В историю удивительного города Сургута было вписано немало имен замечательных людей, активных деятелей и подвижников, в том числе - священно- и церковнослужителей, тех, кто на протяжении четырех с лишним столетий всеми силами души способствовал распространению православия на диких просторах тайги и болот, кто высоко нес Крест и Слово Божие.
К их числу, по моему глубокому убеждению, относится имя протоиерея Петра ЕГОРОВА, настоятеля храма Преображения Господня в Сургуте.
В самые трудные, переломные годы - на стыке двух веков, в январе 1998-го, - недоброй памяти год дефолта, кризиса буквально во всех сферах жизни нашего общества, больших перемен и больших потрясений, -принял отец Петр из рук Владыки Димитрия, Архиепископа Тобольского и Тюменского, настоятельство в Сургуте.
Белокаменный красавец-храм, крепкий и дружный приход - всего этого тогда еще не было. А были начатая строительством церковь на берегу Обской протоки и воодушевленные благими переменами люди, разрозненные энтузиасты и подвижники, еще не объединенные в большую и дружную семью прихода.
Нравственное возрождение в «сердце Сибири», как иногда называют нефтяной Сургут, началось накануне празднования 1000-летия Крещения Руси. За считанные годы - буквально за десятилетие с небольшим - православный Сургут вновь обрел духовный стержень, без которого не выстоять людям в годину испытаний.
Община, смело взявшаяся за возведение храма, быстро обрастала все новыми и новыми помощниками. Для очень многих церковь была явлением иного мира, а отец Петр располагал таких людей к себе, преодолевал пропасть и вводил в этот мир. Это была настоящая духовная школа, которую организовал для нас батюшка. Неудивительно, что из нее вышли впоследствии священнослужители, студенты духовных учебных заведений, старосты и активисты церковных приходов.
Настоятель сам работал на сооружении храма с полной отдачей, не гнушаясь никакой работы. Прихожане только диву давались, откуда черпал силы их пастырь - небольшого роста, худощавый, с тонким лицом, - отец Петр, помимо стройки, вел богослужебную работу, поначалу почти один. Священники и диаконы появились в штате храма позднее.
Помню, как, удивляясь его выносливости и всегдашней бодрости, я спрашивала, как может он так много работать. «Я не работаю - я служу», - поправлял батюшка.
Конечно, справиться с такими объемами было бы невозможно, если б не помощь и поддержка городских властей, предприятий и организаций Сургута. Все с пониманием относились к просьбам отца Петра помочь в возведении Преображенского храма - наверно, отчасти это было и чувство вины за отцов и дедов, желание вернуть в старинный город духовные ценности, которые те когда-то попрали.
И здесь наиболее ярко проявились организаторские способности настоятеля Преображенского храма. Уже в мае 1998 года состоялось заседание попечительского совета Сургутского благотворительного фонда "Просвещение". Для активизации работы фонда был избран новый состав совета из числа уважаемых граждан города Сургута и Сургутского района, представителей предприятий, Тобольско-Тюменской епархии.
И летом 1998 года на центральном куполе храма Преображения Господня был воздвигнут большой центральный Крест, освященный накануне.
Попечительский совет решил опубликовать обращение к сургутянам и начать сбор средств на строительство храма. Пожертвования от предприятий и жителей поступали как на личные счета храма, так и на расчетный счет попечительского совета.
С большой радостью жители Сургута встретили праздник Рождества Христова 1999 года - журналисты Православного информационного агентства вели репортаж с праздничной Рождественской службы в новом Преображенском храме Сургута напрямую, на всю страну.
С лета 1998 года и в последующие четыре года горожане собрали более 20 миллионов рублей на завершение строительства. А пожертвования граждан лишь в 2002 году составили 6 миллионов рублей. Вот такая народная стройка!
Судьба самого отца Петра Егорова изобилует удивительными и поучительными фактами.
Он родился в Башкирии, в глухой деревне, где не было даже электричества. Многодетная семья Егоровых была верующей, и вечерами дети вместе с родителями при свете лучины вставали на молитву. Наверно, это были первые семена, зароненные на благодатную почву детской души, которые не смогли вытравить последующие годы атеистического воспитания в школе.
