...да прославится Отец в Сыне...
(Ин.14.,3)
"...Я б для батюшки-царя родила богатыря..."
А.С. Пушкин
С православной точки зрения человек существо духовно-телесное. Дух в человеке проявляется как совесть, Страх Божий. Через дух также проявляются добродетели: вера, надежда, любовь. Душа имеет три основные силы и сферы проявления - это сила умная, посредством которой человек познает видимый мир; сила сердечная - это сфера чувств, которая проявляется через любовь, скорбь, печаль, радость и т.д. Видимая часть в человеке - тело, плоть - одежда души, и орудие души; телом человек привязан к материальному миру и живет в нем, преображая его для своих нужд. Задача духовного развития и нравственного совершенствования заключается "не в том, чтобы задавить и умертвить душевное и телесное ради духовного, а в том, чтобы сделать управляемыми и послушными сферы душевную и телесную духовными основами своей жизнедеятельности, как более тонкой и высшей сфере в человеке.
Русская православная традиция воспитания в основе своей имеет принципы сбалансированности духовного, душевного и телесного, т.е. для того, чтобы ребенок узнал окружающий его мир и нашел в нем свое место, ему показывают этот мир как согласованное целое, взаимосвязанное и гармоничное. Это достигается тем, что сенсомоторное развитие (владение голосом, телом) сочетается с развитием абстрактного мышления (молитва, чтение книг, слушание рассказов и былин) и образного, а также здоровых эмоций. При этом устанавливается связь с нравственным и эстетическим.
Увлекаясь новомодными и быстроменяющимися педагогическими нормами, а чаще гипотезами, мы жертвуем нравственным и физическим здоровьем наших детей, теряя драгоценные для воспитания первые годы жизни ребенка и пренебрегая опытом многих поколений.
Сбор и публикации детского фольклора страдают тем недостатком, что по ним не возможно воспитывать детей, применить их в жизни. В этой статье хотелось бы хоть немного передать из богатого векового народного опыта и предложить практический комплекс занятий с ребенком до года, показав, по возможности, как народная традиция решала задачи духовного, душевного, физического и нравственного развития с самого начала человеческой жизни. Духовное же развитие и становление личности происходит только в лоне Православной церкви, вне церковных таинств это развитие не возможно и дух человеческий так и остается в стадии зародыша, так как духовная жизнь связана с Богом и Бог - есть Дух и только в общении с Ним, дух человеческий возрастает.
Касаясь тайны деторождения, хотелось бы обратить внимание на учение об этом предмете мужей, которые благодаря чистоте своей жизни проникли в глубины человеческого естества. Они учат, что душа ребенка начинает формироваться с первого взгляда юноши и девушки. Следовательно, чистота и целомудрие влюбленных является залогом нравственного и душевного здоровья их младенца и нации в будущем и наоборот.
Отношение к себе ребенок начинает чувствовать именно с начала жизни, т.е. с внутриутробного периода. Как только проявляются признаки беременности и сама будущая мать и окружающие уже начинают заботиться о ребенке. Дитя - дар Божий, дети преображают дом. По этому плодоносящая должна внимательно относиться к своему душевному состоянию, это время для нее связано со многими запретами. Современные ученые лишь недавно установили, что уже во внутриутробный период у маленького человечка начинает работать слух и вестибулярный аппарат, он чувствует и даже видит свет, т.е. уже в материнском лоне ребенок "накапливает информацию", уже учится, и характер этого опыта оказывает либо положительное, либо отрицательное воздействие на всю последующую жизнь. Но с незапамятных времен все это учтено в мудрости народной и применяется в жизнь, в частности в форме запретов для беременной, оберегающих её и дитё от вредных впечатлений: она не должна быть при заколе животных и слышать их крик при этом, иначе, говорят, родившегося ребенка "обуяет родимчик, он не будет по ночам спать, и изведется от крика"; "отяжелевшей" нельзя касаться руками своего тела, пока у нее не пройдет страх и испуг от грозы, молнии, пожара, чтобы не передать страх дитю; чтобы родившийся в будущем не стал пьяницей; "брюхатая" мать не должна пить водку, бражку и желать горьких овощей: лука, перца, редьки; "во бремени" женщина старается не глядеть на все некрасивое, уродливое, неприятного вида, и наоборот, ей полезно смотреть и любоваться на "маленьких здоровеньких ребятёнков", и часто взглядывать на мужа, чтобы "ребятёнок был на него похож и в него хорош и пригож", или смотреть на себя в зеркало; любоваться цветами.
