Не стоит думать, что Новый год –
это самостоятельный праздник, который
появился в традиции советского общества
сам по себе, ниоткуда. Традиция встречи
Нового года была насильственно трансформирована из празднования всеми
любимого в России Рождества Христова.
Когда христианство было религией русского общества, для любого человека
все перечисленные радости: праздничное
настроение, вера в лучшую жизнь, ожидание подарков – были связаны именно
с Рождеством.
В этот день дарили подарки, вспоминая о
дарах волхвов, устраивали праздничный стол
в связи с окончанием поста и наступлением
святок, ходили в гости, пели колядки – славили родившегося в мир Спасителя. Так
как не только Церковь, но и все общество
в то время жило по юлианскому календарю,
Новый год приходился на святки, и никакого
противоречия не возникало.
После октября 1917 г. все религиозные праздники, в том числе и Рождество,
были запрещены. Причем наказание могло
последовать не только за посещение богослужения, но и за безобидную рождественскую елку в доме. Только в конце
30-х годов государство позволило своим
гражданам устраивать праздник теперь уже
в новогоднюю ночь, которая по новому,
григорианскому календарю предшествовала
Рождеству и приходилась на разгар Рождественского поста. С точки зрения здравого
смысла традиция эта была совершенно искусственной – с таким же успехом можно
праздновать и начало месяца или недели.
Но за годы существования советской власти
люди, далекие от Церкви, привыкли к этому празднику. Для верующих людей, а они
были в советское время, главным и тогда
оставалось Рождество Христово.
Безусловно, что почти все сегодняшние
церковные люди родом из советского детства
и также привыкли к Новому году. Но, придя
к Богу, приняв для себя традиции, которыми
Церковь живет на протяжении столетий, ни
один верующий человек – взрослый или ребенок – не променяет Рождество Христово на
Новый год. При этом христиане не отрицают,
что кто-то может отдыхать и веселиться в
новогоднюю ночь.
Церковь вообще никого не принуждает
праздновать или не праздновать, поститься
или не поститься. Почему такая обида возникает у светских людей, когда им кажется,
что Церковь отнимает у них Новый год,
предлагая взамен Рождество? Да потому,
что многие люди даже не пытаются понять
суть Рождества Христова. Им кажется, что
праздник, само ощущение полноты бытия
может быть связано только с боем курантов,
салатом оливье и брызгами шампанского. Но
почему же, проведя полдекабря в беготне по
магазинам, заготовке продуктов, люди не испытывают настоящей радости? Бой курантов,
пробки шампанского, а наутро болит голова,
на сердце пустота, и нет никакой сказки?
Да потому что в Новом годе нет стержня,
нет глубокой истины. Доказательством тому
служит огромное количество спиртных напитков (и отнюдь не шампанского), которое
выпивают в нашей стране в праздничные
дни. Ведь когда есть настоящая радость, ее
не надо искусственно подогревать.
А в Рождестве Христовом эта истина
и глубина, эта радость есть. Так, может
быть, стоит попробовать оставить советские
предрассудки и приобщиться к настоящей
традиции нашего народа, а Новый год воспринимать как тихий семейный праздник,
некую подготовку к Рождеству? Или, по
крайней мере, перестать недоверчиво смотреть на тех, кто эту традицию для себя
уже нашел.
Что касается гороскопов… Еще в Ветхом Завете мы находим запрет обращаться к
гадалкам и прорицателям. Ведь таким образом человек пытается узнать волю Божию
о себе, свое будущее просто из пустого любопытства, не прилагая труда по очищению
своей души. Астрология плоха и потому, что
человек пытается построить свою жизнь при
помощи схем, объясняющих, в том числе,
и пороки. И в наши дни взрослый человек
серьезно заявляет: «Ну что поделаешь, ведь
я – огненная свинья!» – объясняя тем самым
очередной неблаговидный поступок.
В одной из книг Ветхого Завета мы находим рассказ, как евреи стали поклоняться
солнцу, звездам и луне, то есть занялись
астрологией, служили идолам — литым изображениям тельцов, и многократно в Священном Писании эти действия называются
«мерзостью пред Богом», изменой, умопомрачением, потому что люди тем самым
отвращались от Бога — своего Творца. А
Господь отвращался от них.
Конечно, любое предательство, любой
грех и порок можно объяснить несерьезным
отношением. Но когда первым христианам
предлагали принести жертву языческим богам, их современники также не всегда требовали серьезного отношения. Христианам
нужно было просто бросить горсть благовоний и произнести исповедование идолов
богами – без сердца, без веры, просто из
чувства политкорректности. Но они готовы
были на смерть пойти, лишь бы не предать
Христа. Ведь сказано в Евангелии: «Верный
в малом и во многом верен, а неверный в
малом неверен и во многом» (Лк. 16, 10).
Человек, способный нарушить заповедь в
малом, нарушит ее и в великом.
Не стоит думать, что широта взглядов,
готовность принять любые верования и
обычаи обогащают наши отношения с людьми. И странно радоваться, что теперь не
нужно ломать голову над тем, что подарить
в праздник. Еще недавно не только дети,
но и взрослые с удовольствием и с особой
тщательностью выбирали подарки для дорогих
людей. Нередко делали их своими руками,
чтобы выразить тем самым заботу и любовь.
А сегодня мы идем в магазин, покупаем там
открытку с плохо рифмованными стихами,
абсолютно ненужный сувенир – символ года
и отправляемся «радовать» близких. А наши
близкие потом ломают голову, что делать
с целым стадом коров, лошадей или стаей
змей, которые скопились от заботливых
родственников. И это называется милый
обычай дарить подарки? А в выигрыше
остаются только продавцы этих поистине
бесполезных вещей.
Почему же мы настолько падки на все
иностранное? С Запада приходит день неведомого нам святого Валентина, и мы
забываем своих святых подвижников. У
китайцев наступает Год синей обезьяны, и
русским людям опять же нечего хранить,
кроме китайских народных традиций. Кого
ни спроси, Евангелие мало кто читал, а
гороскопы – каждый. Мы готовы перенять
все праздники Запада и Востока, заставить
квартиру изображениями свиней и крыс, но
когда дело доходит до серьезных вопросов,
до христианских традиций, и пальцем не пошевельнем, чтобы открыть для себя что-то
новое. За каких-нибудь пять-десять лет о
дне влюбленных узнали даже дети в детских
садах, а Рождество Христово на протяжении
20 лет после освобождения Церкви, увы, все
еще праздник, который «не стал для нас
родным и близким».
И это большая наша общая беда. Это предательство по отношению к нашим традициям, предкам, к самим себе, наконец.
Европейцы, как и любые другие народы, гордятся своими праздниками и устоями,
чтут их. Почему же мы готовы все забыть и перечеркнуть? И о каком же возрождении
русской нации тогда можно вести речь?
Игумен Пахомий (Брусков).
Православие.ru
|