ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№1 2012 г.         

Перейти в раздел [Проблемы насущные]

Истоки зла

Выступление штатного клирика храма Всех Святых г. Тюмени иерея Николая Сушкова
на Александровских чтениях в Тюмени 19 декабря 2011 года

Люди, выбравшие профессию, связанную с защитой граждан от преступного мира и постоянным риском для жизни, вызывают особое уважение и почтение. Это армия, стоящая на страже добра в борьбе со злом. Сотрудники полиции находятся на передовой, на той границе, где зло наступает на человеческое общество, часто – замаскированное под добро. И как важно в этой нелегкой и неравной борьбе заручиться помощью свыше. Без этой помощи как бы мы ни модернизировали законодательную систему, какие бы новые способы борьбы со злом не изобретали, зло будет существовать. И не просто существовать – оно будет постоянно прогрессировать в человеческом обществе. Это видно и из истории, и из современной действительности. За 10 000 лет существования человеческой цивилизации в мире люди живут только 300 лет, остальное время – это нескончаемые войны, которые, по мере развития технического прогресса, становятся все более жестокими, более разрушительными и смертоносными

Ежедневно на нашей планете происходит около ста локальных военных конфликтов, в которых гибнут не столько профессиональные воины, сколько мирные жители. И это отличительная особенность войн прошлого столетия и нашего времени. Если до Второй мировой войны из 100 человек, погибших при ведении боевых действий, только пять были мирными жителями, то во Второй мировой войне – уже 50, сегодня же из ста погибших на войне 90 – мирные жители. Сегодня мы пожинаем плоды идеологии наших предков, которые отреклись от веры и с неподдающимся никакой логике энтузиазмом объявили, что Бога нет. Забыли они слова великого нашего писателя и философа Ф.М. Достоевского: «Если Бога нет, то все дозволено». И вот прервалась связь поколений с нашими православными бабушками и дедушками, сохранившими веру, несмотря на все гонения и притеснения, которые, воспитывая своих детей на христианских принципах, были источником высокой нравственности и морали в Советском Союзе. И расцвели цветы советской безбожной идеологии буйным цветом. Главный индикатор духовно-нравственного состояния общества – это дети, самый духовно не защищенный слой населения. И вот, глядя на современную молодежь, в основной своей массе воспитанную на атеистических принципах, не впитавшую с «молоком матери» Евангельских истин, какие выводы о моральном состоянии современного социума мы сделаем? Все острее в наши дни стоит проблема подростковой жестокости. В СМИ постоянно появляются сообщения об издевательствах над животными, о жестоких драках между школьниками и о таких совершенных подростками преступлениях, которые обескураживают и поражают своей бессмысленностью и зверством. Так, например, вопиющее своей нелепостью преступление совершено на северо-востоке Москвы: несколько подростков, личности которых пока не установлены, подожгли молодую женщину. Она была доставлена в городской ожоговый центр в крайне тяжелом состоянии с ожогами 80% тела. Врачам в автомобиле «скорой помощи» потерпевшая успела рассказать, что около полудня неизвестные подростки затащили ее в выселенную пятиэтажку, облили горючей жидкостью и подожгли. В Екатеринбурге 15-летний школьник втыкает нож в спину своему преподавателю после ссоры с ним. В Барнауле группа подростков убивает ветерана Великой Отечественной войны, забрав у него 500 рублей и боевые награды. И подобных примеров можно привести множество.

Преступность молодеет. Молодеет алкоголизм, наркомания, проституция и прочие асоциальные и аморальные явления. И главная причина всего этого ужаса в том, что взрослые не верят в Бога, или если и верят, то живут так, как будто никакого Бога нет. Взрослые в воспитании и образовании отняли у детей Бога. Детская душа, не умеющая лукавить, очень чутко отреагировала на эту установку: «Если Бога нет, то все дозволено». По словам убиенного отца Даниила Сысоева: «Именно в нехристианском образовании и находится корень нынешнего духовного и государственного кризиса… (и) далеко не случайно в 90-х годах кара Божия упала именно на учителей и врачей. Первые убивали души (вырывая из сердца школьников веру в Создателя), а вторые (через аборты) – тела людей». «Что посеешь, то и пожнешь». И вот теперь воспитанники приносят своим воспитателям плоды, достойные их воспитания.

