Из проповеди на Крещение Господне епископа Александра (Милеанта)
Когда Господу Иисусу Христу исполнилось 30 лет, пришло
время Его общественного служения. Бог в особом видении
повелевает пророку Иоанну Крестителю, жившему в пустыне,
выступить с всенародной проповедью покаяния и крестить
в Иордане всех кающихся в знак их желания очиститься от
грехов. Место, где пророк Иоанн начал служение, называлось
«пустыней Иудейской», лежавшей на западном побережье
Иордана и Мертвого моря.
Евангелисты называют Иоанна Крестителя «гласом вопиющего в пустыне», потому что он громко взывал к людям:
«Приготовьте путь Господу, прямыми сделайте Его путь».
Слова эти взяты из речи пророка Исаии, где он утешает
Иерусалим, говоря, что кончилось время его унижения и скоро явится слава Господня, и «всякая плоть увидит спасение
Божие» (Исаии 40: 5). Под Господом, шествующим во главе
Своего народа, возвращающегося из плена, подразумевается
Мессия, а под вестником – Его Предтеча, Иоанн. Пустыней
же в духовном смысле является сам народ израильский, а
неровности, которые надо бы устранить, как препятствия к
приходу Мессии, – это человеческие грехи и страсти; вот
почему сущность всей проповеди Предтечи и сводилась к
одному, собственно, призыву: «Покайтесь!»
Тогда было время всеобщего ожидания Мессии, причем
иудеи верили, что Мессия, когда придет, будет крестить
(Иоан. 1: 25). Неудивительно потому, что многие стали
задаваться вопросом, не Христос ли сам Иоанн? На это
Иоанн отвечал, что он крестит водой в покаяние (Матф. 3:
11), то есть в знак покаяния, но за ним идет Сильнейший
его, Которому он, Иоанн, недостоин развязать обуви, как
это делают рабы для своего господина. «Он будет крестить
вас Духом Святым и огнем» (Матф. 3: 11; Луки 3: 16; ср.
Марка 1: 8) – в Его крещении будет действовать благодать
Святого Духа, как огонь, попаляющий всякую греховную
скверну. «Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое,
и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем
неугасимым» (Матф. 3: 12; Луки 2: 17), т.е. Христос очистит
народ Свой, как хозяин очищает свое гумно, от плевел и
сора, пшеницу же, то есть уверовавших в Него, соберет
в Свою Церковь, как в житницу, а всех отвергающих Его
предаст вечным мучениям.
Тогда среди прочего народа к Иоанну пришел и Иисус
Христос из Назарета Галилейского, чтобы креститься от
него. Иоанн никогда до этого не встречался с Иисусом и
потому не знал, Кто Он. Но когда Иисус подошел к нему
для крещения, то Иоанн, как пророк, почувствовал Его
святость, безгрешность и бесконечное превосходство над
собой, и поэтому в недоумении возразил: «Мне надобно
креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» – «Так
надлежит нам исполнить всякую правду», – кротко ответил
Спаситель (Матф. 3: 15). Этими словами Господь Иисус
Христос хотел сказать, что Он, как родоначальник нового,
возрожденного Им человечества, должен был Собственным
примером показать людям необходимость всех Божественных
установлений, в том числе и крещения.
«Крестившись, Иисус тотчас вышел из воды» (Матф. 3:
16), потому что Ему не было надобности исповедоваться,
как делали это остальные крестящиеся, оставаясь в воде во
время исповедания своих грехов. Крестившись, Иисус, по
словам евангелиста, молился, очевидно, о том, чтобы Отец
Небесный благословил начало Его служения.
«И се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа
Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него».
Очевидно, Духа Божия увидел не только Иоанн, но и народ,
бывший при этом, поскольку цель этого чуда была явить
людям Сына Божия в Иисусе, пребывавшем до тех пор
в неизвестности. Вот почему в день праздника Крещения
Господня, называемого так же Богоявлением, в церковной
службе поется: «Явился еси днесь вселенней...» Согласно
евангелисту Иоанну, Дух Божий не только сошел на Иисуса,
но и остался на Нем (Иоан. 1: 32).
Дух Святой явился в виде голубя потому, что этот образ наиболее приличествовал Его свойствам. По учению
свт.Иоанна Златоуста, «голубь есть особенно кроткое и
чистое существо. А так как Дух Святой есть Дух кротости,
то Он и явился в этом виде». По изъяснению святого Кирилла Иерусалимского, «как при Ное голубица возвестила
прекращение потопа, принеся масличный сучок, так и теперь
Дух Святой возвещает разрешение грехов в виде голубя.
Там сучок масличный, здесь милость Бога нашего».
Голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный,
в Котором Мое благоволение», указал Иоанну Крестителю
и присутствующему народу на Божественное достоинство
Крещаемого, как на Сына Божия в собственном смысле,
Единородного, на Котором вечно пребывает благоволение
Бога Отца; и вместе с тем эти слова были ответом Отца
Небесного на молитву Его Божественного Сына о благословении на великий подвиг спасения человечества.
Крещение Господне наша святая Церковь празднует
19 января (6 января по ст. стилю), именуя этот праздник
Богоявлением, так как в событии этом явила Себя людям
вся Святая Троица: Бог Отец – голосом с неба, Бог Сын
– крещением от Иоанна в Иордане, Бог Дух Святой – снизошедшим на Иисуса Христа голубем. Праздник Крещения,
наравне с праздником Пасхи, является самым древним
христианским праздником. Он всегда встречается христианами с большим подъемом, потому что напоминает об их
собственном крещении, чем побуждает глубже осознать силу
и значение этого таинства.
Для христианина, говорит отец Церкви первых веков
святой Кирилл Иерусалимский, воды крещения являются «и
гробом, и матерью». Гробом для его прежней греховной
жизни вне Христа и матерью его новой жизни во Христе и
в Царстве Его бесконечной правды. Крещение – дверь из
царства тьмы в Царство света: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся». – Кто крещен во Христа,
тот и облачен в ризу Христовой праведности, уподобляется
Ему, становится участником Его святости. Сила крещения
заключается в том, что крещаемый получает способность
и силу любить Бога и своих ближних. Эта христианская
любовь влечет христианина к праведной жизни и помогает
ему преодолевать привязанность к миру и его греховным
наслаждениям.
|