Православные не очень-то любят рассказывать о том, как они пришли к вере Христовой. Рассказ отца Петра о том, как это случилось с ним, навсегда врезался в мою память.
...После службы в армии с группой демобилизованных солдат Петр Егоров ехал на уборочную на юг Тюменской области. Остановились проездом в Тобольске, в гостинице «Тобол», располагавшейся рядом с кремлем. Из гостиничного окна Петр увидел полуразрушенный храм Петра и Павла, где тогда - а шел семьдесят восьмой год - размещались какие-то мастерские. На крыше собора росла березка!
Это зрелище разрухи и гибели так потрясло молодого человека, что он не удержался от слез. Вместе с ребятами поднялся на колокольню - окрест, сколько мог видеть глаз, стояли многочисленные тобольские церкви с обезглавленными куполами или вообще без маковок.
В сам храм ребята Егорова не пустили: смотри, Петр, сказали ему, еще останешься здесь, при церкви! Как в воду глядели.
Он имел уже семью, работал у нефтяников, имевших солидные заработки, налаженный быт, когда тайное желание познать духовную радость, послужить Матушке-Церкви наконец-то нашло выход. На тысячелетие Крещения Руси по телевизору увидел сюжет Крестного хода вокруг Тобольского кремля, преображенный Софийский собор - и всей душой взмолился ко Господу: да почему же я не там, среди этих людей?!
Но только в начале 90-х годов Петр Егоров смог побывать в Тобольско-Тюменской епархии, встретиться с Владыкой Димитрием и высказать ему свою заветную мечту -познать мир веры православной. Владыка благословил оставить работу и приехать в Тобольск.
Нет нужды рассказывать, насколько непросто было сначала решиться, а затем оставить налаженную жизнь, катившуюся по своим рельсам, и с головой окунуться в нечто неизведанное, только-только возрождавшееся, полное материальных лишений и трудностей.
Семью Егоровых - а состояла она, кроме родителей, еще из двух детей и престарелой матери - поселили в бывшей Тобольской тюрьме, превращенной в гостиницу, в камере, то бишь комнате № 29. Узкие высокие окна открывали вид на колючую проволоку вместо ограды, синее небо и в нем - золотые купола Софии.
Весной за окнами «тюрьмы» пел соловей - откуда только он взялся в Сибири?! И все это вместе взятое давало силы и на учебу в Православной Духовной семинарии, куда Петра Егорова зачислили сразу на второй курс, и на труды во славу Божию. Будущую матушку - Татьяну Егорову - взяли заведующей столовой и поваром одновременно, и она была вся в хлопотах и заботах о том, как накормить такое множество людей. Напомню, что с продуктами в начале 90-х было архисложно.
Дети - пятилетняя Валя и шестилетний Дима - оба пошли в первый класс одной из городских школ, и семинаристы помогали утром отвести их на занятия, а вечером забрать.
А сам глава семейства работал на восстановлении епархии, в гараже, на уборке урожая, на разгрузке - везде, где была острая необходимость. Впоследствии Петр Егоров был назначен экономом епархии, и в сутках появился, кажется, «лишний» 25-й час. Сегодня отец Петр называет тобольский период своей жизни самым светлым и радостным.
Духовным, объединяющим началом этой жизни был Владыка Димитрий, отеческая забота которого, умение расположить к себе людей, редкий дар любви - справедливой и строгой одновременно - смогли с первых же лет возрождения епархии создать атмосферу настоящей семьи, духовного братства. Не случайно для тех, кто покидал Тобольск - а приходилось это делать почти каждому - расставание с епархией оказывалось сродни разлуке с отчим домом.
Именно так воспринял поначалу назначение в Сургут иерей Петр Егоров. Но прошли годы - и вырос храмовый комплекс, один из крупнейших и красивейших в Ханты-Мансийском автономном округе.
Свыше десяти лет работает при храме православная гимназия - сегодня в ней 190 учеников. В Сургутском госуниверситете открыто отделение теологии, первые выпускники которого уже работают в школах, административных органах северных городов и поселков.
