ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№1 2010 г.         

Славен древний Вагай сельским храмом


Недавно вагайцы отметили 395-летие своего села. С самого начала образованию Вагая и соседних селений активно способствовала церковь во имя Иоанна Богослова. Она объединяла собравшихся сюда людей, формировала духовные основы их жизни. Вместе со славной датой в истории своего села вагайцы торжественно отметили и 230-летие действующего здания церкви и 10-летие ее возрождения после полувекового поругания.

Во времена заселения русскими Сибири было правило: при каждой заимке – поклонный Крест, в каждом селе – церковь, в каждом городе при церкви – монастырь.

Первый в Сибири Успенский монастырь, перебазировавшись с устья р. Тобол под защиту Тобольского городского кремля, в 1612 году получил большие земельные территории в долине реки Иртыш, вверх от Куларовского озера по левому берегу и в районе Бегишевских гор – по правому, а также долину реки Вагай. И государственные бояре г. Тобольска «пожаловали монастырю пустое займище от города верст пятьдесят и больше, реку Вагай по обе стороны и вверх по Вагаю и со сторонними речками, кои пали в Вагай, да Бегишевы горы с Бегишевым озером, и с островом и речкою Лиственкою», – так говорят архивные документы о передаче вагайских земель монастырю (Н.А. Балюк «Тобольская деревня XVI -XIX веков», стр. 104-105).

Получив такие обширные земельные угодья, монастырь сразу же приступает к их освоению. Одновременно нужно было распахивать землю и засевать ее, заготавливать корма для животных, строить жилье и дворы для скота.

Дозорная книга от 1623 года в числе пяти селений Вагайской монастырской вотчины называет монастырский двор: «Во дворе Успенского монастыря старцы Лаврентий да Панфил да работных людей детенышев шесть человек» («Вотчины Тобольского Софийского дома в XVII веке», стр. 10).

Поскольку монастырский двор обосновывался на реке Вагай надолго, то по мирским и духовным канонам того времени здесь непременно должен был подняться храм. Так это и совершилось.

По «Межевой книге Софийских вотчин» на 1659 год церковь на монастырском дворе названа определенно: «Знаменского монастыря село Богословское на реке Вагай. Ограда забрана в столбы. Башня с проезжими вороты. В ограде церковь Иоанна Богослова да монастырские кельи, а в них живут поселенной, да служебные старцы. Да конюшенной да скоцкой дворы, а на тех дворах живут монастырские работники, а кто имянно, то писано ниже сего...». (Н.А. Балюк «Вотчины Тобольского Софийского дома в XVII веке», стр. 65).

По имени данной церкви получило свое звучное название село Богословское. Но если первоначально в документах «монастырский двор на реке Вагай» принадлежал первому в Сибири Успенскому монастырю, то вскоре село Богословское отписано за Знаменским монастырем. А объяснение в этом случае такое.

В начале 17 века с образованием первых городов в Сибири складывается своеобразная нравственно-бытовая ситуация. Казаки, стрельцы, другие служилые люди, государственные крестьяне и крестьяне-добровольцы, гулящие люди, первые десятки ссыльных – все эти люди, с одной стороны, пытаются жить по законам и обычаям европейской Руси, пытаются сохранить остатки русского быта, его порядки и нравы, с другой стороны, как отмечает историк П.Н. Буцинский в книге «Заселение Сибири и быт первых ее насельников» (т. 1, изд. Ю. Мандрики, Тюмень, 1999 год), перевалив через Урал, люди как бы освобождались от исполнения московских порядков и законов. А сибирские законы еще не сформировались, им еще только предстояло складываться. Не являли собой пример высокой нравственности нередко и сами воеводы и другие чиновники. Еще практически отсутствовали церкви. Все это вело к падению нравственности. Стали распространяться пьянство, насилие, многоженство, торговля людьми и т.д.

