Артельная - общинная организация общества характерна для России с самого начала ее существования. В основе артельной социальной структуры, на наш взгляд, лежит архетип древней родовой формы самоорганизации общества восточных славян. Не случайно в большинстве подобных образований, члены групп находятся в ритуальном родстве.
Например:
1. Княжея дружина.
Ближние бояре они же огнищане (по А.Е.Преснякову) - Относящиеся к Дому князя, способные усесться вокруг одного огнища. Старшие дружинники - дядьки. Им подчиняется младшая дружина - отроки. Князь - глава княжего Дома. Во всех этих случаях подчиненность и отношения описываются в терминах родства.
2. Казачий круг.
Глава казачьего общества - атаман-Отаман, он же батька. Этимология слова отаман очевидна - "ота - по-тюркски отец, и корень в русском слове "отец", "тата". "Ман" - человек, мужчина и у индоевропейцев и у тюрок. Получается "отец людей", или "отец мужчин" - батька. Обращение, принятое друг к другу - "братчики", "браты". Широко распространены формы ритуального породнения, кровное братание, обмен крестами, названое братство. Состарившиеся козаки называются "сивоусые диды" (по Яворницькому)
3. Разбойничьи шайки.
Практически во всем точно повторяют казачью структуру, с той лишь разницей, что обычно отвергаются обществом и объявляются социально опасным явлением. Что нередко было и с казаками (пример казаки-разбойники, воровские казаки).
4. Церковные приходы.
Глава прихода - батюшка - отец, окормляющий своих чад (детей). Внутри прихода принято обращение друг к другу - братья и сестры, у возрастных - отец и матушка. Само собой подразумевается родство во Христе.
5. Ушкуйники - повольники.
Ушкуйная дружина возглавляется атаманом - батькой (термин старый, еще князь Михаил Ярославич пишет князю Георгию: "Возвращаю свободу супруге твоей, брату и всем новгородским атаманам". Дружинники - братья, внутри коллектива широко распространены ритуальные формы родства.. Крупные религиозно-военные союзы ушкуйников-повольников так и называются "братчины" (пример "братчина-Никольщина" в Новгороде. Их дружины возглавляются атаманом, остальные называются братьями. (былина Сорок калик со каликою). Вероятнее всего эти организации воинов-паломников возникали временно (как например паломничество Василия Буслаева, князя Довмонта и др.) для совершения паломничества и потом распадались. Не исключено, что они могли быть и постоянными, тогда их составляли "военнослужащие в отставке", позже принимавшие монашеский постриг (Илья Муромец, богатырь Костя Новоторжанин, тверской князь Михаил Александрович и др.). Можно предположить, что эти объединения могли быть постоянно приписанными к тем или иным военно-религиозным организациям (подобно ордену) - "братчинам", так как они совершали регулярные паломничества по налаженным маршрутам ("Сорок калик со каликою" привычно остановились у князя Владимира, или в былине "Как Василий Буслаев молиться ездил" он останавливался на острове Куменском у казаков). Вероятно, каличьи дружины могли быть неким структурным звеном, связывающим воинские и религиозные общины в единую социальную структуру.
6. Скоморошьи ватаги.
Например, в былине Вавила и скоморохи.
7. Офицерские собрания.
Подобные объединения сохранились в императорской армии до начала 20 века. В элитных частях, например в полку Лейб-гвардии ее Величества Синих кирасир, воинское братство (офицерское собрание) регулировало все стороны жизни своего члена, - начиная с манеры одеваться и до выбора невесты. Попасть на службу в полк можно было только доказав принадлежность к столбовому дворянству, причем собрание само проверяло всю родословную. Вступить в брак можно было только с разрешения офицерского собрания, и только с девушкой, принадлежащей к конкретному социальному слою внутри дворянства, чьи несколько предыдущих поколений ни разу не запятнали женской чести. Это социальное образование очень напоминает орден: "Каждая команда, каждый эскадрон имел свою икону. Находилась икона эта в казармах, в специальном киоте, и была убрана серебряной ризой. Перед иконой днем и ночью горела лампада. Богоматерь или святой, изображенный на этой иконе, считался как бы покровителем данного эскадрона." В полку был свой особый праздник - "Но помимо эскадронных праздников, был еще и грандиозный полковой праздник. У нас он праздновался в Николин день - 9 мая, потому что наша полковая церковь была в честь Николая чудотворца, являвшегося таким образом покровителем Синих кирасир на небесах." Несмотря на близость к нашему времени и лучшее в империи образование офицеров, полк сохранял целый ряд признаков организации характерных для древнего патриархального рода.
8. Артели кулачных бойцов.
Это социальное образование внутри северо-западной крестьянской общины (села, деревни) также называемое "ватага", "шайка", "галаха", "партия", "шараевка" или "шарага", призванное обеспечивать безопасность и порядок внутри общины. Оно объединялось единой бойцовской этикой и воинской мифологией, в артели сохранялись традиционные формы прикладной и ритуальной воинской подготовки. Бойцы партии зачастую являлись близкими или дальними родственниками, прихожанами одного храма. Боевая артель, как нам кажется, является самой архаичной из сохранившихся форм восточнославянских военных союзов, дожившая к тому же до середины 20 века. Возглавлялась атаманом, имеет сложную социальную и возрастную структуру, наиболее близкую к своему прототипу - боевой славянской родовой дружине.