Будущая мать должна себя беречь и нравственно, духовно. В древности женщины "на сносях" часто старались посещать храм Божий и особенно в "Святки", на "Рождество", Пасхальную неделю, "Троицу" и "Николу". В это время беременные ходили в церковь, оставляли за церковным порогом все страхи и тревоги, и посредством живого общения с Богом они душой утешались и успокаивались созерцая духовную гармонию храма, икон; через это они приобретали доброе твердое настроение, а если мать спокойна, то и ребенок тоже.
Бережное и спокойное отношение к будущей матери должно быть и со стороны окружающих. "Брюхатая" должна пить больше молока и есть красные ягоды: бруснику, клюкву. Но богатое питание сочеталось в крестьянской жизни с гораздо большей нагрузкой, чем у большинства современных женщин. Русская традиция и опыт придерживается принципа, что беременной молодухе лучше работать, чем отдыхать - легче родит, важно не работать чрезмерно, не надорваться. Через нагрузку матери и ребенок получает необходимую ему нагрузку, что обеспечивает ему правильный обмен веществ, и опыт, и готовность к труду. Это разумный подход, защищающий женщину от гиподинамии, излишков веса, а с точки зрения обмена веществ в организме, мышечная работа - основной поставщик углекислоты во внутреннюю сферу.
Во время беременности специальные бабки учили молодуху особым образом дышать и кричать в момент родов, чтобы и самой и младенцу легче перенести момент рождения.
Мы видим, что уже в утробе матери малыш проходит своего рода школу. С момента появления на свет начинается новый этап, теперь становиться явным пол ребенка, в соответствии с которым и идет воспитание, например мальчику желают:
Расти, казак,
Пригож, богат,
Силён, смышлён,
Красотою наделен.
Вообще, воспитание мальчика это длительный, многоступенчатый процесс, которому нужно уделять особое внимание. В древности в первые же дни после рождения мальчику давали подержать в руки нож - через это символическое действие ребенок признается мужчиной, таким же, как все, но еще маленьким. То же значение посвящения в мужчины - воины имело и символическое облачение мальчика в кольчугу и шлем. Об этом древнем обряде упоминается в "Слове о полку Игореве":
"Метки в стрельбе мои куряне*
Под трубами повиты,
Под шеломами взлелеяны,
Концом копья вскормлены,
Пути им все ведомы..."
Так князь описывает правильное воспитание своих воинов, подчеркнув, что оно началось с самого детства. Рождение будущих воинов ознаменовано сигналами труб, как и победа в бою; взлелеяны, взращены они под шлемами, то есть с одной стороны, под защитой оружия, а с другой, - практически в шлеме, т.е. облаченными в доспехи, и с младенчества приучаясь носить оружие, пользоваться им и ценить его. "Концом копья вскормлены" сказано про воинский обычай есть с ножа, что придает силу, мужество, ярость в бою.
Важным являлся также и этап освящения сына - когда ребенка приносили домой, его брал на руки отец, и, перекрестив, клал его в люльку, т.о. он благословлял своего сына. Мальчик сразу приобщался к мужской культуре словом, мелодией, ритмом, символами, первыми тактильными ощущениями.
П О В И В А Н И Е
Пеленали ребенка с помощью повивальника (или пеленальника) - домотканой полосы шириной10-15 см., обычно они были узорные и передавались в роду из поколения в поколение. Ребенка обертывали в пеленки, а сверху, с плеч, чуть наискось обматывали его повивальником, по направлению к ногам, концы либо заправлялись, либо завязывались узлом, но так, чтобы ребенок на нем не лежал, т.е. или сбоку, или сверху. В крестьянском быту младенец подолгу мог оставаться без присмотра, его могли брать на работы в поле. Учитывая это, пеленали довольно туго, чтобы предотвратить резкие нежелательные движения, падение, чтобы малыш не испугался; туго пеленали и ножки, считая, что так они будут прямее.
