«Всем нам придется перед историей и перед Богом ответить, насколько каждый из нас воспользовался нынешним благоприятным временем для Церкви, для ее возрождения», — не однажды говорил Патриарх Алексий II в своих речах. Пятнадцатилетие интронизации Святейшего Патриарха стало поводом для того, чтобы увидеть, какой путь прошла Русская Православная Церковь за эти годы.
Патриарху Алексию II довелось возглавлять Русскую Православную Церковь в судьбоносное время. Он стал ее Пpедстоятелем на исходе драматического ХХ века, продолжая свое служение в непростой период начала нового тысячелетия христианской веры.
Последние пятнадцать лет в жизни нашей страны ознаменовались широчайшим возрождением Русской Православной Церкви. За эти годы вера стала важной составляющей жизни десятков миллионов россиян, по всей Руси вновь открылись тысячи церквей и сотни монастырей. Гораздо больше людей, особенно молодых и принадлежащих к среднему возрасту, стали приходить в храмы.
Однако назвать легкими последние пятнадцать лет нельзя. То, что приходилось делать Патриарху Алексию II, было ни чем иным, как отвоевыванием каждой пяди духовного наследия, которое десятилетиями уничтожал идеологический враг. Сегодня мы хотим вспомнить о том, как начиналось обновление церковной жизни, и рассказать о важнейших событиях этих лет.
На Патриарший Престол митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий был избран решением Поместного Собора Русской Православной Церкви 7 июня 1990 года. Практически весь период его Патриаршества был отмечен многочисленными знаковыми событиями в жизни Церкви. Но первые годы, а точнее даже месяцы нахождения Алексия II на Патриаршем Престоле сконцентрировали в себе поистине революционные перемены после десятилетий атеизма в нашей стране.
23 сентября 1990 года в Москве состоялся первый Крестный ход в новейшей истории столицы, который во главе со Святейшим Патриархом Алексием прошел по московским улицам от стен Кремля к храму Большого Вознесения. Этот храм у Никитских ворот помнит немало событий русской истории. В 1917-м в храме отпевали убитых при защите Кремля юнкеров. Под этими сводами отслужил последнюю в своей жизни литургию св. Патриарх Тихон, ставший первым новомучеником ХХ века, причисленным Церковью к лику святых. В 1930-е годы храм был закрыт, иконостас разграблен, росписи осквернены. Крестный ход 1990 года во главе с только что избранным Патриархом, по сути, ознаменовал начало духовного возрождения России.
14 октября 1990 года, в праздник Покрова Божией Матери, состоялось первое богослужение в Покровском соборе (храм Василия Блаженного) на Красной площади, возглавил которое Патриарх Алексий. 4 ноября 1990 года он совершил освящение закладного камня восстанавливаемого Казанского собора — построенного в 1633 году в честь освобождения России от польских интервентов, в 1936 году варварски разрушенного. Через три года восстановленный благодаря поддержке московских властей собор был освящен.
1 октября 1990 года был принят закон «О свободе совести и религиозных организациях», утвердивший за отдельными приходами, церковными учреждениями, в том числе и Патриархией, права юридического лица. Новый закон был более благоприятным для Церкви, чем действовавшее до тех пор постановление ВЦИК 1929 года, но действовал он недолго, всего 15 месяцев — ровно столько, сколько оставалось существовать СССР. Спустя месяц после издания союзного закона был принят российский закон «О свободе вероисповеданий», который действует и поныне.
Начало 90-х годов отмечено активным возвращением Русской Церкви ее святынь, храмов и монастырей. Причем возвращались не только рядовые приходские церкви и разрушенные монастыри, но и древние храмы, которые составляют величайшее достояние Православной Церкви. 16 августа 1991 года в Новгороде Святейшим Патриархом Алексием вновь было совершено освящение закрытого в 1929 году Софийского собора. Церкви были переданы знаменитые обители русского Севера — Валаамский и Соловецкий монастыри; Донской, Новоспасский и другие монастыри Москвы.
Одним из самых ярких чудес русской церковной истории XX века стало второе обретение мощей Серафима Саровского, произошедшее в 1991 году. Великая православная святыня была обнаружена в запасниках Музея истории религии и атеизма, который располагался в здании Казанского собора в Ленинграде. «Уже при первой встрече с директором Музея истории религии, — вспоминал впоследствии Патриарх Алексий, — мы договорились о том, что мощи как православные святыни должны быть возвращены Церкви».
