[an error occurred while processing this directive]
Буза. Главная страница.
Катехизис для воинов
Устройство бойцовской артели
Традиции
Творчество, стихи, песни
Наши дни
Ссылки

[an error occurred while processing this directive]
Р А С П И С Н Ы Е    Д Р А Ч У Н Ы

Другой разряд побратейничков - это "записные бойцы" или "расписные драчуны". Так обычно называли артельщиков, охочих до боя, всегда готовых сразиться с кем угодно и где угодно. Считалось, что они как бы расписывались под своим обязательством биться за интересы артели. Чаще всего это люди вспыльчивые и упорные. В с. Сельцо Удомельского р-на одного "расписного" нередко связывали накануне праздников. Там существовала хорошо развитая традиция палочного боя, как одиночного, так и группового. Этому "расписному" доставляло удовольствие одному, без трости выходить драться против всей стенки. И хотя случалось и прогнать соперников (до 50 человек), все же независимо от успеха руки его всегда были отбиты так, что после праздника он не мог работать в течение нескольких дней - руки не поднимались. Чтобы избежать этих ненужных в крестьянском быту выходных, родня его время от времени связывала спящим и держала так, пока бои не закончатся.

С 40-х до 50-х годов в этом селе из партии в четыре десятка человек было только 6 расписных. Все они не уступали, а некоторые превосходили боевыми качествами бойца, о котором рассказывалось выше. Расписные были главной опорой утамана в осуществлении обязательств перед братией. Все составляющие партию бойцы обязывались по первому зову утамана явиться на бой, но "расписные" были самой решительной, деятельной и подготовленной частью артели.

Работа в экспедициях с ними как с респондентами усложнена тем, что у многих из них есть в прошлом правонарушения, вплоть до убийств, поэтому в разговорах на тему боевой артели они, естественно, очень осторожны. Хотя некоторые из них, отбывшие срок в тюрьме за совершенные правонарушения, довольно охотно рассказывают о своих приключениях и хвалятся своими подвигами.

Во время сражения на расписных, как на самых техничных бойцах строилась тактика боя, в мирное время они поддерживали власть утамана и следили за соблюдением артельных обычаев.

Еще более трудный для изучения класс артельных бойцов - "резаки", "головорезы" или "оторви головы". Это артельщики, осуществляющие по приговору утамана месть за убийство или ранение своего товарища. "Резаков" посылал утаман зарезать того или иного виноватого, что, как правило, всегда исполнялось. "Резаком" мог быть помощник утамана, "расписной драчун" или сам утаман.

З А Д И Р Ы

Особую роль в артели играли "заводилы" или "задиры". Иногда они были хорошими бойцами, их ценили за храбрость, но особо ценились у заводил нахальство и острый язык. Перед стеношным боем проводился специальный обряд "задор" - время заводил. Каждый задира припасал свои колкости чужому атаману и его партии, это и частушки "на задор", присказки, иногда просто матюги.

Некоторые заводилы передразнивали противников, вызывая их на бой. Если задира был не очень силен, то внезапно для оскорбленного, вместо дразнящего выходил отличный боец и побеждал разгоряченного единоборца под дружный хохот и издевки своей артели. Особым шиком считалось вывести из себя партию противника, взбесить "расписных" или утамана, принудив их к необдуманной, неподготовленной атаке. Если это удавалось, то чаще всего побеждала партия умелого заводилы.

Испытывая друг друга на выдержку и острое слово, бойцы постепенно входили в озорное и задиристое состояние, в котором и начинали бой. Часто во время сшибки, кулачники старались отыскать в гуще противников своего обидчика и наказать его. Если это удавалось, то в следующий "задор" это событие непременно смаковалось и обыгрывалось заводилами.

Обычай боевого задора, видимо, очень древний, так как имеет свои вариации на юге у запорожских казаков. На Украине этот обрядовый предбоевой задор называется "герц", а задирающиеся казаки - герцующими. Обычай боевого задора мы находим во всех богатырских сказках, былинах и преданиях. Бой предваряется похвальбой противников и взаимными поддевками. Вот пример задора Ивана Быковича с Чудом-Юдом:

"Он еще не родился, а коли, родился - так на войну не сгодился; я только дуну, его и праху не останется!.." Выскочил Иван Быкович: "Погоди - не хвались, прежде Богу помолись!" - "А, ты здесь! Зачем пришел?" - "На тебя нечистая сила посмотреть, твоей крепости попробовать". "Куда тебе мою крепость пробовать? Ты муха передо мною!" Отвечает Иван Быкович: "Я пришел с тобою не сказки рассказывать, а на смерть воевать." Размахнулся своим острым мечом и срубил Чуду-Юду три головы."

Иногда богатырский задор приобретал черты взаимного испытания на удаль. Так уезжая из шатра Дунай, пишет ярлык - скору грамоту:

    "Кабы хто нынце в моем шатре попьет поест,
    Как попьет - де поест, право покушает.
    Не ехать живому из чиста поля".

Илья Муромец, старший богатырь, так оценивает поведение витязей в "задоре":

    "Те спасибо нонь, Дунай да сын Ивановиц,
    Не оставляешь свой шатер без угроз ты
    Молодецкиих.
    Те спасибо - ле, Добрынюшка Микитич млад,
    Не боишься ты угроз да молодецкиих."

