Из беседы на форуме диакона Андрея Кураева - www.kuraev.ru/forum
Важовски Анджей: Здравствуйте. Я врач, живу и работаю в Польше.
Мой вопрос таков: могу ли я использовать в практике техники китайской медицины (акупунктура, акупрессура и т.д.) и как к этому относится Православная Церковь?
Мария Батова: Я знаю воцерковленных врачей, которые применяют эти методы (у нас в приходе есть врач-акупунктурщик, он мне иногда помогает). И знаю крепких воцерковленных людей, которые пользуются услугами китайских докторов. Насколько я знаю, запрета нет. Это же не шарлатанство. Ну, некоторые, наверное, считают, что это недопустимо, так и против гомеопатии есть мнения, и против антидепрессантов, и против гипноза.
И против лечения как такового - тоже. Я думаю, что нас это не должно смущать.
Ольга Дубравина: Могу сказать, что главный специалист нашей области по иглорефлексотерапии - православный воцерковленный человек, мне повезло у нее лечиться. Она говорила, что на такое лечение ее благословляли даже старцы в монастырях. Вот гипноз применять не благословляется.
Сергей Яковлев: Примерно раз в полтора года из-за болезней в спине мне приходится прибегать к лечению иглоукалыванием. При начале обострения я, сколько могу, терплю, надеясь, что само пройдет, и понимая, как православный христианин, что болезнь у меня за грехи и пострадать и потерпеть за грехи полезно. Но всякому терпению есть предел, к тому же я и работать должен. Обращаюсь к нашей европейской медицине, к народным средствам. Часто даже нет облегчения. В итоге иду к природной китаянке, которая, имея за плечами медицинский университет, лечит иглами. Умение это у нее от мамы, а у той от своей мамы и т.д. После 3-4 сеансов иглоукалывания чувствую себя хорошо. Спустя некоторое время организм полностью восстанавливается.
Допустимо ли лечение иглоукалыванием с точки зрения православного священника и медика? Вообще-то я с подозрением отношусь ко всему восточному. Кто знает, может, вместе с иголками в меня подсаживается и нечистая сила. После лечения у меня появляется сонливость и раздражительность. Сонливость проходит достаточно быстро, а раздражительность сохраняется достаточно долго. Впрочем, сонливости я не избегаю и при обычном лечении. А вот раздражительность появляется только после иголок.
Иерей Валерий Бахтин: Спаси Господи, Сергий! Недавно, говоря о гомеопатии, я некорректно обошелся с другим видом лечения - иглоукалыванием, сказав, что оно реже употребляется людьми. Конечно, и здесь есть последователи.
Если есть тревога и “подозрения”, давай, помолясь, разберем все по порядку. Болезнь, конечно, от Бога, и не всегда за грехи... - вспомни слепца, на котором явились дела Божии (Ин. 9: 3). И в недугах плоти - Промысл Божий - спасение наше. Если ты это осознаешь, то увидишь и Путь ко спасению - Христа. Помни, где нет Христа, там тьма, пропасть, болото... там заблудишься и обманешься. Будешь идти к призрачным целям - и в конце обнаружишь себя рядом с богачом из Евангельской притчи (Лк. 16: 19-31) и увидишь Лазаря на лоне Авраамовом....
“Все мне позволительно, но не все полезно” (1 Кор. 10: 23), предупреждает апостол Павел. Если не вижу воли Божией в болезни моей, то ищу короткого пути к исцелению. Может, иголки эти - прообраз когтей диавольских, которыми утащит он жертв своих в муки вечные. Получаешь временное здоровье? “Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?” (Мф. 16:26).
Ученые говорят, что рациональная основа иглоукалывания так же загадочна для западного мышления, как и само происхождение этого искусства. Начнем с происхождения. Родиной иглоукалывания и прижигания (чжень-цзю терапия) является Китай. Определяется зарождение его в V-II вв. до Рождества Христова.
Интересно о китайцах пишет духовный писатель Сергий Нилус: “...всё во вкусе у них сатанинское, повсюду зубчатое, двухрогое; всюду когти и хвосты дьявола...” Теоретическим фундаментом традиционной китайской медицины является философия даосизма. Дао (с китайского буквально - путь) - одна из основных категорий китайской философии. Человек, следуя дао, отказывается от целеполагающей активности, достигает единства с природой и совершенства. Дао - закономерность чередования сил инь-ян.