Озабоченные такой ситуацией московский Патриарх Филарет и царь Михаил Федорович принимают меры к наведению и установлению порядка в Сибири. Одной из мер было образование Тобольско-Сибирской епархии. Первым в сан Тобольского архиепископа был посвящен архимандрит Новгородского монастыря Киприан. Ему было поручено подобрать нужное количество священно– и церковнослужителей, других людей, необходимых для образования и работы патриаршего двора. И вот Киприан, «взяв с собою монахов, протопопа, протодиакона, ключаря, несколько священников, дьяконов, причетников, певчих, детей боярских, несколько простых служителей и даже восемь семей крестьянских отправился в Сибирь и 30 мая 1621 года прибыл в Тобольск» (П.Н. Буцинский).

Таким образом, в 1621 году Тобольск стал духовным центром Сибири, центром огромной епархии. Именно архиепископ Киприан распорядился в 1623 году построить еще один монастырь в подгорной части города, с церковью в честь «Знаменской» иконы Божией Матери. Монастырь стал называться Знаменским. В него были переведены мужчины. Переселившись на новое место, они забрали с собой имущественные права на земледельческие поселения и стали энергично заниматься делами, приращением богатства. Новому монастырю перешли земли по левому берегу Иртыша и в долине реки Вагай.

Дату строительства первой церкви во имя Иоанна Богослова вряд ли возможно установить. Но, учитывая роль Вагайского монастырского двора в жизни Тобольского монастыря, можно смело предположить, что оно велось буквально в первые годы, одновременно со строительством келий и дворов для животных, в которых первоначально жили и ухаживающие за ними работники «калмыцкой породы».

Надо думать, что до строительства каменной церкви Иоанна Богослова (в 1779 году) прежде была деревянная. А поскольку в деревнях и городах нередки были пожары, то и церкви, случалось, горели. Но, так или иначе, а сведений о более ранних деревянных строениях в архивах автор не нашел (в 1788 году в Тобольске случился пожар с названием «большой». Сгорело 10 церквей Знаменский монастырь, 1100 общественных и жилых зданий. Сгорели и городские архивные документы, что очень ограничило возможность в дальнейшем поиска исторических фактов раннего периода).

Как отмечает исследователь истории Тобольской епархии Н.А. Абрамов в книге «Город Тюмень», церкви тогда строили деревянные. Расположение они имели крестообразное: крыльцо, паперть, трапеза и выдававшийся на восток алтарь. Кровли на церквах были шатровые или со скатами, у спусков кровли – вырезки фигурные, фигурными были и карнизы. Главы церквей обшивались тесом гладко или большей частью чешуей. Кресты на главах осьмиконечные, деревянные или железные. Входные крыльца были высокие, о нескольких ступенях, крытые скатом на две стороны. По обоим бокам крыльца были балясины точеные или решетки. Окна в церквах были косящатые, небольшие, прямые или кверху полукруглые. Оконницы, как и кивоты у икон и выносные фонари, были из слюды. В церквах было полусветло. Иконы стояли на полках с фигурными карнизиками. Царские двери, кверху полукруглые, в два створа, гладкие или резные. Сосуды для причащения в селах и слободах были оловянные. Иконы начинали писаться в Тобольске при архиерейском доме. Колокольни устраивались большей частью отдельно от церкви. Они были в несколько ярусов, выше самих церквей. Верхи колоколен круглые, шатровые или пирамидальные, крытые гладью или чешуйчато. Церкви строились из сосны или кедра в расчете на многие десятилетия.

Священников стали посылать в Сибирь вместе с семействами сразу после сообщения в Москву о покорении Сибири. При построении церквей умножалось и число присылаемого духовенства. На содержание из казны отпускались для священников жалования: деньгами – по восьми рублей и хлебного – по пяти четвертей ржаной муки, по четверти круп и толокна.