Мощи преподобного Серафима были перенесены в Москву и установлены в Богоявленском кафедральном соборе для поклонения. Из этого собора, куда в течение нескольких месяцев безостановочно шли и шли православные верующие, началось продолжительное странствие св. мощей по городам и весям — по пути из Москвы в Дивеево. Этот своеобразный всероссийский «крестный ход на колесах» (мощи перевозили в микроавтобусе, за которым следовал автомобиль Патриарха) по пути останавливался в городах и монастырях, где Патриарх служил литургии и совершались бесчисленные акафисты преподобному Серафиму. 1 августа 1991 года, в день памяти прп. Серафима Саровского, его святые мощи были возвращены в Дивеевский монастырь. У врат Дивеевской обители Святейший Патриарх сказал знаменательные слова: «Перевернута последняя страница дивеевской летописи, пришло время исполнения пророчеств: мощи преподобного Серафима отныне упокоятся по его слову в соборе во имя Рождества Пречистой Матери Божией Дивеевского монастыря».
|
Годом позже в жизни Русской Церкви совершилось еще одно благодатное знаменательное событие. В Донском монастыре был обнаружен гроб с нетленными мощами святого Патриарха Тихона, перенесенными впоследствии в Большой собор обители.
В 1992 году на Пасху в Кремле впервые после 75 лет молчания звонили в колокола Ивана Великого. В Успенском соборе, ставшем вновь Патриаршим, Первосвятитель совершил Божественную литургию во второй день Пасхи Господней. Улицы и площади столицы и других российских городов были украшены плакатами с пасхальными поздравлениями. Воскресение Христово 1992 года Святейший Патриарх назвал «первой Пасхой в свободной от тоталитарного режима России».
15 ноября 1992 года состоялось подписание соглашения между Московской Патриархией и Министерством культуры Российской Федерации о совместном использовании храмов Московского Кремля и собора Василия Блаженного. Этим соглашением предусматривалось совершение богослужений в этих храмах, Крестных ходов в Кремле и на Красной площади. Авторитет Русской Православной Церкви неуклонно рос, к голосу Патриарха Алексия с уважением прислушивались влиятельные государственные, политические и общественные деятели, а главное — народ России.
В том же году на Архиерейском Соборе было положено начало церковному прославлению новомучеников и исповедников, пострадавших в годы революционной смуты и послереволюционного террора. 25 января стал днем празднования собора новомучеников и исповедников Российских. Принято решение об образовании епархиальных комиссий по канонизации святых, во многих епархиях были прославлены для местного почитания новомученики и другие подвижники благочестия.
Важнейшим событием 1992 года стало создание Православного Свято-Тихоновского богословского института (ныне — Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет), который был организован группой московских священников по благословению Патриарха Алексия на базе Богословско-катехизаторских курсов. Университет стал первым в России высшим учебным заведением, обеспечивающим богословское образование для мирян.
90-е годы были отмечены в нашей стране многочисленными социальными, экономическими и политическими потрясениями. Церковь, находясь в гуще народной жизни, не могла быть сторонним наблюдателем. В этих непростых условиях Святейший Патриарх не раз зарекомендовал себя как дальновидный политик.
В конце сентября и начале октября 1993 года российское государство пережило один из самых трагических политических кризисов в своей новейшей истории: противостояние исполнительной и законодательной властей, в результате которого прекратил существование Верховный Совет, была принята новая Конституция, проведены выборы в V Государственную Думу и Совет Федерации. Узнав о событиях в Москве, Патриарх Алексий, находившийся тогда на праздновании 200-летия Православия в Америке, срочно прервал визит и вернулся на Родину. В Даниловом монастыре при посредничестве священноначалия Русской Православной Церкви состоялись переговоры представителей противоборствующих сторон. Верующий народ молился перед отпущенной на время из Третьяковской галереи величайшей святыней Руси — Владимирской иконой Божией Матери. Именно тогда, в дни политического противостояния, прозвучало знаменитое предостережение главы Русской Церкви: «Хотя бы один урок должны мы вынести из коммунизма: насилием нельзя сделать мир и людей лучше. В нашем доме холодно. Но его нельзя протопить динамитом. Надо делать все, чтобы преодолеть рознь мира сего».