Люди изобретают все более совершенные способы борьбы со злом, прибегают к современным техническим средствам, совершенствуют законы, пишут новые конституции, но зла в мире меньше не становится. Более того, то зло, которое еще 50 лет назад было очевидным для людей, получивших от своих верующих родителей хоть какие-то христианские убеждения, в современном обществе уже таковым не является. Неочевидно сегодня, что половые извращения: добрачные связи, гомосексуализм, лесбиянство, супружеские измены и пр. – безусловное зло. Неочевидно в наши дни, что убийство невинных, беззащитных детей собственными родителями, которые не дают своим чадам увидеть Божий свет, – страшное, вопиющие к небу зло. Неочевидно сегодня, что погружение в сатанинские глубины всевозможных безбожных оккультных, эзотерических учений и практик, погружение в мир колдовства, магии, экстрасенсорики, фэншуя и гороскопов есть мерзость в глазах Божиих, поскольку это грех против первой и самой главной заповеди, о которой, к сожалению, мало кто из называющих себя верующими знает. Эта заповедь гласит: «Господь, Бог наш, Господь един есть… Да не будет у тебя иных богов...» (Втор. 6, 4).

В чем же дело? Вроде бы научнотехнический прогресс развивается, жить становится легче, сытнее и комфортнее, а люди почему-то все меньше становятся похожими на людей. Даже внешне. Каков сегодня эталон красоты? Это мертвая, бездушная, холодная красота ледяного кристалла, сияющая, но никого не согревающая. Современная красота отвратительна: она развратна, разукрашена в инфернальные тона и стирает половые различия. В какомто не поддающемся разумному объяснению исступлении современные мужчины и женщины – молодые и не очень, и даже совсем не молодые – воюют против Бога, стремясь исказить до неузнаваемости подаренный им Творцом облик. Они мажутся красками, идут к пластическим хирургам, делают «пирсинг», то есть вставляют себе в плоть железо и другие предметы, как это принято у диких языческих племен, накачивают всевозможные части тела силиконом, меняют пол. Все это говорит о том, что у современного человека очень большие проблемы с чувством красоты и эстетики: уродливое для него красиво, красивое – уродливо. Жаль, что не дошли до ушей людей, искажающих свой внешний вид, слова апостола Павла: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа…» (1 Кор. 6, 19) и «Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот [храм] – вы» (1 Кор. 3, 17).

Внешний облик – это всего лишь проявление внутреннего мира человека. А о внутреннем состоянии современных людей еще 2000 лет назад писал апостол Павел в послании к своему ученику Тимофею: «Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся. К сим принадлежат те, которые вкрадываются в домы и обольщают женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями, всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины…» (2 Тим. 3, 1-9).

Несмотря на все достижения цивилизации, человечество неуклонно идет по пути духовно-нравственной деградации. Чтобы убедиться в этом, достаточно рассмотреть следующий случай. Александр Солженицын рассказывал: «Когда в 1978 году в Нью-Йорке на три часа отключили свет, толпы американцев стали чинить погромы и грабежи... 40 же лет назад (т. е. в 1938 г. – Н.С.) в Нью-Йорке тоже отключали свет, но никаких происшествий не было: люди помогали друг другу, зажигали свечи».

Каким образом за столь короткий в масштабах истории срок удалось изменить мировоззрение целой нации? Почему, несмотря на все человеческие усилия противостоять злу, его в мире становится все больше? Для ответа на эти вопросы необходимо, прежде всего, разобраться, что же такое зло. Лечить болезнь можно только тогда, когда поставлен правильный диагноз, иначе лечение будет бесполезным, а в иных случаях может привести и к трагедии. Чтобы бороться со злом, нужно иметь верное о нем представление.

Что мы знаем о зле, о его происхождении, о его сути, о методах борьбы с ним? То, с чем нам часто приходится иметь дело, – преступления и аморальные поступки, это лишь проявление зла, его следствие. Где же причина? Почему она всегда остается в тени? Почему мы наблюдаем лишь объект зла – где же его субъект? Кто-то скажет, что зло исходит от человека, он его творец. Однако такое утверждение будет ошибочным, поскольку для опытного психолога очевидно, что человек лишь исполнитель зла, подчас невольный, но никак не автор. Более того, часто совершитель зла ощущает и себя его жертвой. Иными словами, при совершении преступления всегда две пострадавшие стороны: потерпевший и преступник. Именно так переживает злодеяние совершивший его. Преступник не получает радости от сделанного преступления, наоборот, совершенное им зло гнетет его. За три года духовного окормления тюрьмы я ни от одного заключенного не слышал, чтобы он был доволен совершенным преступлением и хвалился им. Вспомним Раскольникова из произведения Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Какая-то сила лукавой риторикой в сознании юноши убедила его убить старушку, но после совершенного злодеяния Раскольников и себя почувствовал убитым. Воздействие этой силы на человека замечательно описано в одной песне Владимира Высоцкого, написанной им за год до смерти.

