Волсви, персидстии царие, познавше яве
на земли рождшагося Царя Небеснаго, от
светлыя звезды водими, достигоша в Вифлеем, дары носяще избранныя, злато, и ливан,
и смирну, и, падше, поклонишася: видеша
бо в вертепе Младенца лежаща безлетнаго.
Стихира на литии праздника Рождества
Христова преподобного Иоанна Дамаскина
Святитель Иннокентий
Херсонский (1800-1857)
Слово на день
Рождества Христова
«…И, открыв сокровища свои, принесли
Ему дары: золото, ладан и смирну» (Мф.
2, 11).
Не без причины, братие мои, три дара у
яслей Христовых. Могло быть более, могло
быть менее, но явилось три. В знамение ли
это Пресвятой Троицы в существе Божием;
или в символ будущего тройственного служения Христова – пророческого, священнического и царского; или, наконец, как выражение трех частей существа человеческого,
то есть духа, души и тела? Исследование о
том предоставляется вашей вере и вашему
разумению. Наша же мысль всецело останавливается при этом на дароносящих волхвах.
Эти странники востока представляли собою у
яслей Христовых, можно сказать, все человечество; и дары их изображают символически
все, что может быть приносимо Спасителю
нашему от нас, Его последователей. Златом в этом отношении означаются дары
вещественные; ливаном – дары духовные,
невещественные; а смирна выражает дары,
так сказать, духовно-вещественные.
Есть потому люди, которые приносят
Господу злато; есть, кто приносят ливан;
есть, кто приносят смирну; есть, наконец, кто
приносят по нескольку даров вместе. Кто эти
люди? Размышление об этом откроет нам,
чем и каждый из нас может послужить, подобно волхвам, Господу и Спасителю своему.
Кто же приносит Господу злато? Приносят
те, кто жертвуют во славу Божию и на пользу ближних что-либо от трудов и стяжаний
своих. Тобою, например, создан, обновлен
или украшен храм Божий: ты принес этим
Господу своему злато. Дар твой приятен Ему.
Ибо хотя Он теперь на престоле славы, но
вместе с тем для спасения нашего продолжает доныне являться и в яслях. Ясли эти
на жертвеннике церковном, где Он, можно
сказать, при каждой литургии как бы снова
рождается, дабы снова принести Себя за
грехи наши в жертву правде Божией. И как
часто Он терпит в этих яслях нужду! Тут
потребны для Него и одеяние, и покров, и
свет, и теплота. Потому, если ты делаешь
что-либо на пользу Церкви, то приношение
твое так же благоприятно Господу, как и дар
волхвов, принесших Ему злато.
Подобным образом тобою оказана помощь
бедствующему человечеству, устроено что-либо
на пользу больных, сирых, странных, беспомощных: ты принес тем Господу злато, ибо Он
столько любвеобилен, что нужды и страдания
верующих во имя Его почитает собственными
Своими нуждами и страданиями. Посему и за
помощь им воздаст, как за помощь Себе Самому. «Так как вы сделали это одному из сих
братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф.
25, 40), – так скажет Он на Страшном Суде
Своем тем, кто были милостивы к бедным.
Много ли приносится такого злата Господу? Ах, если сравнить приносимое с тем, что
растрачивается по требованию страстей, на
удовлетворение не только нужд, но самых
прихотей наших, с тем даже, что явно отдается в жертву плоти и миру, – то окажется
малейшая часть. Храм Божий, например,
стоит день и ночь перед очами нашими в развалинах и просит себе помощи – мы скорее
выстроим для себя великолепный приют для
наших коней и колесниц, нежели обратим на
него внимание. Бедняк дрожит перед нами от
стужи, голода и недуга – мы или откажем ему
с суровостью, или дадим ничтожную лепту. И
в тот же день пол-имения готовы погубить в
безумной игре или показать расточительную
щедрость на каком-либо зрелище.
Такова наша благодарность Тому, Кто,
«будучи богат», для нашего спасения ныне
«обнищал», чтобы мы «нищетою Его обогатились» (2 Кор. 8, 9).
Кто приносит Господу ливан? Те, кто
употребляют во славу Его и на пользу ближних свои способности, познания и искусства,
очевидно, составляющие собою нечто такое,
чего нельзя купить никаким златом. Все это
дар Божий человеку. Но это же все может и
должно быть и даром Богу от человека, даром
невещественным, высшим злата и сребра.