У К А Ч И В А Н И Е
Укачивание под колыбельную очень полезно для младенца: это развивает вестибулярный аппарат, чувство ритма, а ритм - это одна из основных мировоззренческих конструкций - в такте, музыке, песне, бое. Особенно мальчику колыбель время от времени желательно встряхивать, постукивать об стену, таким образом, сбивается привычный для ребенка ритм колыхания люльки, тренируется способность к переключению внимания, вырабатывается готовность к изменениям, приспособляемость к ним. Все это важно не только для физических навыков, но и для психологического настроя и поведения будущего воина - мальчик как-то приспосабливается к новым колебаниям, "отвечает" на изменения, таким образом, не складывается каких-то динамических привычек, вырабатывается готовность действовать в соответствии с изменяющимися условиями, больше терпеть, не переживая, а действуя.
Кроме того, чрезвычайно важно сочетание движения колыбели и голоса, интонаций, слова, рифмы колыбельных песен, все это, завязанное на ритме и повторении является для малыша хорошей школой и опытом общения с окружающим миром.
У С Т Р О Й С Т В О Л Ю Л Ь К И
Устройство люльки достаточно простое и при желании ее можно сделать и в квартире. Зато пользы будет больше, чем от современных колясок, и родителям проще убаюкать и успокоить ребенка, да и для самого ребенка полезнее.
Существует несколько вариантов люлек: "на очепу", на пружине (или просто на ремнях) и на ножках - полозьях. Саму зыбку можно делать по-разному: либо сколотить рамку из 4 дощечек, обтянуть ее плотной натуральной тканью; либо сколотить как ящичек; можно сплести из сосновых дранок как корзину, делали её и из коры липы. Дно можно обтянуть мешковиной, рогожей или кожей. Дно не должно сильно провисать, для этого можно класть на ткань досочку и тогда поверх нужен матрасик. Подушку лучше не класть или совсем тоненькую. К углам люльки крепятся четыре веревки (или с помощью колец или через дырки). Сверху колыбель должна быть закрыта пологом, иногда его шили специально из льна, вышивали, но это могла быть и старая юбка или часть сарафана. Саму люльку мастера делали резной, красивой, в изголовье вырезался какой-нибудь венок или цветок, а у подножья обязательно крест.
Если делали колыбель на очепу, то брали длинную, гибкую жердь (березу, вересину) и вдергивали ее в кольцо, которое было вбито в матицу; к ее свободному концу крепили за веревки люльку, веревки крепили или за сучок, или за вбитый в жердь гвоздь.
Можно крепить веревки и на пружину, которую крепят к кольцу. Качать зыбку очень удобно - нескольких легких движений достаточно, чтобы люлька долго колебалась. Можно привязать к люльке внизу веревку с петлей для ноги и качать ее ногой, занимаясь при этом, например, рукоделием. Такая зыбка колыхается ритмично, плавно, и что важно - из стороны в сторону и слегка вниз - вверх, сохраняя при этом голову и ноги младенца на одном уровне. Современная коляска качает резко, и подбрасывает вверх то голову, то ноги, в то время как наша русская традиция не допускает, "чтобы зад с головой перебалтывали".
Качание в зыбке имело и практическое значение, так как приучает человека к последующему роду занятий: например, кроватка на длинных ножках, которые крепятся к закругленным полозьям повторяет движение лодки по волнам, чтобы в будущем ребенок не страдал морской болезнью, к тому же колебания люльки похожи на ощущения скачки на рысях, таким образом, готовится будущий наездник.
С Л У Х О В О Е О Р И Е Н Т И Р О В А Н И Е
Как признают современные ученые, фольклорные произведения (припевки, колыбельные и т.д.) интересны младенцам прежде всего высокой интонационной выразительностью, точная аппаратура фиксирует уже в крике новорожденного интонационную структуру, запрограммированную на подкорковом уровне. Это позволяет крохотному существу выделять интонации человеческого голоса раньше. Чем фонему родного языка. Для новорожденного важны и полезны простая рифма, повторяющиеся звукосочетания и слова, поэтому следует не забывать выделять и тянуть голосом гласные - при этом малыш прислушивается, всматривается в лицо говорящему. Таким образом, в первые месяцы жизни прежде всего надо развивать восприятие интонаций: утвердительной, вопросительной, восклицательной, в общем, всех оттенков чувств (удивление, радость, недовольство, просьбу, повеление и т.д.). Для этого подойдут всевозможные прибаутки:
- Афонюшка - братец!