За последние 15 лет в России возродились и открылись заново тысячи храмов и сотни монастырей. Но о восстановлении Храма Христа Спасителя нужно сказать особо. Дерзновенная мечта о восстановлении этого храма согревала сердца верующих москвичей в течение многих десятилетий, превратившись после крушения коммунистического режима в надежду. Священный Синод Русской Православной Церкви благословил возрождение храма и в 1990 году — в год избрания Алексия II Патриархом Московским и всея Руси — обратился в правительство России с просьбой разрешить восстановить его на прежнем месте. Закладка храма состоялась в 1995 году, а годом позже здесь отслужили первую пасхальную вечерню. Восстановление Храма Христа Спасителя стало поистине всенародным делом, вокруг которого объединились все, кому, независимо от их политических убеждений, дорога Православная Церковь и Россия.
С сентября 2003 года в российских школах стал вводиться предмет «Основы православной культуры». «Его изучение дает возможность открыть для ребенка родную культуру не в урезанном и искаженном виде, как она часто преподносилась, а во всем ее многообразии и великолепии, во всей ее духовной глубине и красоте, помочь ему полюбить эту культуру, которая по природе своей религиозна. И если мы сможем научить ребенка понимать православную культуру и сопереживать ей, то и до самой веры останется один шаг», — считает Святейший Патриарх.
Армия — часть российского общества, и все, что происходило в нем в последние годы, наблюдается и в военной среде. Разумеется, Церковь не могла остаться равнодушной к духовным запросам человека в погонах. В конце 90-х годов был создан синодальный Отдел по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями, а во многих епархиях организованы отделы по взаимодействию с армией и флотом. Во многих воинских соединениях уже появились «свои» священники. Они беседуют с солдатами и офицерами, проводят богослужения, освящают знамена и военную технику, участвуют в торжественном принятии воинской присяги, напутствуют воинов, отправляющихся в «горячие точки», утешают раненых и больных, молятся о погибших. Большой опыт накоплен в деле духовного окормления Софринской бригады особого назначения, Псковского гарнизона и других воинских частей. Традиционными стали молебны для воспитанников Нахимовского и Суворовского училищ в Санкт-Петербурге, офицеров Военно-Воздушной академии в Москве. Реставрируются храмы, находящиеся в расположении или вблизи воинских частей, строятся новые. Активная работа осуществляется в области духовно-нравственного воспитания военнослужащих, социальной защиты воинов и их семей.
Главным событием церковной жизни в 2003 году стало празднование 100-летия прославления в лике святых преподобного Серафима Саровского. Особенность празднования заключалась в том, что оно имело не только церковный, но и государственный характер.
Среди событий 2004 года широкий общественный резонанс вызвали успешные переговоры с делегацией Зарубежной Церкви во главе с Митрополитом Лавром. Это был первый официальный визит первоиерарха РПЦЗ в Россию за 80-летнию историю раскола. Приглашение от главы Русской Православной Церкви Патриарха Алексия в октябре 2003 года Митрополиту Лавру передал Президент РФ Владимир Путин. После этого Церкви обменялись делегациями, и, таким образом, процесс примирения между ними сдвинулся с мертвой точки. В ходе визита зарубежники встретились с Патриархом Алексием и членами Синода, посетили достопримечательные церковные места в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Курске, Дивеево. Комментируя итоги визита, Митрополит Лавр сказал, что встреча с руководством Московской Патриархии «стала началом предсоборного процесса, который приведет к разрешению вопросов и проблем, создавших преграды между разными частями Русской Церкви вследствие трагедии 1917 года, и восстановлению молитвенно-евхаристического общения через взаимное покаяние в ошибках и заблуждениях, допущенных в тяжелые для Церкви годы».
События, о которых мы вспомнили, это, конечно, только часть церковной истории последних пятнадцати лет — то, что было на виду. «За кадром» остались многочисленные встречи Святейшего Патриарха с людьми, пастырские поездки по стране, переговоры с различными политическими и общественными деятелями. Все эти годы Патриарх Алексий живет очень напряженной жизнью. Журналистам, постоянно освещающим деятельность Патриарха, хорошо известно, как насыщен его рабочий график, какое количество часов ежедневно приходится проводить Его Святейшеству «на ногах», встречаясь с разными людьми, совершая долгие службы, принимая участие в публичных мероприятиях — и делая все это с неубывающей энергией.
«Жизнь российского общества и жизнь Церкви в его контексте по-прежнему остается весьма непростой, полной проблем, оставшихся от прошлого и возникающих вновь, — говорит Святейший Патриарх. — Но я всем сердцем верю, что Церковь, которая с честью преодолела трудности и трагедии прошедшего века, будет стоять непоколебимой твердыней и в будущем».
|