ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№6 2003 г.         

Поход по Салымскому краю

Северная сторона Сибирской земли богата не только нефтью, но и своей природой. Край здесь суровый, холодный, лето наступает позднее, чем на юге Тюменской области, а потому жизнь и рост всего живого в летний период идет быстрее, чтобы успеть до осенних холодов.

Река Салым, которую мы выбрали для очередного туристического похода в этом году, сняла с себя ледяной панцирь только 7 мая, что и определило начало старта – 8 мая. Группа, состоящая из семи человек, на двух ГАЗелях вместе со снаряжением отправилась от поселка Пойковский в пять утра. Около восьми добрались до автомобильного моста через реку Салым, неподалёку от поселка с одноименным названием, и, пройдя со снаряжением по бездорожью до подходящего места у воды, приступили к строительству катамаранов. Связали резиновыми жгутами из берёзовых стволов небольшого диаметра три прямоугольные рамы, к которым верёвками притянули надувные баллоны – по два на каждую – и у нас получилось три устойчивых и надёжных судна, три катамарана.

В этот же день встретили на железнодорожном вокзале и доставили на место первой стоянки трёх казаков-кадетов из Сургута, одного представителя от прихода города Мегиона и двух - от приходов Ишима. В итоге нас получилось 13 человек.

Первый день прошёл во взаимном знакомстве друг с другом и испытании новых катамаранов. 9 мая в День Победы, разделившись на три команды, по числу судов, отряд пустился в путь. Поскольку один тринадцатый человек получился лишним (на каждом судне шло по четыре человека), то по очереди разным людям приходилось ехать в надувной моторной лодке, взятой нами на случай срочной эвакуации, если потребовалась бы такая необходимость, она шла на буксире одного из катамаранов.

Большая часть пути проходила вдали от населенных пунктов, лодки рыбаков из посёлка Салым перестали попадаться уже через день. Дальше нам попадались небольшие рубленые домики-зимовья, которые строят для себя охотники этих краев, в данный момент пустые.

Из-за разлива реки Салым и её притоков (многие из которых мы принимали за старицы) ориентирование по карте не представлялось возможным, тем более что обозначения на ней, которые могли бы быть использованы как ориентиры, давно устарели: карта была составлена по данным на 1985 год. Наступал третий день пути, однако мы продолжали искать речку, впадающую в Салым слева – это была бы только четверть пути – хотя чувствовалось, что прошли уже больше. Такая неопределённость беспокоила, и мы стали готовиться к более продолжительному пути, чем планировалось, начали экономить продукты. Так прошёл третий день, начало которого к тому же сопровождалось холодом и дождем.

Четвёртый день порадовал всех не только теплом и солнцем…. Время близилось к обеду, и мы искали место для остановки, как вдруг увидели у берега избушку и человека, стоящего рядом с ней. Это оказался Николай Ярыгин – охотник, живший постоянно в тайге. Довольно большая территория вокруг его изб, которых у него в тех местах несколько, является его наследственным родовым охотничьим угодьем, несмотря на то, что он русский, а не хант по национальности. Он-то нам и сказал, что пройдено уже около 180 километров, а до трассы на Ханты-Мансийск осталось всего 60 км. Здесь мы пообедали, проверили вместе с хозяином местной тайги его сети, в которых оказалось рыбы на два мешка: щука и язь (что, по словам Николая, очень мало) – и, доплыв до другой его избы, остановились ночевать.

Пятый день пути группа стояла на месте. Кто-то пытался рыбачить, кто-то охотиться, кто-то просто ходил по тайге. Николай готовился к посадке картофеля, который у него вырастает не хуже, чем на большой земле, рассказывал, сколько ведер садовой клубники он собирает на своём участке. В этих диких и суровых краях вполне можно жить, даже если хочешь пользоваться «благами» цивилизации: помимо радиоприёмника, у него есть бензиновый генератор, дающий 220 вольт, так что можно включить не только электроосвещение, но и стиральную машину, есть и спутниковый навигатор, определяющий направление и расстояние до заданной точки (сотового телефона нет – он здесь всё равно не действует).

На шестой день, так и не попав на глухариный ток, располагавшийся в нескольких километрах от избушки, попрощавшись с хозяином и оставив ему молитвослов (Николай вместе с нами молился и утром, и вечером), мы тронулись в путь. Порядком устали, конечно, от продолжительного отдыха – целые сутки не грести веслами! Течение реки на всем протяжении маршрута было довольно неплохое: от 2 до 7 километров в час, но основную скорость катамаранам давали всё же усилия гребцов. По сложившейся традиции (шли мы обычно по 10 часов в сутки) на ночлег пристали, когда уже смеркалось.

Седьмой день пути. Прошли под мостом трассы на г. Ханты-Мансийск, дошли до посёлка Лемпино, где к нам присоединился ещё один участник из пос. Пойковский. Здесь же посетили строящийся деревянный храм во имя святого праведного Симеона Верхотурского. Отойдя на катамаранах от деревни ещё часа на два ходу, встали на ночёвку. Здесь к нам подъехал на моторной лодке зам. главы администрации Нефтеюганского района К.В.Егоров, являющийся атаманом реестровых казаков Ханты-Мансийского округа, так что наши кадеты получили возможность пообщаться со своим окружным начальником. В течение всего похода мы ели не только то, что взяли с собой в рюкзаках, но также пойманную рыбу, уток, а в этот вечер на ужин варили даже лосиное мясо, которым нас угостили лемпинские охотники.

Природа поймы реки Салым сильно изменилась: здесь уже шли поля, а лес виднелся лишь на холмах вдалеке. Восьмой, последний день пути стал завершающим. По разлившейся по полям реке, превратившейся в небольшое море с редким ивняком, торчащим кое-где из воды, мы приближались к последнему пункту водной трассы - пос. Белый Яр. Однако, когда до посёлка оставалось лишь полтора часа ходу, настоятелю Пойковского храма о.Григорию пришлось покинуть свое место на головном катамаране с крестом и иконой Иоанна, митр. Тобольского, и на догнавшей группу моторной лодке вернуться в Лемпино (атаман знал, где нас искать!) и отправиться в Пойковский, так как храм в этот день должен был посетить владыка Димитрий.

К окончанию молебна в Свято-Троицком храме сюда подоспела и вся группа, добравшаяся до Белого Яра, разобравшая катамараны и успевшая оперативно приехать в Пойковский. Туристы взяли у владыки благословение и сфотографировались на память у миссионерского креста, бывшего вместе с нами в пути, перед которым мы молились утром и вечером. В этот же день (пятница 16 мая) ребят отвезли в Сургут, откуда представители Мегиона и Ишима отправились в свои города, а сургутские казаки-кадеты в свои квартиры.

Так окончился наш поход по реке Салым, проходивший, в общей сложности, девять дней (восемь ночёвок в палатках) с 8 по 16 мая, за время которого мы прошли на веслах почти 350 километров по просторам Западно-Сибирской равнины. Даст Господь сил – не в последний раз – Сибирь ведь такая большая!

Иерей Григорий Мансуров

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.