Почём же ты плачешь?
- Как же мне не плакать!
Жена молодая
Зацепила за пенёк,
Простояла весь денек.
С помощью прибауток родители могут показать интонацией различные душевные переживания в зависимости от смысла текста, но при этом помните, что ребенок такой же, как вы человек, с ним нельзя сюсюкать, дурачиться. Множество припевок, построенных в форме вопрос - ответ (типа ладушки-ладушки) приучают ребенка к действию, ответу на внешние раздражители, опасность, как словесно, так и динамически, управляя своим телом. Особенно это важно для воспитания будущего воина, т.к. вырабатывается система защита - атака, и психологически приучает к завершенности фразы, к точности позиции, что важно и для динамики танца и боя.
Повторение - мать учения, а малыши как раз очень внимательно вслушиваются в короткие ритмические повторяющиеся припевки:
О качи, качи, качи,
Под подушкой калачи,
В ручках - прянички,
В щёчках - яблочки,
О люлю, люлю, люлю!
УПРАЖНЕНИЯ НА ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ И ВООБЩЕ ПОДРАЖАНИЯ.
Особое внимание обратите на потешки, песенки, в которых есть звукоподражание музыкальным инструментам, например дудочке (ой, ду-ду-ду-ду), свирели (ой, люли - люли), колокольчику (тили - бом, тили -бом), рожку (ту-ру-ру), гуслям (трень-брень, трень-брень) и т.п. После фразы делайте паузу, чтобы мозг младенчика воспринял звуковую информацию. Таким образом совершенствуются слуховые ориентировочные реакции.
Прежде, чем перейти к двигательным упражнениям, надо отметить важность и значение сочетания действия и фразы, т.к. это основная форма народного физического воспитания. И телодвижения, и речь сами по себе это языки. Но наиболее древние и важные понятия связывают эти языки, что дает возможность этим понятиям сохраняться и передаваться из поколения в поколение очень долго. Достаточно упомянуть, что воинская присяга принимается с оружием в руках, коленопреклоненно, с целованием знамени, то есть с прикосновением к воинским символам, а ведь слово "присяга" как раз и происходит от глагола -сягать-, по Далю - доставать до чего, хватать, достигать. Другой пример, когда люди собираются говорить правду, то они кладут себе руку на грудь ("положа руку на сердце"). Когда закрепляют договор или спор, - разбивают руки. Таким образом, устанавливается связь "слово-движение", с помощью которой быстрее и прочнее запоминается момент.
П О Т Я Г У Ш Е Ч К И - П О Р А С Т У Ш Е Ч К И
Начиная с 1-1,5 месяцев ребенку надо делать растягивающие упражнения.
№1. Потягушечки - порастушечки.
- а) Тянут голосом: "Потягу-у-у-шечки" и гладят вдоль тельца, "Подрасту-у-у-шечки" - тельце сжимают в комочек и опять гладят вдоль тела, за бочка, за подмышки.
- б) также разглаживают и ручки от кисти к плечу.
- в) придерживая одной рукой стопу ребенка, другой поглаживают по наружной и задней сторонам голени и бедра от стопы к паху, по внутренней поверхности бедра не массируют. При этом голосом припевают:
Потягу-у-у-шечки,
Да расту-у-у-шечки!
Растянитесь, ножки,
Вырастайте, ножки,
Да побегу-у-у-шечки -
Не кривы, а прямы!
Такая словесная формула обладает всеми необходимыми для развития ребенка элементами: длинные гласные, рифма, ритм, интонации, а сочетаясь с первыми двигательными навыками, такие упражнения доставляют малышу не только пользу, но и радость, удовольствие. Как правило, эти положительные эмоции человек сохраняет на всю жизнь, они легко возникают снова, заставляют человека потягиваться, когда он слышит знакомую с детства припевку.
№ 2. Поглаживание живота.
Ребенок лежит на спине, ногами к человеку, который его массирует. Ладонью одной или обеих рук делайте круговое поглаживание живота по часовой стрелке, минуя область печени, при этом приговаривают:
Потягушечки,
Порастушечки,
Вдоль да поперек,
Толстушечки!
Ручки - хватушечки!
Ножки - ходушечки,
В роток - говорок,
А в голову - разумок!
