23 января 2012 года в Гостином дворе в москве состоялось торжественное открытие
XX международных рождественских образовательных чтений «Просвещение и нравственность:
забота Церкви, общества и государства».
Церемонию открытия и первое пленарное заседание возглавил Святейший Патриарх
московский и всея руси Кирилл, который обратился к собравшимся со вступительным словом.
Уважаемые представители государственной
власти! Преосвященные архипастыри, всечестные отцы, дорогие братья и сестры!
Сердечно приветствую всех собравшихся
для участия в работе ХХ Международных
Рождественских образовательных чтений.
Рождественские чтения – это важный
церковно-общественный форум, в ходе
которого мы ежегодно подводим итоги в
сфере развития православного образования.
Это масштабное собрание, с участием всех
епархий, позволяет увидеть, как мы исполняем
завет Христов идти по всему миру и
проповедовать Евангелие (см. Мк. 16, 15),
донося знание о Слове Божием каждому,
кто в нем нуждается.
Прежде чем перейти к конкретным частным
вопросам религиозного просвещения,
актуальным вопросам, которые высвечивает
переживаемое нами время, я хотел бы кратко
сформулировать сущностные проблемы
всей системы образования, с которыми
сегодня сталкиваются не только Россия,
не только страны исторической Руси, но и
большинство государств мира.
На современном этапе развития общества
вопросы воспитания и образования
молодого поколения должны стать предметом
особой заботы как самого общества, так и
государства и Церкви, ибо в условиях быстро
растущих технических возможностей и
увеличения объема получаемой информации
юношество оказывается перед лицом большой
опасности, когда из мощного информационного
потока тяжело извлечь то основное,
что необходимо для интеллектуального,
духовного и культурного развития личности.
Все большую популярность получает убеждение,
что для юного человека овладение
технологиями и последними данными важнее
систематичного глубинного изучения науки и
культуры. Воспитательная же компонента в
образовании и вовсе зачастую оказывается
сокращенной с целью экономии времени для
новых дисциплин.
Доступ к Интернету и различным электронным базам данных создает
иллюзию некоего информационного всевластия,
возможности в любой момент ответить
на любой вопрос. Подобно тому, как г-жа
Простакова из бессмертной комедии Фонвизина
удивлялась, зачем дворянину учить
географию, если извозчики и так знают,
куда везти, современные юноши и девушки
часто не считают нужным по-настоящему
запоминать что-либо и учить, ибо вся информация
в полном объеме добывается
простым нажатием кнопки «Enter». Такой
подход к знаниям и информации надмевает
человека и ставит в опасное положение –
и с точки зрения нравственной, и с точки
зрения бытовой безопасности. Ведь Интернет
не всегда под рукой, и даже эффективное
формулирование запроса в поисковой строке
требует определенных фоновых знаний и
сообразительности.
В этих условиях постоянно обновляющейся
новостной повестки дня в особый
список риска попадают науки и знания,
отсылающие молодого человека к прошлым
эпохам, к его корням. «Зачем знать, что
было три-четыре века назад, если в эти
дремучие времена не было айпедов и не
было придумано ни одной дельной игрушки?»
– так или приблизительно так может думать
современный подросток. История, культура,
фольклор, классическая литература окутаны
туманом давнопрошедшего времени. А между
тем именно за счет приобщения к литературному,
художественному и религиозному
наследию формируется личность человека и
развивается цивилизация. Народные песни,
сказки, пословицы и поговорки приобщают
человека к ценностям его народа и региона,
классическая литература содержит примеры
нравственного поведения и формирует навык
умозрительного прогнозирования. Наконец,
религиозное образование и святоотеческое
наследие приводят человека к постижению
Божественного замысла о нем, учат его
нравственному самостоянию и жизни в согласии
с Евангельскими заветами.
Как сказано в недавно утвержденном
Священным Синодом документе «О
религиозно-образовательном и катехизическом
служении в Русской Православной
Церкви», «церковное учительство принципиально
шире и глубже интеллектуального
процесса передачи и усвоения знаний и
информации. Средоточием и смыслом церковного
просвещения является благодатное
преображение всего естества человека в
общении с Богом и Его Церковью».
Все вышесказанное простительно не
понимать юношеству, но нам с вами будет
непростительно забыть слова святителя Филарета
Московского о том, что «просвещение
приносит благие плоды обществу только
тогда, когда основанием ему служит вера».
Рецептивный принцип образования был
осмыслен еще в древнем мире, а список
наук, формирующих юношу интеллектуально
и духовно для его дальнейшего служения
обществу и государству, получил название
humanitas. От этого понятия и возник комплекс
тех наук, которые в новое время
были названы гуманитарными. Еще первый
в истории профессор, известный римский
оратор Марк Фабий Квинтилиан, подытоживая
все знания античной эпохи о воспитании
талантливого оратора, достойного публичного
деятеля, писал, что неправильное воспитание
и обучение, невнимание к гармоничному развитию
человека приводит к падению нравов
в обществе и кризису государства.
Поэтому неслучайно, что тема наших
нынешних чтений звучит как «Просвещение
и нравственность: забота Церкви, общества
и государства».
Совместная задача общества, Церкви и
государства состоит, во-первых, в повышении
уровня компетентности всех участников
образовательного процесса – не на уровне
пользовательских навыков, а в форме
полноценного обладания знаниями и умения
сопрягать информацию из различных сфер
с практикой. Вторая составляющая нашей
миссии – воспитательная. Мы должны вместе
формировать духовно сильное и нравственно
здоровое юношество, которое будет созидать
завтрашний день нашей страны, а сегодня
не допустит распада государства, помрачения
общественного сознания в молодежной
среде.
Завершая свою вводную часть, я хотел
бы еще раз подчеркнуть, что ответственность
и учителя, и священника, и чиновника
определяется уровнем профессиональной и
нравственной подготовки как наших учеников,
студентов, курсантов, кадетов, так и всех
других, к кому эти категории лиц обращают
свое слово. Познавательная ценность обучения
должна органично сочетаться с воспитательной
функцией. Это единственный путь
к цельности мировоззрения взрослеющего
человека. Только так мы воспитаем людей,
которые смогут созидать, изобретать, принимать
решения, в том числе в нравственной
сфере, основанные на Божественных заветах
и опыте культуры.
Рождество Христово 2011/2012 г.
г. Москва
|