У нас же, христиан, цель есть - Царствие Небесное, и достичь его может каждый, активно борясь с грехом, смиряясь перед Промыслом Божиим, будучи частью Тела Христова - Церкви. И Силу мы исповедуем одну - Христа, который ныне и присно и во веки веков неизменяемый Путь и Истина и Жизнь!
Суть воздействия иглотерапии китайцы традиционно объясняют следующим образом. Они считают, что большинство недугов в человеческом теле возникает из-за дисгармонии сущностей “инь” (духа) и “ян” (крови), частично эквивалентных женскому и мужскому началу. Предполагается, что они протекают по каналам, составляющим 12 основных “меридианов”, которые проецируются в 361 точке на поверхности тела. По мнению китайцев, дисгармонию “инь” и “ян” на одном конце канала можно восстановить путем ослабления или высвобождения энергии (с помощью иглы) на другом конце. По признанию современных китайских врачей, проблема заключается в том, что причина дисгармонии кроется в неподвластных разуму силах, которые пока не поддаются изучению современными научными средствами.
А мы, не мудрые века сего, знаем причину дисгармонии (болезни). Это грех! Сила греха - смерть, но ее победил Господь Своими страданиями, смертью и Воскресением. Подражай Христу, следуй за Ним и победишь!
Диакон Андрей Кураев: Эта тема уже дважды поднималась на Форуме.
Общецерковного ясного суждения по этому вопросу нет. Как аналогию можно вспомнить то, что св. Феофан Затворник и св. Иоанн Кронштадтский лечились не менее загадочной “гомеопатией”. Ясно, что и в акупунктуре надо различать окружающую ее оккультную антропологию и чисто медицинскую технику. Мне представляется, что эту ситуацию можно проиллюстрировать притчей...
Представьте, что некое варварское племя захватывает современный поселок. Однажды варвары, потихоньку его обживающие, замечают, что есть странная причинно-следственная связь между нажатием на вот эту кнопочку и появлением света вот в той лампочке. Сами варвары ничего не знают об электричестве. Но чисто практическим путем, “методом тыка” они нащупали реальную взаимосвязь, но истолковали они ее, конечно, по-своему. Создали культ и приносили жертвоприношения перед таинственной лампочкой. Поколения жрецов передают из уст в уста сокровенное знание о том, что нажимать надо именно вот ту кнопку, призывая при этом вот такого духа... Вот и создатели иглотерапии нащупали реальные связи в нашем организме, но дали варварско-мифологическое объяснение этим связям.
А то, что такие связи могут быть, мне представляется, может быть объяснено из того, что все наше тело развивается из одной-единственной клеточки. Пусть медики скажут - когда начинается дифференциация эмбриона, так что появляются клетки, из которых потом развивается именно этот орган? На раннем же этапе нет взаимно-однозначного отношения между зародышевыми клетками и будущими органами. И из одной и той же клетки выйдет, скажем, моя печень и мой левый мизинец. Может, поэтому между ними сохраняется какая-то “симпатическая связь”?
Олег Троицкий: Уважаемый отец Андрей! Но все же совершенно необходимо, чтобы кто-то из племени взял на себя труд ознакомиться с началами физики и отделил шаманские наслоения от использования электроэнергии. Если племя желает проводить жизнь по-христиански.
И в использовании иглорефлексотерапии, по-моему, необходима кропотливая работа врача-специалиста, который мог бы очистить этот метод воздействия на организм человека от элементов чуждой религии (все-таки индуизм оказывал несравненно более значимое влияние на развитие акупунктуры, нежели оккультизм - на “классическую медицину”). После разработки такого “очищенного” иглоукалывания вопрос о допустимости может быть разрешен однозначно.
Очевидно, и сейчас, если иглорефлексотерапию практикует православный специалист, нет никакого препятствия православному пациенту получать его помощь.
При невыполнении этих условий, по-моему, риск достаточно велик, чтобы от использования иглорефлексотерапии можно было отказаться.
Диакон Андрей Кураев: Да, я тоже склоняюсь к такому решению.