Через такие приговорки ребенок познает свое тело, его части, постепенно узнает. Что у него есть ручки, ножки, голова, рот, что они делают. Ну и кроме того, массаж нормализует и улучшает кровоток, стимулирует организм.
№ 3. Поглаживание по спине.
Ребенок лежит на животе, тыльной поверхностью обеих рук двигайтесь от ягодиц к шее, а обратно ладонями от шеи к ягодицам.
Такой поглаживающий массаж (№№ 1-3) является гимнастикой для малышей. Он расширяет капилляры, ускоряет циркуляцию крови и лимфы ("кровушку разгоняет"), усиливает функции потовых и сальных желез. Делая такой массаж, родители улучшат своему ребенку обмен веществ и питание кожи, повысят эластичность мышц, укрепят суставы и связки. Кроме того, поглаживание, а к тому же еще и с приговорками успокаивает ребенка, снимает болевые ощущения.
№ 4. "Идет коза рогатая" (Разгибание позвоночника).
Положите маленького на бок, перебирая пальцами правой руки по обеим сторонам позвоночника в направлении от ягодиц к плечам со словами:
Идет коза рогатая
Со малыми детятами
Кто кашу не ест,
Кто молока не пьет,
Забоду, забоду, забоду!
Это упражнение рефлекторное, оно активизирует спинной врожденный рефлекс (спина малыша в ответ на упражнение должна разгибаться), укрепляет мышцы и весь опорно-двигательный аппарат. Со временем можно его делать в любом положении ребенка: лежа на животе, стоя и т.д.
№ 5. "Кую, кую ножку" (массаж стопы).
Младенцу это упражнение нужно делать так, чтобы он лежал на спине, одной рукой слегка приподнимите стопу ребенка и слегка постукивая ладонью по стопе, говорите:
Кую, кую ножку,
Правую немножко,
Левую маленько,
Кую хорошенько.
Вот гвоздь (большим пальцем ставить 4-5 точек по своду стопы вдоль пальцев ног)
Вот подкова (большим пальцем провести линию по той же траектории, что ставили точки)
Раз-два, и готово (удар по своду подошвы, в середину стопы, так, чтобы колебания пошли вдоль всего тела - ног, позвоночника)
Нельзя бить очень сильно, нужно соразмерить свою силу с хрупким еще телом младенца. Позже и это упражнение можно делать в любом положении. Оно очень полезное, активизирует подошвенный рефлекс, задействует через цепь колебаний от постукивания всю позвоночную систему. Кроме того, стопа человека является как бы картой, на разных частях стопы расположены рефлекторные зоны, каждая из которых активизирует различные системы и органы.
№ 6. "Валяй, валяй каравай" (массаж для шейных позвонков).
Упражнение лучше делать после 4-х месяцев. Осторожно, держа голову малыша в руках, вращайте ее так, чтобы не сильно запрокидывать назад.
Обычно к 2-м месяцам малыши выбирают для себя любимую сторону и туда всегда поворачивают голову, это ведет к искривлению позвоночника, а это упражнение развивает мышцы и позвоночник симметрично.
№ 7. "Ножки - качишки, ручки - грабельцы". (Сгибание и разгибание ног и рук).
Положите ребеночка на спину и сгибайте поочередно то правую, то левую ножки:
Ножки - качишки,
Пошли молотить!
Ручки - грабельцы,
Сенцо косить!
Разводите и сводите руки ребенка на груди, так, чтобы сверху оказывалась то правая, то левая руки ребенка.
Как и предыдущие, это упражнение развивает мышцы, суставы, кроме того, улучшает дыхание, развивает сердечно-сосудистую систему, закладывается основа для будущих движений, формируется мышечная память.
№ 8. "Толкачики - рогачики"
Положите маленького на спину, возьмите его ступни в руки, сгибайте и разгибайте его ноги поочередно, слегка нажимая на живот:
Толкачики - рогачики,
Перевертушки!
Так укрепляются мышцы ног и живота, упражнения полезно и для работы кишечника.
№ 9. "Сажёнки мерять". (скрещивание рук на груди и разведение их в стороны).
