, но с течением времени становятся
во все большей степени злободневными.
В новоязыческом безбожии Крылов видит главную причину погибели мира, бытия.
Урок на все времена.
Текст печатается по книге:
Дунаев М.М. Вера в горниле сомнений.
Православие и русская литература
в XVII-XX вв. // mdunaev.ru
|