О догмате Святой Троицы трассказывает преподаватель Тюменского духовного училища Дмитрий Николаевич Майоров
Вера во Святую Троицу является основанием нашей христианской веры, потому что без веры во Святую Троицу мы не примем и таинства Святого Крещения, ибо Христос говорит: "Кто не родится от воды и духа, тот не войдет в Царствие Небесное. Шедши, крестите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа".
Вера во Святую Троицу пронизывает все таинства нашей Церкви. Я как преподаватель догматического богословия могу сказать, что ни одна область преподаваемой мной дисциплины не обходится без веры во Святую Троицу.
В Священном Писании мы встречаем удивительные слова: "В начале было Слово", но дальше в Евангелии от Иоанна говорится: "И Слово было у Бога, и Слово было Бог". То есть Предвечный Сын, Предвечное Слово рождается от Отца. Мы помним в Деяниях святых апостолов, как говорит апостол Петр о Духе Святом Анании, который хотел утаить церковное имущество, бывшее прежде его: "Почему ты вложил сатане солгать Духу Святому? Ты солгал не человеку, но Богу".
Как же так? И Дух Святой - Бог, и Сын - Бог, и Отец - Бог, но не три бога, а Бог единый. Это основание нашей веры. Мы верим в триединство Божества - во Святую Троицу и крестимся поэтому, складывая большой, указательный и средний пальцы в единое целое - во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Какие же аналогии Святой Троицы мы можем привести? Из видимого мира мы можем видеть многое, что напоминает нам о Святой Троице. Преподобный Иоанн Дамаскин говорит в "Трех защитительных словах в иконопочитании" о том, что образы Святой Троицы, иконы Святой Троицы разбросаны по этому миру. Мы видим реку - сам источник, течение и бьющий поток - Отец, Сын, Святой Дух. Отец предвечно рождает Сына, и исходит от Него Дух Святой. Мы видим, что пространство наше, при своем единстве, имеет высоту, длину и ширину. Мы видим единое время - и настоящее, и прошлое, и будущее. Мы видим человека, который создан по образу и по подобию Божию. И душа человека имеет главные три силы: ум, чувство и волю. Мы видим единого человека, а между тем, христианская антропология говорит, что дух, душа и тело составляют единого человека. Поэтому вера наша основана не только на Божественном Откровении, которое мы видим на страницах Священного Писания и в Предании святых отцов, но и на том, что мы видим в окружающем нас мире.
|