Ребенок опять лежит на спине, захватывая ручками ваши большие пальцы. Вы, сгибая руки малыша, скрещиваете их на груди, затем, разгибая, разводите в стороны. Затем это упражнение можно делать так, чтобы малыш сидел у вас на коленях, но всегда следите, чтобы скрещиваемые руки менялись, то правая сверху, то левая и т.д. При этом говорите:
Татке - сажёнки,
Мамке - сажёнки,
Сестренке - сажёнки.
Всем по сажёнкам,
А нашему Ванечке
Самая большая
Мотяру-ущая!
Это укрепит мышцы рук и плечевого пояса, способствует расправлению легких, грудной клетки.
№ 10. "Лунь плывет", "Сова летит" (движения кистями).
Возьмите ребенка на колени, медленно разводите своими руками его кисти, повторяя: "Лунь плывет, лунь плывет", помашите кистями ребенка побыстрее и говорите скороговоркой: "Сова летит, сова летит".
Это упражнение развивает мышцы, укрепляет суставы кистей, представляя себя лунью и совой, малютка знакомиться с состоянием полета и плавания, ощущают смену ритма и скорости движения.
УПРАЖНЕНИЯ НА КООРДИНАЦИЮ И ВЕСТИБУЛЯРНЫЙ АППАРАТ
№ 11. "Кат - катышок" (перекатывание со спины на живот).
Берут ребеночка, кладут на подушки бочком и аккуратно скатывают его вниз через бок как с горки со словами:
Качи - покачи
Осиновые турачи
Кат- катышок
Будет Юра женишок!
Кроме развития координации, вестибулярного аппарата, это упражнение учит тело ребенка вписываться в плоскость, осваивать разные уровни поверхности, это подготовка к боевым "ползункам" и "пластунским" передвижениям.
№ 12. Поворот со спины на живот.
Положите малыша на спину, правой рукой придерживая его за ноги, а левой- за согнутую в локте левую руку. Поворачивая маленького налево за ручку, добивайтесь, чтобы поворот на живот он закончил самостоятельно. Повторите это упражнение 1-2 раза в каждую сторону. Таким образом, вы укрепите ребенку мышцы туловища, научите его со временем самостоятельно переворачиваться со спины на живот.
№ 13. "Сел дед..." (присаживание).
Этим способом вы научите ребенка садиться из положения лежа на спине. Возьмите его за кисти и предплечья, разводите выпрямленные руки малыша в стороны и, слегка подтягивая их к себе, побудите ребенка сесть: "Сел дед, села баба, съела сало!"
№ 14. "Тоню тяну".
Посадите малыша лицом к себе на колени, держа за руки, покачивайте его то к себе, то от себя, приговаривая:
Тоню тяну,
Рыбу ловлю,
В кошель кладу,
Домой несу,
Щурки в кучки,
Плотички в полички,
Один ершок -
Дай тот в горшок,
Щей наварю,
Николая накормлю,
Спите-тко, ребята,
Не чукхайте.
Наклоняясь, кроха учится осознавать и выбирать устойчивое, сильное положение, сохранять его, учиться крепко держаться, в то же время не бояться вынужденных неустойчивых положений, выходить из них и доверять партнеру - товарищу.
№ 15. "Скок, скок..." (качание на ноге).
Сядьте, положив ногу на ногу, на свободную ногу, т.е. которая оказалась сверху, на носок посадите ребенка, возьмите его за руки, покачивайте ногой вверх-вниз, сначала осторожно, а со временем малыш будет сам просить подбрасывать его повыше. Это делается с приговоркой:
Скок, скок, скок, скок,
Молодой ездок,
По водичку пошел,
Молодичку нашел,
Молодичка, невеличка,
Сама с вершок,
Голова с горшок.
А под конец говорят:
Жарко, не парко,
приехал Захарка
в сивой шапке,
на белой лошадке,
тпру-у!
Это упражнение готовит мальчика к езде на коне: расправляет тазобедренные суставы для сидения в седле, тренирует руки, чтобы управлять конем, приучает к динамике езды, скачки, а также готовит навык "покачи" - боевой увертки.
№ 16. "Всадник".
С тех пор, как ребенок умеет сидеть, отец возит его на шее, мальчик как бы становиться всадником, видит мир с другой высоты, управляет "конем". Отец должен помочь сформироваться этим навыкам: он нагибается, старается сбросить "наездника", сначала крепко держа его за ноги и руки, потом только за ноги, потом не держа за ноги, но страхуя.
