Минувшей осенью, решая свои житейские вопросы, случайно оказался на Уватской земле, на берегу Иртыша. Жизнь порой дарит мгновения, не укладывающиеся в обычные рамки восприятия, которые потом не забываются. Такое случилось и со мной. За дорожным указателем, среди густой травы в человеческий рост уходила, продавленная колесами автомашин, дорога. Съехал на нее и на взгорке, недалеко от места, где Иртыш делает причудливый поворот, увидел православный храм, который стоял, будто всматриваясь в сегодняшний мир разбитыми проемами окон и дверей, гордо возвышаясь почти целым еще сводом главного купола, как часовой, как воин на поле брани.
Ощущение схожести с израненным воином было настолько сильным, что я остановил машину, чтобы прикоснуться к этому чудо-храму. Я еще раз убедился, насколько хорошо наши предки умели выбирать места под строительство храмов и какое у каждого из них свое неповторимое лицо. И неудивительно, что каждый храм, вливаясь в окружающий его мир, становился неделимой его частью, уютным уголком, настоящим украшением, неповторимым по своей красоте.
Мысленно, ориентируясь по рельефу, течению реки, представил: храм был виден как минимум за несколько километров. Когда-то сюда стремились униженные и оскорбленные, обездоленные и грешники в надежде преобразиться внутренне, найти в себе силы подняться с колен.
Жизнь человека коротка. Ограничивается временем, данным ему судьбой. Но память поколений неистребима. Как показала жизнь, при всем желании прежней власти разрушить до основания и выстроить заново, перечеркнуть прошлое невозможно. По той простой причине, что это память наших предков -отцов, дедов, матерей и бабушек. Это наша общая память. Вид полуразрушенного храма, сохранившего былую красоту, его скромное величие напоминает об этом всем, кто проезжает мимо.
Увиденное стало для меня уроком и укором, что не смог побывать здесь ранее, ведь родился и вырос я недалеко от этих мест. Сегодня трудно даже представить, что на месте, где стоит храм (смею предположить - до конца сороковых годов прошлого столетия) распологалось большое русское село Юровское, и близлежащие деревни в административном отношении входили в Юровскую волость.
В книге «История земли Уватской», изданной в 2000 году под редакцией и рецензией доктора исторических наук, профессора Ю. П. Прибыльного, на странице 19 отмечается: «...в 1903 году население Юровской волости превышало население Демьянской...в волости было два села - это Буренское, со 107 жителями, где в 1872 году была построена церковь; Юровское - 567 человек, церковь построена в 1804 году. Самыми крупными деревнями являлись Ищик - 415 жителей, Кокуйская - 304, Кошелева - 236, Солянская - 290, Стерхова гора - 220.
Таким образом, население Юровской волости по данным 1903 года было больше Демьянской на 1093 человека. Центр волости находился в селе Юровском. Кроме волостного правления, в нем находились почтовая и земская станции и ссудосберегательное товарищество».
Приведенные сведения несколько расходятся со сведениями в «Справочной книге Тобольской Епархии к 1 сентября 1913 года. Издание Тобольского Епархиального братства святого Димитрия Солунского. Тобольск, 1913 год»: «Благочиние Тобольского уезда. Село Юровское расположено на правом берегу Иртыша. Церковь каменная, построена прихожанами в 1804 году. Два престола: во имя святого Прокопия и Иоанна Устюжских и во имя святых мучеников Флора и Лавра. В приходе деревни: Ищикская (1 верста), Моховая (3 версты), Кокуйская (8 верст), Романова (12 верст), Варлымова (12 верст), Першино (16 верст), Инкина (17 верст), Малиновская (6 верст), Мокроусова (6 верст), Солянская (6 верст). Юрты: Солянские, Кокуйские, Вар-лымовские. Три часовни: 1) деревянная в деревне Кокуйской во имя мученика Кирика и Иулиты; 2) деревянная на приходском кладбище во имя Георгия Победоносца, построена в 1906 году; 3) деревянная в деревне Романовой во имя святого пророка Илии, построена в 1908 году.
В приходе дворов 406, прихожан 1377 мужского пола, 1339 женского пола. Церковной земли: пахотной 30 десятин, сенокосной 3 десятины. Усадебной нет. Церковный капитал 2430 руб. Причт получает % с 1050 руб. Жалованье: священнику 300 руб, диакону 150 руб, псаломщику 100 руб, просфорне 55 руб и 3 сажени дров. Дома причта деревянные, на крестьянской земле, построены прихожанами и им принадлежат. Штат: священник, диакон, псаломщик, просфорня. Два училища министерских: в Юровском с 1872 года и деревне Мокроусовой с 1910 года. Ближайшее село Демьянское 25,5 верст. Расстояние от консистории и уездного города 244 версты. Почтовая станция 25,5 версты. Адрес: село Демьянское».
Сведения, послужившие основой при издании книги об Уватском районе и сведения, приведенные мной, разнятся. Однако не это главное. С самого начала, когда стали строить храмы, было принято строить их, вкладывая всю свою душу и умение. Церкви - не просто архитектурные обьекты. Они были центром всей жизни села. Здесь свершались Таинства, ритуалы, обряды. Создается семья - венчание обязательно под сводами храма. Родился ребенок - Таинство Крещения под сводами и золотом куполов во имя добра и света. Совершил человек предосудительное, нагрешил - Таинство Покаяния с надеждой и верой на внутреннее преображение.
В переломные моменты нашей истории, когда решались вопросы независимости государства, церкви становились центрами обьединения и сплочения народа перед лицом опасности. И поймем ли мы тех, кто уже на нашем веку взрывал церкви, сжигал, расстреливал. Одинокий, полуразрушенный храм на берегу Иртыша, служивший до 30-х годов ушедшего века центром духовной жизни многочисленной волости, напоминает всем, кому дорога история и прошлое края, о неоплаченном долге перед памятью тех, кто создавал и возводил его, перед памятью о славных делах старшего поколения.
В начале XIX века действовал запрет на строительство церквей из дерева. Можно представить и понять настоящий подвиг жителей - прихожан волости, осиливших в материальном плане возведение такой церкви. Даже по фотографии видно, что прошедшие два века не отразились на устойчивости фундамента и прочности стен. Стоит только поднять колокола, установить кресты - и зазвучит музыка колоколов над Иртышом. А если выкосить бурьян, облагородить территорию рядом с храмом (много средств, думаю, не потребуется), поставить указатели на трассе Тобольск - Ханты-Мансийск, то храм станет «оживать». Вновь пробьются дорожки-тропки к заброшенному погосту, что рядом с храмом.
Уверен, найдутся меценаты и простые люди, которым дорога Вера и Память.
В годы воинствующего атеизма наравне с православными храмами, церквами разрушались, взрывались, подвергаясь разграблению, и мусульманские мечети, и костелы, и синагоги. В 1937-1939 годах вместе с православным епископатом было уничтожено и духовное руководство мусульман. И также были закрыты мечети, медресе. У нас общая история, общая беда, общая боль и общая Память. И проблемы восстановления разрушенных и уничтоженных духовных памятников схожие.
Надеюсь и верю, что мы услышим еще малиновый звон восстановленного храма на Уватской земле, одиноко стоящего на берегу Иртыша, и многие из людей через него найдут свою дорогу к храму.
Равиль НИГМАТУЛИН,
член Союза журналистов России,
с. Красный Яр
Искренне благодарю сотрудников Краеведческого отдела Тюменской областной научной библиотеки и Тюменского государственного архива за оказанную помощь при подготовке статьи.
|