ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№9 2003 г.         

Перейти в раздел [Документы]

VI-я научно практическая конференция студентов и молодых ученых "Церковь и современное общество"

10 ноября 2003 года в г. Екатеринбурге в Храме-на-Крови (построенном на месте Ипатьевского дома, где была расстреляна царская семья) состоялась VI-я научно-практическая конференция студентов и молодых ученых «Церковь и современное общество».

Конференция была подготовлена в основном силами преподавателей и студентов Центра дистанционного обучения Православного Свято-Тихоновского Богословского института (ЦДО ПСТБИ) г. Екатеринбурга. Пленарное заседание открыл о. Петр Мангелев, проректор по учебной работе Екатеринбургской Духовной семинарии. Он отметил, что эта конференция приходится на юбилейный год для духовных учебных заведений г. Екатеринбурга. Исполняется 10 лет ЦДО ПСТБИ, а также 10 лет с тех пор, как было образовано Екатеринбургское Духовное училище, ныне ставшее Духовной семинарией.

Затем началась работа по трем секциям: о современных проблемах Православного богословия, о Церкви в XX веке, и секция, посвященная истории, культуре, педагогике. Я работал в первой секции - богословской.

Свою работу секция начала с доклада преподавателя Екатеринбургской Духовной семинарии Н.С.Каримовой «Символический реализм как язык иконы на примере иконы Рождества Христова». В докладе поднималась проблема соотношения и качественного различия иконописи и религиозной живописи. Автор подчеркнула, что только символический реализм, выраженный в постановлениях Вселенских Соборов и трудах Святых отцов, может быть богословской платформой для специалистов по иконописанию. Икона должна выражать реальность пришествия Христа Спасителя, но чтобы через изображение была видна слава Богочеловека. В качестве примера рассматривался образ Рождества Христова.

Затем выступил преподаватель Уральского государственного университета и ЦДО ПСТБИ г. Екатеринбурга И.А.Летова с докладом «Вступление к Евангелию от Матфея: концепция собственного имени». Он был посвящен современным переводам Нового Завета на русский язык. Затрагивалась проблема адекватной передачи собственных имен. Также в докладе указывалось на ослабление научных критериев у современных переводчиков (слабое знание ими языка оригинала, масоретская огласовка взамен принятой в греческом оригинале, в церковнославянском и Синодальном переводах Нового Завета, стремление примитивизировать и недопустимо упростить высокие духовные и богословские истины, данные в Новом Завете), в частности, это обнаруживается в переводе В.Н. Кузнецовой Апостольских Посланий. Большую роль здесь играет и собственная конфессиональная принадлежность и богословская позиция переводчика (например, переводы С. Лезова). Иногда цели перевода не соответствуют высокой задаче способствовать правильному уяснению Слова Божия и тем - спасению души. В качестве примера был приведен перевод священника Леонида Лутковского, сделанный по принципу «лишь бы не как в Синодальном переводе».

Третий доклад «Об одном термине в трактате Тертуллиана «О воскрешении плоти» был прочитан преподавателем Екатеринбургской Духовной семинарии С.О.Горяевым. Докладчик показал, что юридическая латынь оказала большое влияние на Тертуллиана, который в свою очередь явился создателем западной богословской терминологии. Далее он остановился на рассмотрении двух юридических терминов: merces opera – награда, воздаяние, плата за труд (в римском праве использовалось значение merces opera = плата рабу) и conorarium – оплата заслуг. Тертуллиан в своем сочинении «О воскрешении плоти» использует термин merces, а не conorarium, что нельзя объяснить одной парадоксальностью его сочинений, напротив, Тертуллиан указывает на мысль о том, что человек - раб Божий.

Далее был заслушан доклад иеромонаха Варлаама (Горохова), преподавателя Тобольской Духовной семинарии «Основные аспекты религиоведческой проблематики Мирча Элиаде в ракурсе их христианского осмысления», фрагменты которого уже публиковала «Сибирская Православная газета».

Далее были заслушаны доклады Максима Капралова, студента 4-го курса Екатеринбургской Духовной семинарии «Благолепие церковнославянского языка», Александра Палкина, учащегося одной из школ г. Екатеринбурга «Критика эволюционной теории Ч. Дарвина». Последним был заслушан доклад преподавателя Уральского государственного университета и ЦДО ПСТБИ г. Екатеринбурга Д.Б.Осипова «Понятие «трезвения» в православной аскетике», посвященный духовному деланию христианина - молитве.

Затем состоялось подведение итогов конференции. Был отмечен высокий уровень докладов и эрудиция выступающих докладчиков. Отмечена большая роль ЦДО ПСТБИ г. Екатеринбурга и его руководителя Веры Олеговны Шитиковой в организации научно-практической конференции. Благодаря преподавателям и студентам ЦДО ПСТБИ конференция стала уже ежегодной. Особенно много докладов касалось проблем соотношения богословия и филологии (переводы, интерпретация, морфология, этимология отдельных слов и богословских терминов), поэтому стоит рассмотреть вопрос о выделении в будущем докладов, посвященных этой проблематике в отдельную секцию. Было решено следующую научно-практическую конференцию провести в ноябре 2004 года. После этого выступавшим докладчикам были вручены книги на память.

Иеромонах Варлаам (Горохов), преподаватель Тобольской Духовной семинарии

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.