№ 17. "Поехали, поехали..." (подбрасывание на коленях)
Посадите ребенка к себе на колени, спиной к вам, придерживая его, ритмично подбрасывайте его и припевайте в такт, имитируя разные виды езды:
Поехали с орехами
на бочке, на бочке
По гладенькой дорожке
По кочкам, по кочкам
Рысью, шагом
Бух в яму! (резко разведите колени и придерживая маленького, сделайте так, чтобы он внезапно провалился между колен.)
Это учит реагировать на внезапную опасность, приучает к возможным падениям, чтобы сделать их менее травматичными. Будущий боец учиться группироваться при пропущенном броске, "обкручиваться", чувствует тело в полете.
№ 18. "Чук - чук..."
Ближе к году мальчика нужно ставить ножками к себе на носок (вы сидите нога на ногу) и держа его за руки, качать:
Ой, чук, чук, чук,
Наловил дед щук,
А баба меночков -
Годовать сыночков!
А баба спрашивает: "Что же ты, дед, не наловил плотичек - годовать дочек?" Дед ей отвечает: "Да ты, баба, рыбку пекла, сковородка утекла!" - "Ох,ох!" - хватилась бабка.
Этот обычай и припевка говорят о более пристальном внимании и отношении к воспитанию (физическому и не только) именно мальчиков. Для мальчиков год - это следующий этап в воспитании. В год были первые пострижины, то есть мальчику делали мужскую прическу, оставляя чуб, в год дарили поясок, рубашку. Около года ребенок осваивает навык стоять на ногах самостоятельно. Ему помогают и подбадривают, придерживая: "Дыбок, дыбок, завтра годок!" Как нам объясняли бабушки, "дыбок" как раз и означает "самостоятельно стоять". "Дыбушонок" - ребенок, начинающий ходить. Ему приговаривают:
Ножки - ножки
Бегите по дорожке!
а через это малыш получает конкретное простое указание, причем согласованное с детской психикой, так как младенцы ощущают свои ручки, ножки, пальцы как нечто самостоятельное. Важно следить, чтобы после указания, ребенок действительно пытался ходить, то есть смог это сделать, поэтому нельзя торопить события, принуждая ваше чадо ходить раньше времени, так как только в случае, если ребенок может выполнить требование, просьбу, он привыкает слушаться родителей, своих родных, он радуется, что его действия доставляют удовольствие взрослым, которых он любит, так закладывается важнейшее в воспитании качество - послушание. А при правильном воспитании за послушание Бог дарует ему и мудрость.
С момента, когда маленький учиться сам стоять на ножках, упражнения "скок, скок..." он может уже делать стоя. То же касается и других упражнений и игр с малышом: и "идет коза рогатая...", и "кую, кую ножку..." уже делают ребенку в любом положении. Как правило этим уже занимается отец, который принимает все большее участие в воспитании ребенка, особенно мальчика после года. Год - это важный этап развития, к этому времени дети уже умеют стоять, учатся ходить. Это начало их самостоятельности. Ребенок сам стоит как человек, как остальные люди.
Чтобы помочь малышу научиться ходить, держа под мышки (позже за ручки) водите его вдоль лавки (дивана, стены), приговаривая:
Три-та, та, три-та, та!
Вышла кошка за кота.
У кошки лепешки,
У кота пирожки.
Ходит кот по лавочке,
Ведет киску за лапочку.
Ходит кот по лавочке
Продает булавочки:
Тому-сему продает
А Сашеньке так дает.
Ребенок учиться переступать, развивает мышцы и мышечную память, смотрит, как ходят другие, пытается координировать движения, осваивает протяженность пространства.
№ 20. "Нагоню, нагоню..."
Когда малыш начнет бегать, делают вид, что догоняют его:
Я точу, молочу
На чужом гумне.
Ко мне курочка пришла,
Куропаточка пришла.
Я девушку нагоню,
Я красную нагоню,
За себя ее возьму.
Или: "Догоню, догоню!". Для ребенка это первое соперничество, соревнование, к тому же он учиться спасаться.
№ 21. "Выше мамы! Выше папы!" (подбрасывание)
Как правило подбрасывает отец, и, конечно, нужно предотвратить падение ребенка, крепко ловить малыша, при этом говорят:
Ух, выше мамы!