Так кто же подлинный автор зла? Под чью диктовку пишет человечество свою трагическую историю на полотне времени? Христианство утверждает, что главным виновником происходящего в мире зла является падший ангел – сатана. Но мало кто из людей верит в этот персонаж, а если и верит, не придает ему серьезного значения. У многих при упоминании о злой потусторонней силе в сознании рисуются миленькие, безобидные чертята, с рожками, хвостиками, копытцами и мохнатыми мордочками, таскающие из моря оброк ловкому работнику Балде и которые никаких эмоций, кроме потехи, не вызывают. Или вспоминается поговорка: «Не так страшен черт, как его малюют». Однако давайте посмотрим, как падших духов описывает Откровение Божие. В книге Иова дается аллегорическое описание диавола, где он представляется под видом какого-то древнего динозавра.

«Вот бегемот, которого Я создал, как и тебя; он ест траву, как вол; вот, его сила в чреслах его и крепость его в мускулах чрева его; поворачивает хвостом своим, как кедром; жилы же на бедрах его переплетены; ноги у него, как медные трубы; кости у него, как железные прутья; это – верх путей Божиих; только Сотворивший его может приблизить к нему меч Свой; горы приносят ему пищу, и там все звери полевые играют; он ложится под тенистыми деревьями, под кровом тростника и в болотах; тенистые дерева покрывают его своею тенью; ивы при ручьях окружают его; вот, он пьет из реки и не торопится; остается спокоен, хотя бы Иордан устремился ко рту его. Возьмет ли кто его в глазах его и проколет ли ему нос багром? Можешь ли ты удою вытащить левиафана и веревкою схватить за язык его? вденешь ли кольцо в ноздри его? проколешь ли иглою челюсть его? будет ли он много умолять тебя и будет ли говорить с тобою кротко? сделает ли он договор с тобою, и возьмешь ли его навсегда себе в рабы? станешь ли забавляться им, как птичкою, и свяжешь ли его для девочек твоих? будут ли продавать его товарищи ловли, разделят ли его между хананейскими купцами? можешь ли пронзить кожу его копьем и голову его рыбачьею острогою? Клади на него руку твою, и помни о борьбе: вперед не будешь. Надежда тщетна: не упадешь ли от одного взгляда его? Нет столь отважного, который осмелился бы потревожить его; кто же может устоять перед Моим лицем? Кто предварил Меня, чтобы Мне воздавать ему? под всем небом все Мое. Не умолчу о членах его, о силе и красивой соразмерности их. Кто может открыть верх одежды его, кто подойдет к двойным челюстям его? Кто может отворить двери лица его? круг зубов его – ужас; крепкие щиты его – великолепие; они скреплены как бы твердою печатью; один к другому прикасается близко, так что и воздух не проходит между ними; один с другим лежат плотно, сцепились и не раздвигаются. От его чихания показывается свет; глаза у него как ресницы зари; из пасти его выходят пламенники, выскакивают огненные искры; из ноздрей его выходит дым, как из кипящего горшка или котла. Дыхание его раскаляет угли, и из пасти его выходит пламя. На шее его обитает сила, и перед ним бежит ужас. Мясистые части тела его сплочены между собою твердо, не дрогнут. Сердце его твердо, как камень, и жестко, как нижний жернов. Когда он поднимается, силачи в страхе, совсем теряются от ужаса. Меч, коснувшийся его, не устоит, ни копье, ни дротик, ни латы. Железо он считает за солому, медь – за гнилое дерево. Дочь лука не обратит его в бегство; пращные камни обращаются для него в плеву. Булава считается у него за соломину; свисту дротика он смеется. Под ним острые камни, и он на острых камнях лежит в грязи. Он кипятит пучину, как котел, и море претворяет в кипящую мазь; оставляет за собою светящуюся стезю; бездна кажется сединою. Нет на земле подобного ему; он сотворен бесстрашным; на все высокое смотрит смело; он царь над всеми сынами гордости»(Иов. 40, 10-27).

Как не похоже это описание на фольклорное лубочное представление о злых духах. Оказывается, эта сила страшнее, чем ее «малюет» человеческое воображение. Из Откровения Божия видно, что диавол – это несокрушимая мощь, которую кроме Бога, создавшего ее, никто укротить не может. При виде такого чудовища, уверен, никому улыбаться не захочется.