Этот драгоценный ливан приносит Господу
градоправитель, когда управление его одушевлено духом Христовым, направлено
не к одной только справедливости
гражданской и спокойствию внешнему,
а и к поддержанию и усилению в народе благих нравов и добродетелей
христианских. Такое градоуправление
как благоуханный ливан пред Господом и людьми.
Приносит Господу ливан пастырь
Церкви, когда бодрственно стоит на
страже душ и сердец против заблуждений и соблазнов века, неленостно
возвещает пути Господни, наставляет
заблудших, утешает отчаянных, назидает всех.
Приносит Господу ливан мать
семейства, когда, не полагаясь на приставников наемных, не увлекаясь рассеянием и
забавами, сама посвящает время и способности свои на воспитание в страхе Божием
своих детей, на приучение их к воздержанию,
кротости, молитве и человеколюбию. Благоухание этого ливана, наполняя собою весь
дом, разносится потом всюду с теми, кто
воспитаны в нем в благочестии.
Приносит Господу ливан художник, когда,
вместо того чтобы, следуя духу времени,
поблажать своим художественным страстям
человеческим и доставлять им новую пищу
нечистыми вымыслами, старается все произведения и изобретения свои обратить
в орудие здравого вкуса христианского, в
средство к распространению – с изящным и
прекрасным – истинного и доброго. И сей
ливан облагоухает собою многих.
Вообще, поскольку нет человека, который
бы не имел на что-либо способности, то нет
человека, который бы не мог принести Господу ливана употреблением своей способности
во славу Божию и истинное благо ближних.
Третьим даром Господу от волхвов была
смирна – дар последний, потому высший не
только злата, но и ливана. Что это за дар и
почему он так важен? Смирна так же, как и
ливан, издает благовоние, но отличительное
свойство ее в том, что она весьма горька,
посему и выражает собою наши бедствия и
горести, слезы и страдания.
Теперь понятно, кто приносит Господу
в дар смирну. Приносит тот, кто терпит
бедствия в жизни и страдает невинно, не
позволяет себе ни уныния безотрадного, ни
ропота малодушного, ни воплей бесполезных;
кто при перенесении бедствий одушевляется
не гордым презрением к людям, не отчаянным подавлением в себе всякого чувства
человеческого, но живым упованием на Бога
живого, мыслью, что он через свои страдания очищается от грехов, усовершается в
добродетели и, что еще отраднее, уподобляется Спасителю своему, за него на кресте
умершему. Таковое в духе веры и любви
перенесение напастей и скорбей века есть
также дар Господу, и притом драгоценнее
злата, благоуханнее ливана.
Да услышат это все злостраждующие,
да уразумеют преимущество своего, повидимому, горького, но, на самом деле, если
употребим в дело веру и Крест Христов, не
несладкого положения и да поспешат принести Господу в дар свою смирну. Счастливцы
века сего не могут этого сделать: у них нет
горькой нужды и недостатков, нет смирны.
Многие из обладающих ливаном, то есть
отличными дарованиями, также не могут
сделать сего: у них нет тяжких искушений,
нет смирны. Она у вас, бескровные страстотерпцы Божии: вы, кто без всякой вины
своей – одни по жребию рождения, другие
по превратности обстоятельств, третьи по
злобе человеческой, иные по бренности телесного состава нашего – едва не каждый день
встречаете и оканчиваете воздыханиями, и
кто, может быть, и нынешнее утро встретили
праздник Христов слезами. Смотрящие на вас
сокрушаются о вашем тяжком положении;
вы сами, может быть, падаете иногда под
тяжестью земного испытания, а мы, именем
Спасителя нашего, приветствуем вас с этим
драгоценным подобием Креста Его! Берегите
драгоценную смирну, доставшуюся в удел
вам, не меняйте ее ни на какой ливан, тем
более ни на какое злато и не отнимайте у
нее благоухания жалобами и ропотом малодушным. Что жаловаться? Господь и без
того все видит: каждая слеза ваша у Него
изочтена, каждый вздох взвешен, и в свое
время за все примется сторицею. Аминь.
Текст проповеди печатается (в незначительной редакторской правке) по книге: Сочинения Иннокентия, архиепископа Херсонского
и Таврического. Т. 1. СПб., 1908. С. 95-99.
Подготовка материала:
священник Петр ОВСЯННИКОВ
|