Ух, выше папы!
Это тоже помогает освоить пространство, пережить новые ощущения, представить себе и побывать в состоянии полета.
№ 22. "Что в горбу?"
Похлопывают ребенка между лопаток:
- Что в горбу?
- Денежка.
- Кто наклал?
- Дедушка.
- Чем он наклал?
- Ковшичком.
- Каким?
- Позолоченным.
Такое похлопывание полезно для позвоночника, расправляет лопатки, предупреждает застойные явления в легких, бронхах. А в том, что дед передал "богатство" воспитывается уважение к родовому обычаю и предкам.
УПРАЖНЕНИЯ НА КООРДИНАЦИЮ И СКООРДИНИРОВАННОСТЬ.
№ 23. "Ладушки"
Очень полезные и любимые детские забавы. "Ладушки" развивают слуховую и зрительную ориентацию, чувство ритма, координирует движения ребенка с движениями других, учат сыгранности, точность. Мальчика подготавливает к постановке удара - учит определять расстояние до предмета, рассчитывать силу, чтобы достать, развивает поочередность движений правой и левой руки, их взаимосвязь.
Взяв ручки ребенка, хлопают ими в ладоши в такт.
- Ладушки, ладушки!
- Где были? - У бабушки.
- Что ели? - Кашку.
- Что пили? - Бражку
Кашка сладенька, бражка пьяненька.
Бабушка добренька.
Попили, поели,
Шу- у- у- полетели,
На головушку сели.
При последних словах ручки разводят и кладут на голову ребенка.
№ 24. "Катать колобки"
Вращательные движения обеими кистями, имитируя приготовление шариков из теста. Это упражнение полезно для суставов, а также развивает скоординированность и взаимодополняемость движений кистей, рук, готовит к навыку мягкого съема атакующей руки и к освоению базового движения "Бузовка".
ИГРЫ НА ЗНАКОМСТВО С ЧАСТЯМИ СВОЕГО ТЕЛА.
№ 25. "Сорока-ворона".
Берут у ребенка ручку и водят своим указательным пальцем по середине детской ладошки, приговаривая:
Сорока - ворона
Кашку варила,
На порог скакала
Гостей созывала,
Гости не бывали,
Кашки не едали -
Все своим деткам отдала.
Теперь, перебирая пальчики малыша, начиная с большого, говорят: "Этому дала, этому дала", - и т.д. до мизинца. Мизинец захватывают двумя пальцами и трясут его:
Этому не дала:
Зачем дров не носил?
Воды не носил?
Знай вперед:
Здесь водица -
холодненькая (Между кистью и рукой),
Здесь - тепленькая (в сгибе локтя),
А здесь - горяченькая (под мышкой),
Здесь - кипяток, кипяток! (пощекотать).
О РОЛИ ОТЦА В ВОСПИТАНИИ.
С 6 недель дети без труда различают где мать, где отец. Малыши успокаиваются в присутствии матери и несколько возбуждаются в присутствии отца. Отцы в большей степени способствуют и развивают индивидуальность ребенка: они чаще используют в качестве игрушки собственное тело ("Всадник", "Лошадка"), позволяют ребенку большую самостоятельность в передвижении, в исследовании неизвестного. Ребенку необходимы обе манеры поведения: мать оберегает, подбадривает его, вселяет чувство надежности, заботы, покоя; отец - поощряет освоение нового, любознательность, и в силу этого должен показать своему ребенку, что делать опасно, нельзя. Отец в семье - глава, господин для своих близких. Он имеет силу и власть благословить детей именем Божьим. Но он же должен приготовить сына к жизни. Поэтому отец должен быть строг и имеет право наказывать, но наказывать любя. Такое наказание рождает в ребенке чувство вины и желание исправиться, ведь он чувствует, что отец его всегда любит и страдает, переживает за него.
Список используемой литературы:
1. Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. Вып.1. Младенчество. Детство. М.,1991.
2. Науменко Г.М. Этнография детства. М., 1998.
3. 365 дней и ночей из жизни младенца. М., 1993.
4. Ничипоров Б.В. Введение в христианскую психологию. М.,1994.
5. Материалы экспедиций ТвГУ и Тверского областного Историко-этнографического клуба "Белый волк"
Бачурина Т.Е.