Протоиерей Петр Егоров сегодня - настоятель, кроме Преображенского, еще пяти сургутских храмов: двух церквей во имя икон Пресвятой Богородицы - «Всех скорбящих Радосте» и «Умиление», святого Лазаря Чет-веродневного на Чернореченском кладбище, святого Пантелеймона целителя в селе Тун-дрино, святого Луки Войно-Ясенецкого при Сургутском окружном травмцентре.
Ханты-Мансийский автономный округ занимает первое место во всей Русской Православной Церкви по количеству построенных храмов, а Сургутский район - первый в округе по этому показателю.
Всего в Сургуте и Сургутском районе построено за эти годы - «тщанием прихожан» и с помощью Божией - свыше двух десятков церквей, не говоря уже об открытии часовен и молитвенных домов в местах лишения свободы, в рабочих поселках на газокомпрессорных станциях и других удаленных уголках Севера. Большинство из них окормляется священнослужителями Преображенского храма, и к отцу Петру постоянно обращаются за помощью и советом другие священники. Однако у него никогда не было и нет никакого превозношения ни в алтаре, ни в храме, ни в обиходе. Не раз мне доводилось слышать от него в разговорах с прихожанами, что «в храме главный Господь».
Умение жертвовать своим покоем, семейным уютом, умение преодолевать усталость после службы ради ближнего, чтобы отправиться на кладбище, в дом престарелых, в школу или на официальное мероприятие -вот чего ожидает Господь от священнослужителя. С настоятелем Преображенского храма, несмотря на всю его огромную занятость по службе на приходах, можно просто поговорить, пошутить, посидеть за гостеприимным столом трапезной.
Отец Петр обладает удивительным и довольно редким качеством - подлинным смирением. Будучи послушником Богу и Церкви, он являет собой осознанную духовную дисциплину, которую постоянно воспитывает и в окружающей его пастве.
Во время Литургии, которая всегда пролетает как-то незаметно, его высокий чистый голос доносит до самых дальних уголков огромного храма, где одновременно присутствуют сотни и сотни людей, буквально каждую буковку текстов Священного Писания.
И столь же явственно, не повышая голоса, отец Петр может укорить ненароком расшумевшихся прихожан: вы где находитесь - разве не в храме?! И смолкает малейший говорок на Литургии или всенощной, и по окончании службы остается в душе благодатное чувство близости Бога, которое хочется сохранить подольше.
Именно в Богослужениях черпает отец-настоятель духовные силы, чтобы нести непростую ношу пастырского служения. И еще - в семье, в той атмосфере любви и тепла, которую создают родные и близкие люди. Старшие дети - Дмитрий и Валентина
- выросли, окончили Тобольские Духовные школы. Дмитрий несет послушание референта в приемной Владыки, Валентина вышла замуж, сама стала матушкой, родила двоих детей.
У Егоровых растут еще трое детей. 15-летний Ваня - постоянный помощник на всех Богослужениях в храме. Младшие девочки
- Аня и Леночка - радуют родителей послушанием и трудолюбием.
Матушка Татьяна заведует храмовой библиотекой, много читает, и нередко отец-настоятель находит на рабочем столе своего кабинета заботливо собранную матушкой литературу к очередному празднику.
У отца Петра Егорова немало духовных чад и среди родственников, для которых он стал добрым наставником, направляющим на жизненном пути.
Несколько лет назад протоиерей Петр Егоров был удостоен награды Русской Православной Церкви - ордена преподобного Сергия Радонежского III степени. Высокая награда, но я запомнила, как сам он, награждая прихожан, особо отличившихся при строительстве Преображенского храма, извинился перед теми, кому отличия не были вручены, и сказал: «Главная наша награда
- от Господа Бога!».
Многое еще предстоит сделать, но главное - начало положено: звучит в храмах искренняя молитва, раздается над приобскими водами звон колоколов, идут своим чередом неспешные службы, крепнут в вере сердца людей.
Алла ЯРОШКО, г. Сургут
|