По записям в книге прихода церкви Иоанна Богослова за 1749 год, еще до секуляризации (обращение церковных земель и имущества в светское владенье) церковных и монастырских земель, хранящейся в Тобольском архиве, тщательно зафиксированы все денежные поступления в церковную казну. По ним видно, что церковь вела активную разнообразную хозяйственную деятельность.

Вот некоторые из записей: «Вынято из казенного кошелька денег 1 рубль 50 копеек»; «Приложил в казну Иоанну Богослову монастырский крестьянин Александр Бесчастных 25 копеек»; «Приложил в казну государственный крестьянин Герасим Ульянов – 15 копеек»; «Собрано в праздник Иоанна Богослова 1 рубль 25 копеек»; «Продано богословского холста 19 аршин, взято денег 30 копеек»; «Приложил в казну Иоанну Богослову монастырский крестьянин Василий Долгошеин рыбных денег 60 копеек»; «Продано льну на 50 копеек»; «Продано богословскому ладану на 22 коп.»; «Продано пшеницы зборной пять пудов, взято денег 30 копеек»; «Продано кудели на три алтына»; «Принято у пономаря Прохора Захламина 19 алтын»; «Приложила посацкая жена Арина Андреева Шовырина денег 1 рубль». В то же время: «26 сентября куплена книга в церковь Иоанна Богослова служебная, дано за нее 1 рубль 2 гривны». Это очень даже недешево.

Каменная трехпрестольная

Каменная церковь Иоанна Богослова, по данным справочной книги Тобольской епархии от 1 сентября 1913 года, была построена в 1779 году на средства экономической вотчины комиссара геодезии сержанта Сергея Абарина.

Церковь трехпрестольная:
– во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова;
– во имя пророка Божиего Илии;
– во имя святого Феодора Стратилата.

В книге «В древнем центре Сибири», изданной в 1987 году, автор С.П. Заварихин, рассказывающий об архитектуре городов и сел Западной Сибири, рисует такой облик нашей церкви того времени: «Церковь разместилась в прибрежной первоначально заселившейся части села в окружении могучих старых деревьев.

Это большая двухэтажная барочная церковь сейчас стоит без колокольни и главного креста. Но даже в таком виде здание не потеряло своей роли древней части села и прибрежной панорамы.

Главный элемент этой трехчастной церкви строго геометрический двухэтажный четверик, перекрытый удлиненным восьмигранным куполом (сомкнутым сводом), увенчанный большим подглавным фонариком-восьмериком.

Углы четверика по-барочному рустованы. Массивные каменные стены прорезаны четырьмя ярусами окон (по два яруса в каждом этаже), однако половина из них «слепые» (ниши в стене). Наличники окон не отличаются особой сложностью, но их большое количество в сочетании с обильной рустовкой создает сложную игру светотени на поверхности стен. Но при всей декоративности своих фасадов Вагайская церковь в то же время как бы втиснута в строгие рамки порядка и уравновешенности.

Мастерство и самостоятельность в тот переходный период от стиля барокко к классицизму строители храма проявили в полной мере».

В первые десятилетия в Сибири церковнослужителями, как правило, были приезжие из европейской России. Но вот в 1795 году, например, священно– и церковнослужителями были уже люди с вагайскими фамилиями: священники Андрей Карпов и Михайло Лепехин; дьячками – Иван Сысовидиков и Лаврентий Караульников; пономари – Петр Лепехин и Николай Карпов.

В 1851 году в церкви было 5 служителей. А всего по ревизской сказке было записано при церкви 10 человек мужского пола и по отдельному списку 6 человек женского пола. Все церковное хозяйство строго учитывалось. Как свидетельствует приемо-сдаточный акт от 1860 года, сдающий церковный староста Алексей Афанасьевич Кузнецов и принимающий Илья Иванович Плесовских отмечают, что все подлежащее учету находится на своих местах. Умерших по церковному приходу за 1859 год было 156 человек. Меду было в наличии 21/2 фунта, ладану – 4 фунта, елею – 1 фунт, церковного вина – 1 штоф, крупитчатой муки – 2 пуда.