Почему же люди предпочитают не верить в злых духов или посмеиваться над ними? Наверное, потому, что «самая удачная выдумка сатаны – убедить всех, что его нет». И поговорка про «нестрашного черта», скорее всего, тоже его авторства. Действительно, когда ты невидим, действовать легче. Есть у школьников такая игра. Бьют товарища по спине, а тот, обернувшись, должен угадать, кто его ударил. Если угадает, на его место встает ударивший. К слову сказать, этой же игрой забавлялись и враги Иисуса Христа, неправедно осудившие Его на смерть. Они закрывали Ему лицо, били по щекам, потом, издеваясь, спрашивали: «Прореки, кто тебя ударил» (Мар. 14, 65). Так же действует и диавол. Он понуждает людей на преступление, сам же всегда остается незаметным. В итоге, все «шишки» падают на человека, а сатана посмеивается в сторонке. Этой нехитрой уловкой творец зла успешно пользуется уже несколько тысяч лет, а люди, как слепые котята, столько же времени на эту уловку попадаются. Так кто же он, этот злой гений, автор вселенского зла – сатана? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно совершить небольшой экскурс к истокам мироздания. Один из догматов Церкви гласит, что зло не имеет сущности, поскольку Бог, Источник всякого бытия, зла не творил. Все, что создал Бог, имеет добрую природу. Сатана тоже имеет добрую ангельскую природу, поскольку был сотворен Богом добрым, светоносным, могущественным ангелом; по одному из преданий, его назначение было – охранять землю. Но в какой-то момент в сознании этого духа зародилась горделивая мысль: я сам могу стать богом! Люцифер, именно так звали этого ангела, залюбовался своим умом, красотой, могуществом, властью над другими ангелами и решил выйти из повиновения Творцу. Он увлек своими «революционными» идеями (помните: «Никто не даст нам избавленья, ни Бог, ни царь и не герой; добьемся мы освобожденья своею собственной рукой») часть других ангелов. Наверное, своим последователям он пообещал «свободу, братство и равенство», поскольку в Божием мироздании царит принцип иерархичности. Этот принцип прослеживается во всем: и в ангельских мирах, и в человеческом обществе, и в животной среде, и даже в неживой материи.

За свой бунт Люцифер был низвергнут со всеми последовавшими за ним ангелами в мрачную инфернальную реальность. Он навеки лишился славы Божией. Из ангела светоносного превратился в мрачного духа, из доброго существа превратился в злобную сущность. И с тех пор он зовется сатаной (противник) или диаволом (клеветник). Люцифер, лишившийся добрых качеств и приобретший качества злые, оторвавшийся от источника бытия – Бога, пребывает теперь как бы в духовном вакууме. Будучи бессмертным духом, он умереть не может, но, не имея в себе самом источника бытия, постоянно наполняется пустотой, которая разрывает его изнутри. Желая хоть как-то заполнить эту пустоту, он питается той жизненной силой, которую теряют люди, совершая грех. То есть диавол, по определению Божию (Быт. 3, 14), питается «земным прахом»: последствиями совершаемых людьми греховных, грязных, мерзких дел. Поэтому для диавола и его слуг важно, чтобы человек грешил, иначе они останутся без пищи. Кроме того, демонами движет неистовая злоба и черная зависть по отношению к Богу и всему Его творению. Нам не хватит ни ума, ни воображения, чтобы постигнуть всю глубину сатанинской ненависти, да и Писание запрещает это делать (Откр. 2, 24). Не имея возможности выместить свою злобу на Творце, бесы вымещают ее на образе и подобии Его – человеке. Глядя на человека, диавол видит в нем Бога, и это приводит его в неописуемую ярость, поэтому он всеми силами старается испачкать, измазать, исказить, изуродовать, исковеркать в человеке образ Божий и вписать свой, звериный. Как писал Иван Аксаков: «Совлекши с себя образ Божий, человек неминуемо совлечет – уже совлекает – с себя и образ человеческий и возревнует об образе зверином…».

Достигает своей цели диавол, понуждая человека на грех, поскольку грех извращает самые глубины человеческого существа, уродует их. Посмотрите на ребенка и взрослого человека и увидите, что это так. Такова история происхождения зла во Вселенной, открытая нам на страницах Священного Писания и истолкованная святыми отцами.

Таким образом, источник всего мирового зла – в неправильно реализованной свободе разумных существ, которые во много раз умнее и сильнее людей. И без особой помощи Божией вступать в схватку с этими существами, имея на вооружении только закон и кодекс, как минимум неразумно, как максимум – небезопасно. Прошлая конференция была посвящена проблемам профессиональной деформации (то есть негативным изменениям в психике) личного состава органов внутренних дел. Эти изменения происходят по той причине, что без защиты свыше человек, борющийся со злом своими силами, неизбежно попадает под негативное влияние этого зла, причем – помимо своего желания, поскольку, как было сказано выше, падшие духи имеют более сильную волю и порабощают волю человека, который пытается сам противостоять им. Поэтому очень отрадно видеть, что, благодаря тесному сотрудничеству силовых структур Российской Федерации с Русской Православной Церковью, и будущие, и настоящие сотрудники полиции имеют возможность найти духовную опору и поддержку со стороны Церкви и обогатить свой юридический опыт борьбы со злом опытом духовным, накопленным Православной Церковью за 2000 лет. Несомненно, что при таком объединении сил борьба со злом в нашей стране будет намного эффективнее.

Иерей Николай СУШКОВ,
штатный клирик храма Всех Святых
г. Тюмени

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.