Расстригин Николай Александрович: Уважаемый о. Андрей, я почти согласен с Олегом Троицким, но с той поправкой, что необязательно православный специалист полностью откажется от оккультного сопровождения. Православные специалисты все разные, и часть из них могут просто не заметить, что те или иные элементы его действий могут нести оккультную смысловую нагрузку. А иные ее будут сознательно сохранять. Или трансформировать в соответствии с их взглядами. С другой стороны, атеисты также могут сознательно полностью отказаться от религиозного сопровождения иглоукалывания, и в этом случае подобное лечение будет отнюдь не вреднее, чем у православного. А если глянуть на вопрос шире, с другой стороны: а что, действительно это так помогает? Лет двадцать назад был проведен эксперимент: в одной группе больных иголки вводились точно в те точки, называемые биологически активными и ответственными за конкретные органы и системы, во второй группе иглы вводились в произвольные участки тела на ту же глубину и в том же количестве. Результаты лечения в обоих группах были полностью идентичными. К сожалению, ссылку дать не могу. Возникает законный вопрос: надо ли укалываться-то?
Леонид Волков: Подчеркиваю, что современная ‘’неальтернативная’’ наука пока что не может ничего сказать больше, чем "результаты исследований подсказывают, что акупунктура не более эффективна, чем плацебо".
Плацебо (от лат. рlасеbо - понравлюсь) - препарат, которой не имеет физического действия на тот или иной симптом, но по внешнему виду (запаху, вкусу) иммитирует лекарство. Применяется для контроля при клиническом исследовании действия новых препаратов, когда одной группе больных дают плацебо, а другой истинное лекарство. (‘’Психологический словарь’’ http://psi.webzone.ru/index.htm)
Oт себя добавлю лишь, что плацебо хоть и не имеет ФИЗИЧЕСКОГО действия по определению, но иногда оказывает сильнейшее психологическое действие на пациента и дает ыобъективное улучшение клинической картины.
Естественно, это ни в коем случае не отменяет необходимости научного исследования акупунктуры как перспективного метода.
А в дополнение к притче могу привести пример. Однажды попался на глаза перевод одного средневекового колдовского рецепта. Там было около ста компонентов типа молотого носорожьего рога, змеиной чешуи и прочего ... однако был и компонент под названием ‘’сок опихи’’ (молочко мака, содержащее опий). Так что в иглоукалывании нам еще копаться и копаться, пока не поймем, что там к чему.
Михаил: Что это - отпрыски ненавистного оккультизма или нейтральное знание? В свое время мне довелось попросить благословение на изучение акупунктуры у настоятеля нашего храма. Благословение я получил, правда, изучение акупунктуры быстро закончилось. Особенно усилились сомнения в чистоте этих отраслей знания после знакомства с людьми, работающими по методу Фоля (европейский отпрыск китайской медицины, соединивший ее представление о меридианах и активных точках с исследованием их электрических параметров). Сильно смутило, во-первых, использование “фолистами” оккультного слэнга (“информационные поля”, “биоэнергетика”), а также их отдельные опыты. Так, неоднократно описывался следующий эксперимент: с помощью прибора Фоля проводят стандартный медикаментозный тест и выясняют, что, например, данному больному поможет препарат арники. Для этого в чашечку или электрод прибора помещают различные испытуемые лекарства. После этого все повторяют снова, но используют не вещества, а... их названия, написанные на бумажке, которую помещают в ту же чашечку! Когда в ней находится бумажка с названием “арника”, прибор показывает такую же реакцию пациента, как если бы там находилась субстанция арники...
Что же это - бесовское наваждение или мне со страху мерещится? Помогите разобраться...
Александр Данилов: Для полноты картины добавлю цитату из книги иеромонаха Анатолия Берестова и Владимира Решетова “Колдуны в законе” М, 1999г. с. 74:
“Жаль только, что автор забыл рассказать про довольно-таки часто практикуемую этими специалистами дистанционную диагностику, когда врач фолист, измеряя сопротивление своих собственных “биологически активных точек”, ставит диагноз и подбирает лекарство находящемуся за тысячи верст от него пациенту. Эти факты хорошо известны эниологам, и в других аудиториях они эту практику приводят в качестве подтверждения возможности “дистантно-адресного” воздействия больного на врача. Такое “дозирование” информации вообще-то характерно для тайных обществ и эзотерических школ”.
|