Старанием А. Кузнецова были приобретены на 60 руб. серебром ризы, иконы, возобновлены иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и Спасителя. Новому старосте предстоит приобрести в церковь на престол дарохранительницу, жертвенники, улучшить ризницу и завести икону двунадесятых праздников. По первой Всероссийской переписи населения 1897 года в селе Вагай по форме Б записаны: усадьба священника Василия Дмитриевича Ставропольского, у него приемная дочь и работница; усадьба священника Петра Александровича Кузнецова, у него сын, дочь, нянька и рабочий; усадьба псаломщика Пономарева Алексея Ефимовича, у него мать; усадьба псаломщика Кайдалова, у него дочь Олимпиада Алексеевна, у нее трое детей.

Всего в Вагае по этой переписи было 155 мужчин и 162 женщины. В 1913 году в приход Вагайской церкви входили деревни Ермакова, Журавлева, Сивкова, Селькина, Курицына, Бурлакова, Домнина, Рашова, Рахвалова, Ослина, Шипицына, Фокина, Сычева, Желнина. Всего 671 двор. В них прихожан: 3038 мужского пола и 3052 женского пола. В собственности было 216 десятин пахотной и 19 десятин сенокосной земли. В штате церкви было два священника, один диакон, два псаломщика. Церковно-приходской школой заведовал священник Тимофей Волохов, учителями были Парасковья Малахова и Александра Миловская, окончившие Тобольское епархиальное женское училище.

В плену безбожников

С приходом к власти большевиков с религией началась беспощадная борьба. В каждом сельсовете создаются ячейки воинствующих безбожников. Главной силой в антирелигиозной борьбе были коммунисты и комсомольцы.

Весной 1921 года с северовосточной стороны от церкви были захоронены красноармейцы, которые погибли в сражении с восставшими крестьянами под Второвагаем. Здесь же первоначально был захоронен А.В. Семаков, убежденный ленинец, один из руководителей подавления восстания. Несколько позднее его перезахоронили в Тобольске.

О том, как проходило осквернение церкви Иоанна Богослова, вспоминают старожилы села. Было это, вспоминает Александр Петрович Сергеев, по всей вероятности, в 1936 году. Была тогда Омская область. Село было небольшое... В тот летний день людей у церкви было немного. Незнакомый мужчина за плату прикрепил к куполам церкви и колокольне скобы, по ним добрался до крестов, нацепил на них веревки, а десятка два людей за веревки стянули кресты на землю. Сбросить колокола было проще.

Затем кресты и колокола отвезли под навес в конюшню, где конюхом был В.Г. Кожей. Немного позднее их на барже по Иртышу увезли в город Омск. Вместе с ними увезли и чугунное литье, из которого была сделана вокруг церкви красивая узорчатая ограда. Иконы из церкви разнесли по домам местные жители. Они же растащили и каменные плиты, которые были уложены на могилах умерших священников.

Екатерина Леонтьевна Бушмелева тоже вспоминает колокольный звон, разносившийся по окрестным деревням, красивую чугунную ограду и священника отца Ивана да еще одного служителя небольшого роста. В дальнейшем колокольню разобрали и из кирпича сделали двухэтажный дом, где располагалась когда-то контора МТС , затем СХТ , а ныне живут люди. Главную же часть храма разрушить не смогли и тоже отдали его для использования МТС , затем службам коммунального хозяйства с. Вагай.

Возрождение церкви

Возрождение церкви Иоанна Богослова, как и прочих закрытых храмов, является следствием демократизации всей общественной жизни в стране. Основанием для гласности, открытости религиозных процессов явилась статья 28 Российской Конституции 1993 года о свободе совести. Люди перестали бояться вслух говорить о вере и Боге.