На сегодняшний день у нас осталась возможность изучать только две живые и действующие структуры мужских союзов: в лучшей степени сохранности находятся церковные приходы и монастырские братства, в худшей сохранности - бойцовские артели, точнее остатки прежних артелей. Целых, не распавшихся, бойцовских артелей на конец 80-х годов мы уже не обнаружили, но вплоть до 2000 года мы имели возможность работать с живыми носителями традиций, состоявших во времена своей молодости в бойцовских артелях. Нам кажется, что ещё лет десять исследователи будут иметь возможность совершать результативные экпедиции, собирая материал по мужской бойцовской культуре.
Распространенность культуры артелей кулачных бойцов.
Территория распространения артелей кулачных бойцов, прежде, на наш взгляд, была шире. В той или иной степени, эта культура свойственна всем восточнославянским народам.
Хорошо заметный след такого архаичного социального образования мы встречаем на северо-западе Руси, в областях традиционного проживания славянских племен кривичей и новгородских словен.
Московская политика централизации российского государства и экспансия по отношению к северо-западным княжествам постепенно разрушала устоявшийся ушкуйно-повольничий уклад боевой общинной культуры Тверской, Ногородской, Псковской, Вологодской и части Смоленской территорий.
Здесь основная часть войска традиционно формировалась из среды вольных ушкуйных дружин, выступавших в войнах самостоятельно или принимая сторону того или иного князя.
С продвижением Москвы на северо-запад значительная часть местного воинского люда (и без того легкого на подъем) начинает вытесняться москвичами на север и восток, создавая там свои вольные поселения, вроде Хлынова в боярской республике Вятка. Так постепенно колонизируются Урал, и Сибирь в их северной части. На юге подобные процессы происходят в казачьих областях. Начинается медленное переселение русского вольного военного люда подальше от московского режима.
В рамках того же процесса совершается сибирский поход Ермака Тимофеевича. Примечательно, что значительная часть его атаманов происходила с верхней Волги и из новгородских земель. М.В. Ломоносов видел в освоении Сибири результат "неутомимых трудов нашего народа". По его убеждению, главная заслуга в освоении Сибири принадлежала казакам и поморам. А.Н. Радищев считал этот почин новгородским, даже Строгоновы выступали у него представителями новгородской вольницы. Сам Ермак по одной версии был родом из городка и волости Борк на Северной Двине, по другой - из Тотемских волостей Вологодского уезда. Видимо, в то же время происходит перенесение термина казаки на носителей ушкуйно-повольничьей культуры северо-западной Руси, переселяющихся на Урал и в Сибирь.
Там же на освоенных русскими территориях, фольклор сохраняет основные структурные элементы обрядности северо-западных артелей кулачных бойцов.
Для отождествления культуры, зафиксированной в экспедициях, на колонизированных переселенцами территориях, с исходной северо-западной культурой кулачных бойцов мы выделили ряд устойчивых признаков, наличие которых говорит о преемственности, а отсутствие о не родственности культур, либо об утрате этих черт со временем:
- Наличие бойцовских артелей и юношеских бесед.
- Совершение обрядов на священных местах с устойчивыми топографическими признаками.
- Кольцевая композиция бойцовского обряда.
- Наличие боевого наигрыша и боевого пляса, идентичного северо-западному.
- Разбивание лампы во время обряда и бой "в темную".
- Культура боевой палки:
- а) идентичное северо-западному оформление боевой палки.
- б) идентичное северо-западному ритуальное использование боевой палки в обряде
Глядя на эту карту можно получить некоторое представление о процессе расселения носителей северо-западной бойцовской культуры с европейской части России на восток.
Значительную роль в сохранности артельных обычаев кулачных бойцов на северо-западе Руси сыграла сравнительная "мягкость" форм крепостного права. На территории Тверской и Новгородской, Вологодской и части Смоленской областей, там, где подавляющее число крестьян были государственными или монастырскими, то есть практически лично свободными. Это их правовое положение в значительной степени облегчало социальный гнет и позволяло сохраняться целому ряду повольничьих традиций. Чем севернее и восточнее были земли, тем больше личных свобод оставалось у населения.
Значительная часть боевого уклада продолжала существовать в промысловых охотничьих и рыболовецких артелях. "Работа с неводом была довольно сложна, и функции членов артели были дифференцированы. На самом озере Ильмене (как и на других озёрах) существовала сложная организация рыбацких артелей с выборным вотаманом, его помощниками (…) ; название рыбацкой артели "дружина" сохранилось на Псковском озере ещё в XIX веке., а в д. Умбской вол. Кемского у., Архангельской губ. так называлось "подразделение мужского населения по отношению к общинной ловле сельдей". "Организация рыбного промысла была сходной со зверобойным, также основываясь на артельных началах." Промысловики располагали оружием, и могли значительную часть года сохранять традиционный быт почти неизменным.
Такую артель практически невозможно было контролировать извне, корректировать взгляды и ценности ее членов. Вероятно, поэтому практически во всех объединениях кулачных бойцов такую большую роль играл лес и все, что с ним связано. Среди артельщиков было много охотников.
Благодаря возможности временами действовать почти неподконтрольно государству артели кулачных бойцов сохранили ряд древних форм воинской организации. Многие из этих черт прямо указывает на архаичное происхождение, некоторые из них могли возникнуть во времена присваивающего промыслового охотничьего хозяйства еще в эпоху неолита или ранее.
Базлов Г.Н.