Иван Лукич: - Что, дорогой, невесел?
Василий Абрамович: - Да вот, размышляю над статистикой. В России по последней переписи осталось всего 146 миллионов человек. В какой-нибудь Японии на трех крошечных островах проживает 129 миллионов японцев. А у нас ведь такая грандиозная территория.
- Ну и что? Зато сейчас до 80 процентов населения России называют себя православными.
- Но в храмы-то Божьи, поди, реально ходит 3-5 процентов населения?
- Нет, ну, в Рождество и на Пасху очень много, да и в большие праздники народу - не продохнуть...
- Но каждое воскресенье по моим подсчетам посещают храм примерно 5-7 человек на тысячу. Это тоже показывает современное состояние общества. Вот ты для чего в церковь ходишь?
- Да уж не потому, что меня завлекли, мозги промыли. Я встретился с живым Христом. Это была не проблема моего выбора. Человек не выбирает, чему поклоняться. Вы ведь не выбираете, какого сына вам рожать. Если бы знали, каким он станет, еще посомневались бы, рожать ли его.
- Главное - в другом. Человек должен родиться еще раз от Духа Святого. И для этого требуется свободный выбор человека, даже подвиг, некоторый прорыв.
- А вот когда женщина делает аборт - это тоже выбор?
- Когда женщина делает аборт - это бытовое убийство. В этом убийстве есть момент, который делает его особо страшным. Это предумышленное, преднамеренное убийство существа, которое ничем не может сопротивляться вам. Дитя убивают с особой жестокостью, убивают того, кого не создавали, - жизнь-то дает Господь, а не человек.
- Ну, как же, а вот твердят про генную инженерию, про клонирование.
- Да глупости все это. Взяли хромосомы из одной живой, Богом созданной клетки и засунули в другую живую, Богом созданную клетку. И глядят, что из этого получится. Но клетку-то живую создать никто, кроме Бога, не может. Не может человек сделать из неживого живое.
-Да, так получается, что тело нам не принадлежит. Так и Апостол говорит: "Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм - вы" (1 Кор.3,16-17).
- А вы предложите тому, кто с этим не согласен, усилием воли вырастить себе ногти, вытолкнуть их из пальца хоть на микрон, или волосы вытолкнуть из головы хоть на миллиметр. Не мы растим эти волосы, эти ногти, не женщина растит ребенка, который внутри нее.
- Так что это преднамеренное убийство, совершаемое тремя людьми - мужчиной, который зачал этого ребенка, женщиной, которая совершает это убийство, и врачом. Убийство по сговору. Виноваты все.
- А вот вам пример. Тюменская городская больница. Молодая дама лет двадцати пяти, беременная, несколько раз приходит на аборт. Врачи боятся, аборта не делают, она дотягивает уже почти до 7 месяцев, но продолжает настаивать, чтобы ее ребенка убили. Вполне упакованная, кстати сказать, дама, замужняя, деньги есть, дача, квартира. Ей надо ехать отдыхать, она не собирается рожать, ребенок нарушает ее планы. Она требует. Все отказываются. Она дает деньги. Наконец ей начинают делать аборт, но вместо этого происходят обыкновенные роды. Ребенок рождается, этого не ожидали, но так получилось. Вызвали педиатра в гинекологию, он осмотрел, ребенок оказался совершенно здоров, никакой патологии.
Положили дитя с матерью в разные палаты. Врач один верующий сидит в ординаторской и размышляет, как бы ему эту женщину молодую уговорить не бросать младенца. Вдруг открывается дверь, приходит женщина, с ней мальчик лет 12, кудрявый, белобрысый. Она говорит: "Помните, когда-то я была беременна, приходила к вам, хотела сделать аборт, потому что муж у меня упал с бани, сломал себе позвоночник. У меня было трое детей, этот четвертый. Куда мне было деваться? Это было 12 лет назад. Я вам так благодарна, что вы уговорили меня выносить этого ребенка, родить. О, у нас такой необычайный мальчик, на скрипке играет, участвует в конкурсах, мы на него нарадоваться не можем". Врач хватает эту женщину, этого ребенка, чтобы показать той - посмотри, от чего ты отказываешься, ты же не знаешь вообще, что такое материнство. Тащит их в палату, а в коридоре кутерьма, медсестры бегают, кричит кто-то. Оказалось, что, как только очнулась та девица после родов, нашла своего ребенка и утопила его в ведре, в котором моют пол.