Стали слышаться разговоры и о восстановлении церкви Иоанна Богослова. Но инициаторов от верующих еще не было. В сентябре 1991 года глава администрации Вагайского района К.И. Марганов подписал решение «Об открытии счета «Восстановление церкви» в Вагайском отделении Агропромбанка». Последний пункт этого решения гласил: П.В. Кутафину предлагается вникнуть в вопросы восстановления церкви.

В моем ведении как управляющего делами районной администрации были и вопросы религии. Пришлось вникать в этот процесс. Получалось, что это решение было поспешным: счетом на восстановление церкви должно ведать общество верующих, а его в Вагае не было. Чтобы разобраться в начальной практической деятельности по образованию общества православных христиан, мне пришлось съездить в г. Тобольск и встретиться с епископом вновь образованной Тобольско-Тюменской епархии Димитрием.

Кабинет епископа располагался тогда в домике смотрителя при Завальной церкви Семи Отроков Ефесских. На столе Владыки было много разных документов, приходили люди по разным вопросам обустройства на новом месте. Но наша встреча продолжалась не менее полутора часов. Речь вели о том, какие документы требуются для регистрации общества верующих (список членов приходского Совета, протокол участников собрания об образовании общества православных христиан, заявление приходского Совета о регистрации, устав общества).

Меня поразила простота епископа в обращении с прихожанином, старание все конкретно объяснить. Было обеденное время, но Владыка не отошел от дела, пока не разобрались по всем вопросам. При анализе текста примерного устава приходского общества, например, прочитал весь текст, собственноручно исправил ошибки, допущенные при печатании и т. д. Одним словом, нисколько не походил на «чопорных» партийных и советских начальников того времени.

По окончании пообещал прибыть в Вагай на организационную встречу с верующими. И встреча состоялась 22 декабря 1991 г. в районном Доме культуры. Владыка долго рассказывал собравшимся о смысле православия и сектантстве, распространившемся вместе со свободой вероисповедания. На собрании было принято решение об образовании общества православных христиан и избран приходской Совет из 10 человек. Был освящен закладной камень церкви Иоанна Богослова. Устав зарегистрирован.

В дальнейшем дело восстановления церкви должно было пойти по двум направлениям: завершение регистрации православного общества в департаменте администрации области для открытия счета в госбанке на финансирование строительных работ и решение материальных и финансовых вопросов по восстановлению здания. Но приходской Совет на собрании был избран из людей эмоциональных, не способных к решению конкретной практической работы. В течение полутора лет устав не был зарегистрирован.

Решению дела помогла подсказка председателя районного общества инвалидов Н.А. Арканова. На должность председателя приходского Совета он предложил кандидатуру В.Ф. Лупей.

Вера Федоровна дала свое согласие и была избрана председателем приходского Совета. С ее приходом на место старосты вопросы стали решаться значительно быстрее. Она неоднократно посещала департамент юстиции администрации области, встречалась с Владыкой Димитрием, и 8 июля 1994 года Владыка дал благословение на регистрацию устава общества православных христиан. На основании заявления 20 прихожанок (инициаторы – В.Ф. Лупей, Н.Н. Ослина, С.В. Сычева) 16 сентября 1994 года устав Вагайского прихода Русской Православной Церкви Тобольско-Тюменской епархии был зарегистрирован.

Всем миром

Постановление главы администрации района К.И. Марганова от 15 июня 1993 г. открывает начало практических работ по восстановлению церкви. Этим постановлением церковное здание с прилегающей территорией передавалось приходскому совету. И в целях частичного возмещения ущерба, нанесенного зданию церкви прямыми разрушениями вследствие государственной политики 30-х годов XX века, а также от использования его под хозяйственные объекты Березовского МТС и управления жилищно-коммунального хозяйства районной администрации, предложено было выполнить некоторые виды работ (установить двери, окна, настелить полы, ввести в действие отопительную и осветительную системы). Этим же постановлением приходской совет получал разрешение открыть счет в Вагайском филиале Тюменского коммерческого Агропромбанка.