В этом отрывке умение устрашать и пренебрегать угрозами противника выступает как особая культура молодечества, как особое, необходимое для воина душевное устроение.

Обращает на себя внимание и тот факт, что Добрыня, известный своим вежеством в воинской среде идет на нарушение хозяйской заповеди, воспринимая угрозу в письме как вызов, не ответить на который позор но - "не честь - хвала молодецкая, да не выслуга богатырская".

Здесь задор выступает как форма вызова на бой, вызова провокационного, затрагивающего основы воинского долга, проверяющего способность богатыря постоять за свою честь.

    "…Станут богатыри все испрашивать,
    А и станут вси русьские все выведывать,
    А что я им скажу, што их поведаю?"

Иногда предбоевой задор кулачных бойцов превращался в своеобразный рифмованный диалог, в припевках под наигрыш музыканта.

    Сойдемся стеночкой на стеночку,
    Которая возьмет.
    Наша маленькая стеночка
    Большую разобьет.

    Ответ:

    Это чьи ж это зародыши
    Ой, нас побить, побить хотят,
    Только стоит повернуться,
    Одни кусочки разлетят.

    ***

    Ой, мазурики на нас
    Ножики наточены
    Ой, мазурики на вас
    Кинжалы позолочены.

    Ответ:

    Кинжаликом порезали
    Крови не убавили
    Только нам мазурикам
    Смелости прибавили.

    ***

    Заиграйте нам "под-драку"
    Пора драку начинать
    Неприятели собравши
    Будем головы ломать.

    Ответ:

    С вами бились и немало
    Да и порежемся ешшо
    У нас тело молодое
    Зарастает хорошо.

    ***

    Выходи во чисто поле
    Утаман головорез
    Я с тобой сражаться буду
    Зашумит зеленый лес.

    Ответ:

    Утаман наш, утаман
    Сам и ножики кует
    Сам и гирьки отливает
    Кому хошь наподдает.

Подобные припевки могли компоноваться и в другом порядке. Нам хотелось показать, что в припевках, исполняемых непосредственно "на задор", присутствует диалог двух конфликтующих сторон. В самой логике этого жанра присутствует образ противника, которому адресуется частушка, даже если его нет в непосредственной близости от исполняющего. Так пелись частушки "под-драку" партией идущей на бой, задолго до появления противника, когда ещё некому было ответить.

В частушках "на задор" есть тексты, в которых звучит обращение не к противнику, а к своему оружию или к бойцам - побратейничкам. Тем не менее, и в этом случае подразумевается присутствие противника, потому что это обращение - призыв на бой с ним. Например:

    А ты наганчик ухай, ухай
    Ты кинжальчик выручай
    Моя буйная головушка
    Здесь попала невзначай.

    ***

    Ах ты кинжал мой вороненый
    Всему округу гроза
    Из-за тебя завороненного
    Я не бегал ни раза.

    ***

    Ах ты, товарищ мой товарищ
    До чего ж ты догулял
    Посреди широкой улицы
    Ты на ножике завял.
ПРОЧИЕ ЧЛЕНЫ АРТЕЛИ

Для называния других артельщиков специальных терминов мы не фиксировали, исключая принятое в районе Сеглинского сельсовета прозвище "халявщики". "Халява" - это голенище сапога, за которым носили "засапожный", или "захалявный" ножик. Прозвище это не считалось обидным. Хотя из уст "расписных" оно могло прозвучать несколько оскорбительно, многие понимали его как достойное прозвище человека, носящего за голенищем нож.

Там же в окрестных деревнях, во время боев палками "халявщики" играли специальную роль, они были как бы помощниками-партнерами расписного, сражаясь с ним в "тройке" или "пятерке". Как голенище сапога скрывало нож, так и халявщики во время боя берегли и прикрывали своего расписного. Такой способ боя требовал особого опыта и собранности от всех участников. Взаимодействие вытренировывалось с детства, оттачивалось на протяжении всей жизни, в кулачных, палочных боях и в ножовщине. Такой способ боя в селе Сельцо называли "бой ульем". О подобной древнерусской тактике боя упоминает А.Н. Кирпичников в своей работе "Военное дело на Руси в XII-XV веках", тогда такое подразделение из двух, трех человек называемое "списса".

Аналог подобной тактики сохранился в семейной традиции рукопашного боя князей Голицыных. Здесь подобная тактика боя называлась "наддай". Боевая пара состояла из двух воинов - высокого и низкого. Высокий стоял сзади, одновременно правыми руками они держали большой меч и одновременно наносили им удары, выкрикивая "Наддай-Наддай!", при этом задний усиливал удары направляемые передним, а левой рукой действовал самостоятельно, независимо от согласованных действий правой. Оба они согласовывали управление тяжелым мечем через звук-выкрик. Левые руки были либо со щитами, либо с оружием, в правых руках обычно держали тяжелое оружие, которым можно было сражаться, только удерживая его вдвоём - двумя руками. Взаимодействие в "наддае" вытренировывалось с детства.

В бое "ульем" взаимодействие налаживалось через выкрики частушек "под драку" и наигрыш на гармошке. Как в Мстинском бое "ульем", так и в "наддае" - способе родового боя князей Голицыных видны очень архаичные черты дружинных тактико-технических приёмов.

Базлов Г.Н.