Социальные функции бойцовской артели не ограничивались ритуальными боями и праздниками. В смутное послереволюционное время, во время гражданской войны и в послевоенный период, артельные бойцовские образования продемонстрировали свою жизнеспособность и актуальность. Особенно ярко в годы гражданской войны заявило о себе "Зеленое движение", движущей силой которого были крестьяне и дезертиры, не желавшие принимать участие в гражданской войне.
Дезертиры бежали с фронта и налаживали военизированные структуры на местах. Значительную роль в структурировании этих отрядов играли местные боевые артели. Местные авторитетные лидеры - атаманы - расширяли свои обычные функции. Пополняя ряды отрядов военспецами "Зеленое движение" быстро набрало политический вес и пользовалось большим авторитетом у местного населения. Именно ими были впервые выдвинуты лозунги "Вся власть - советам", "Землю - крестьянам", позже перехваченные большевиками.
Под "советами" подразумевались крестьянские сходы, силовой структурой которых традиционно были бойцовские артели, разраставшиеся при необходимости до размеров крупных военных формирований. Так, на территории Тверской области действовали "Сосновая дивизия", "Еловая дивизия" и др. Некоторые регионы области полностью контролировались зеленым движением в течение ряда лет. Сопротивление продолжалось вплоть до 1924 года к этому времени зеленые отряды перестали пользоваться поддержкой местного населения, так как жизнь становилась стабильней, а они мешали односельчанам вести спокойный образ жизни, советская власть укрепляла свое положение.
Нередко деревенские артели давали вооруженный отпор бандам мародеров, действующим на территории всей России пост революционного времени. Так, под городом Торжком в деревне Мошки, по воспоминаниям, приблизительно в 20-х годах артель, вооружившаяся боевыми тростями и ножами, полностью уничтожила банду разбойников-мародеров, терроризировавших всю округу. Интересно, что против хорошо вооруженных бандитов применялось только холодное оружие, правда, весьма умело.
Внутри своей деревни и округа артель поддерживала порядок, наказывала за правонарушения, штрафовала.
Иногда окружные артели объединялись вместе и совершали против соседских округов карательные экспедиции. Бывало, объединялись с государственными силовыми структурами с целью поимки особо досаждавших преступников.
Надо отметить, что сотрудничество с властями не считалось делом достойным. Старались все решать сами. Законы и нравы внутри деревенской вольницы были и жестче и проще. "…Вы у нас зарезали, не надо в милицию обращаться. У вас будет праздник, дак мы вашего зарежем….". Широко применялись наказания в виде откупов, месть, физические расправы.
Особым институтом урегулирования отношений между враждующими деревнями и людьми была "мировая" - обряд примирения, прекращения распрей. В послевоенной истории конфликтов боевых артелей были случаи ведения довольно серьезных боевых действий между враждующими округами. В этих локальных войнах применялись револьверы, винтовки, обрезы, гранаты, станковый пулемет, противотанковое ружье, под дер. Бухлово, Рамешк. р-н, рылись окопы и выставлялись постоянные караулы.
Предпринимались карательные акции во враждебные деревни, в которых сжигались дома, резался скот, жители прятались в лесах.
Такие случаи не были широко распространенными, но, тем не менее, имели место. На общее обострение социальных отношений культура боевых артелей реагировала как больной организм, поднятием температуры тела. Конфликты могли носить затяжной, возобновляющийся характер. В таких случаях уголовное право не могло отрегулировать разладившийся механизм отношений, выручало только обычное право, нормы и ценности которого признавались обеими сторонами.
- 1. Обряды кулачных бойцов снимали накапливающееся психологическое напряжение и давали выход естественной мужской агрессивности. Оформляли - ритуализировали конфликт, разрешая его в наиболее безопасной форме.
- 2. Готовили молодежь к вероятным физическим и психологическим нагрузкам военного быта. Формировали в обществе нравственный поведенческий стереотип, поддерживали этнический эталон молодого человека.
- 3. Обрядовые действия постоянно воспроизводили древние архетипические образы славянской мифологии, тем самым, сохраняя в народе традиционное восприятие времени и привычную пространственную космогоническую систему..Неисключено, что в древности, кулачные бои были призваны не только поддерживать обороноспособность боевой родовой дружины, но и защищать от "темных сил" на уровне мистическом.
Базлов Г.Н.