Потребовалось узнать, чем может помочь в восстановлении церкви епархия. На этот раз на встречу с епископом Димитрием ездили втроем: со мной были специалист администрации В.К. Кислицын и Г.М. Гилль – глава администрации Первовагайского муниципального образования. Епархия взяла на себя изготовление и доставку на место крестов. Владыка Димитрий вновь посетил Вагай, освятил место и начало восстановительных работ.

Большие мирские дела не сделать в одиночку. И восстановление церкви Иоанна Богослова тому подтверждение. Потребовалось найти источники финансирования. Районная администрация и приходской Совет через районную газету «Сельский труженик» обратились к руководителям трудовых коллективов и всем гражданам Вагайского и Тобольского районов с просьбой помочь кто чем может: деньгами, строительными материалами, непосредственным участием в строительных работах. Ведь во все века церковь строилась всем миром. Подобные письма были направлены в адрес отдельных руководителей трудовых коллективов. В сбор индивидуальных денежных взносов включились инициативные члены приходского Совета. Ведомости по сбору взносов не сохранились, но известно, например, что крупные суммы вложили некоторые работники районной администрации, предприниматели, другие граждане.

Но основные денежные средства поступили от районной и областной администраций. Конкретную работу по организации ремонта и строительства проводил первый заместитель главы администрации района П.И. Мищенко. Вплоть до перехода на другую работу Петр Иванович обеспечивал всем необходимым строительную бригаду с Украины. Особенно болезненной была проблема своевременности выплаты ее членам заработной платы.

После его перехода в систему Сбербанка организация восстановительных работ в церкви легла на плечи ставшего первым заместителем главы администрации района Фролова М.П.

На обращение об участии в восстановлении церковного здания откликнулась большая часть трудовых коллективов. Это оказалось таким делом, которое объединило руководителей. Каждый старался внести свой вклад. Все обходилось без большого давления «сверху». Не каждое предприятие в достатке располагало деньгами, потому они делали взнос или собственной продукцией, или участвовали непосредственно на работах. Немалый объем работ по восстановлению здания провел коллектив дорожного ремонтно-строительного управления под руководством В.И. Захарчука. Начали с очистки территории строительного объекта, вывозки мусора и строительных отходов собственным автотранспортом, погрузчиком, автокраном. Положили асфальт вокруг здания. Подготовили основу купола под металлическое покрытие (сделали армированный пояс для скрепления с основной частью двухэтажного четверика. Положили балки под купольную крышу, потолок).

Содействие коллективу ДРСУ работе по восстановлению здания храма оказывали начальник областного управления автомобильных дорог В.И. Смолин и генеральный директор Тюменского дорожно-эксплуатационного предприятия В.С. Дергунов.

Работники хлебоприемного предприятия под руководством директора С.Х. Абайдуллина устанавливали внутренние леса, делали окна, двери, проводили побелку здания. Вагайское подразделение Тобольского района электрических сетей под руководством В.Л. Шиловских. С непосредственным участием начальника М.Е. Мелехова обеспечило освещение здания и провело ряд столярных работ.

Молодые ели, любовно посаженные в церковном саду, напоминают вагайцам о хлопотах работников Вагайского лесхоза под руководством В.Н. Лифанова, B.C. Игнатьева, затем М.П. Малькова – директоров инкубаторно-птицеводческой станции, Н.Г. Карнакова – директора Вагайского маслозавода, Г.И. Шевелева – директора пищекомбината обеспечивали бригаду строителей продуктами собственного производства, откликались на другие работы.

Нашли свое место в общем деле А.В. Пустоваров – директор нефтебазы, А.М. Бабиков – начальник торговотехнического центра, В.И. Покамин – начальник объединения «Сельхозхимия», B.C. Шишкин – начальник районного узла связи, С.П. Афанасьев – директор транспортной конторы райпотребсоюза.

