«Явился еси днесь вселенней...» - так воспевает святая Церковь своего Спасителя и Господа, называя нынешний праздник Крещением, Богоявлением Господним.
Христос, будучи безгрешным, ради грехов человеческих принимает Крещение в водах Иорданских, чтобы таким образом положить начало крещению каждого человека во имя Пресвятой Троицы для отпущения грехов и соединения с Богом.
Само событие Крещения дает объяснение другому наименованию праздника - Богоявление: Отец Небесный говорит о Крещаемом как о Сыне Божием, Сын Божий крестится в водах Иорданских, Дух Святой сходит на Крещаемого в виде голубя. Таким образом, открывая Себя, является миру Живоначальная Троица - Отец, Сын и Дух Святой: Отец, сотворивший нас; Сын Божий, искупивший нас, и Дух Святой, всегда освящающий нас и животворящий. Открылось миру Богоявление.
Знали ли люди о Боге до Богоявления? Несомненно, мир знал о Боге и до пришествия в мир Христа Спасителя. С самого начала, как появились люди, они знали о Боге. Святая Библия говорит, что Бог являлся первым людям, беседовал с ними, открывал им Свою божественную сущность и черты Своего Божества. Непослушание и грех лишили людей возможности богообщения. Потеряв ее, люди не потеряли совсем веры в Единого Истинного Бога. Правда, бывали времена, когда человечество отступало от Бога, склонялось к идолопоклонству и шло не по тому пути, по которому призван идти человек. И тогда Господь не оставлял человека, воздвигал из среды людей особых, богоугодных мужей, которые, как маяки, указывали людям путь к Богу, вели людей к Божией правде. Такими людьми были праведный Ной со своим семейством, затем Авраам, Исаак, Иаков, называемые ветхозаветными патриархами. Проходило время - и люди вновь отступали от Бога, уклонялись в нечестие и заблуждения. И вновь Господь воздвигал из той же среды богоугодных людей, которые напоминали об Истинном Боге. Такими были величайший из пророков Моисей, затем его преемник Иисус Навин, такими были в последующие времена судьи израильские: Гедеон, Самсон, Самуил и другие. Наконец, когда люди вновь и вновь отступали от Бога, Господь многократно и многообразно говорил о Себе через пророков, которые по вдохновению Божию предвозвещали миру «хотящее быти спасение».
Одним из таких пророков был Иоанн Предтеча, названный Крестителем Господним. Он призывал: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3,2). Делал он это для того, чтобы приготовить путь - сердца людей - к принятию грядущего Спасителя - Иисуса Христа. И многие, раскаиваясь в своих грехах, принимали от Иоанна крещение
покаяния в водах Иорданских. Иоанн Предтеча напоминал людям, что его крещение - крещение покаяния, и говорил, что идет за ним вослед «Тот, Кто больше его - Он будет крестить всех Духом Святым». (Мк. 1,8).
Однажды, проповедуя грешникам покаяние, Иоанн Предтеча увидел идущего на Иордан Христа Спасителя. И вот Иоанн, исповедуя Его, указывает всему народу: «Вот идет Агнец Божий, взявший на Себя грехи всего мира» (Ин. 1, 29). При встрече со Спасителем Иоанн Предтеча не только обрадовался, но и смутился. Он говорит Христу: «Мне надо бы креститься от тебя, и Ты ли приходишь ко мне» (Мф. 3,14). «Могу ли я, раб, крестить Владыку; могу ли я, тварь, поднять руку свою над Творцом и в чье имя крестить Тебя буду? Во имя ли Отца? - но Ты во Отце, и Отец в Тебе. Во имя ли Сына? - но Ты Сам - Предвечный Сын Божий. Во имя ли Духа Святаго? - но Дух Святой в Тебе, ибо Ты един Сущий от Святой Живоначальной Троицы».
Страх и трепет уступают благоговейному послушанию. И раб крестит Владыку в водах Иорданских.
С тех пор прошло много времени. Столетия отделяют нас от этого события. Но и поныне верующие вереницами тянутся к храму Божию, чтобы встретиться с Господом, чтобы стать причастниками Его спасающей благодати. По-прежнему спешим мы в эти святые дни получить благословение Церкви и почерпнуть святой воды. «Великой агиасмой», великой святыней именуется и является вода, освященная в торжественный день Крещения Господня. Верующие причащаются этой воды, омываются ею, освящают ею свои жилища, держат ее в своих домах для исцеления от болезней, для избавления от душевной скорби, для очищения от всякого зла.
Из года в год, изо дня в день устами Священного Писания, устами святой Православной Церкви, историей праздников христианских Господь напоминает нам о Себе, открывая Свою Божественную, благую и всесовершенную волю о нас.
Что же способствует познанию Бога и блаженному общению с Ним? Для этого Господь даровал множество средств. Одно из них есть наше желание очиститься, избавиться от греха, приобщиться правде и свету. Церковь это желание называет покаянием. «Ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром?» (2 Кор. 6,14-15). Как нет общения у света с тьмой, так нет общения у Бога с нечистотой и неправдой. Не случайно великий пророк Предтеча и Креститель Господень Иоанн начинает свою проповедь в пустыне Иудейской призывом к покаянию: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3, 2). И Христос начинает Свою проповедь в Галилее этим же призывом: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4, 17). Все Его
земное служение, все Его слова и действия направлены на то, чтобы миловать и спасать человека: книжника и фарисея, мытаря и грешника, блудницу и разбойника. Осуществляя эту миссию, Господь показал, что единственный путь, ведущий человека к познанию Бога и спасению, - это путь покаяния, желание очиститься, стать лучше, чем мы были.
Дорогие братья и сестры!
В праздник Крещения, Богоявления Господня будем помнить о том, что Господь всегда ждет нас, ждет от нас добра, чистой жизни, любви и милосердия, ждет покаяния и исправления. Без исправления нет движения вперед по дороге, ведущей к Богу и к вечности. Призовем в эти дни благодать Святого Духа, будем просить помощи у Бога, чтобы, придя в разум истины, познать Его и быть наследниками Его благости. Аминь.
Иерей Виталий ОСТАПЧУК,
настоятель храма в честь
Богоявления Господня
с. Омутинское
|