Храм открывает врата

Новое открытие православного храма состоялось 9 октября 1999, года – в престольный праздник апостола и евангелиста Иоанна Богослова. И все это совпало с большим юбилеем – 220-летием со дня основания храма.

О порядке открытия церкви корреспондент газеты «Сельский труженик» Л.Г. Баканина дала развернутую информацию в номере за 20 декабря.

На открытие съехались главы сельских администраций, представители действовавших тогда православных приходов Ашлыка, Дубровного, Супры и Черного.

Присутствовали и высокие должностные лица областной администрации и Тобольско-Тюменской епархии.

После Божественной литургии и Крестного хода состоялся торжественный акт открытия храма.

Возглавлявший торжество игумен Фотий, благочинный Тобольского благочиния, отметил, что возрождается храм, история которого уходит корнями в царствование Екатерины II. За внесенные труды на благо церкви игумен поблагодарил всех, кто был причастен к этой миссии: в первую очередь его Преосвященство Владыку Димитрия, главу области Л.Ю. Рокецкого и в его лице всю областную администрацию. Душевную благодарность выразил главе администрации района К.И. Марганову за его ревностное стремление и всегдашнюю готовность помочь в возрождении православной святыни, отметил заслуги прихожан храма и его благодетелей.

К.И. Марганов в своем выступлении на открытии сказал, что в Вагае сегодня действительно большой праздник. Село отмечает исторический юбилей – 220-летие с момента основания храма Иоанна Богослова и его возрождение после долгих лет поругания. Отметив вклад меценатов в деле возрождения церкви, Камиль Исаевич назвал особо отличившихся в этом богоугодном деле: Н.Г. Карнакову – бывшего директора Вагайского маслозавода, С.Х. Абайдуллина – директора Карелинского ХПП, В.И. Захарчука – начальника ДРСУ , В.Н. Лифанова – директора Вагайского межхозяйственного лесхоза.

В его выступлении прозвучали имена тех людей, которые по долгу службы занимались церковными делами. Это бывшие управляющий делами районной администрации П.В. Кутафин и первый заместитель главы администрации района П.И. Мищенко и нынешние А.Ю. Базанов и И.П. Кориков. Представитель области В.В. Ивочкин отметил, что открытие еще одного храма в области означает торжество духовности и веры, добра и справедливости. Выступили главы администраций В.А. Угрюмова, М.А. Саитова, Н.П. Долгих, И.Т. Кузакбердиев, председатель райкома профсоюза работников образования Н.Н. Ослина.

Начальник «Мостостроя-87» А.В. Лысенков подчеркнул, что долг умудренных жизнью людей в том, чтобы помогать молодежи вместе со знаниями получать уроки доброй, здоровой, нравственной жизни. С тех пор прошло десять лет. Что мы видим сегодня?

Хотя колокольни по-прежнему при церкви нет, но на место нее казаки Вагайской станицы соорудили звонницу. Священник отец Андрей ведет церковную службу. Церковный староста Н.И. Шишкина занимается хозяйством. Преподаватели В.Ф. Лупей, С.В. Сычева, матушка Н.А. Мишечкина ведут занятия с детьми в Воскресной школе. Приход живет и действует, несмотря на экономические трудности. А церковь по выходным и праздникам полна прихожан.

Петр Васильевич Кутафин,
с. Вагай

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную

ИСКОМОЕ.ru
православная
поисковая
система
Русская неделя - интернет-журнал о современной православной культуре
Sudba.net - Портал православных знакомств Сербская Православная Церковь в Голландии Рейтинг ресурсов "УралWeb"
Современные сказки Религия и СМИ

Официальный сайт Тобольской митрополии

Сайт Ишимской и Аромашевской епархии

Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"

Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2017 г.