- Да, ценностные ее категории совершенно понятны. Она не понимает ничего и судить ее бессмысленно. Соглашусь, что нет и не может быть никаких социальных противопоказаний для аборта.
- Ну, есть еще внематочная беременность.
- В этом случае, насколько я понимаю, речь идет только о спасении матери, плод-то в трубе все равно не разовьется, а вот если затянуть, то мать непременно погибнет.
- Но все-таки самым веским доводом являются деньги. Нечего, говорят, плодить нищету.
- А Господь в Писании говорит: "Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? Взгляните на птиц небесных: они не сеют, не жнут, не собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть? И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: не трудятся, не прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! Итак, не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? Потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам" (Мф.6, 25-33).
- Да, действительно сложно представить грачей, которые объединялись бы в колхозы и возделывали бы почву. Господь всех питает и одевает. Сейчас уже шьется одежда, в которой мы будем ходить завтра, где-то печется еда, которую мы будем есть. Если Господь дает жизнь, Он дает и все нужное для человека. Мир - это Божие творение. Он говорит - не думай, это не твое дело - думать, что есть и что пить, во что одеваться. Принесут и положат все, что тебе нужно. Ты только служи ближнему и молись, благодари Бога за все.
- Да, настоящее чудо - это жизнь человека. Он просыпается поутру и смотрит с удивлением на свои руки, ноги, лицо. Не он сам себе это все выдумал. И он часто не знает, а что, собственно, с этим делать-то нужно. Человеку удивительно. А вот вы представьте, что жить вам или не жить, решает кто-то другой, пусть даже мама. Безумие.
- Сейчас всем беременным без разбору предлагают делать аборты, под любым видом. Когда мать Энштейна была им беременна, врачи говорили ей, что ребенок родится больным или умрет, нужен аборт. Если бы его мать согласилась, мы остались бы без великого ученого. Можно привести сотни примеров, когда женщинам говорили делать аборт, убивать детей, а они этого не делали и рожали вполне здоровых детей. Беременность - значит просто Господь захотел, чтобы новая человеческая жизнь случилась именно через эту женщину, чтобы она выстрадала, выносила нового человека, ради которого Господь взошел на крест. Беременность и воспитание - это школа любви. Женщине только на благо. Быть беременной - это счастье, родить ребенка - счастье. Организм обновляется, она чувствует себя полновесной, целостной, глубокой, все правильно, все хорошо. А все остальное чепуха. Сказано в Писании, что женщина спасается чадородием - не диссертациями, карьерами, жизнью "для себя", а именно чадородием.
- Соглашусь, надо рожать сразу не одного, а троих-четверых. От одного-двоих муж может уйти, а от троих, от четверых не уйдет.
- Тут есть серьезная проблема возвращения женщины к смыслам бытия. Женщины потеряли главные смыслы своего существования. Они не понимают, что выходят не "намуж", а замуж. Для них благо, что вся ответственность ложится на супруга.
- А если супруг не желает брать ответственность?
- Дело не в нежелании, а в отсутствии чувства достоинства нести эту ответственность, потому что женщина часто не дает мужу повода для этого достоинства. Мужчина желает подвига, ему всегда нужно некоторое сражение, он - воин по природе. Это когда женщина смотрит на него, как на победителя, говорит ему: "Дорогой, если ты это не сделаешь, этого не сделает никто. Вся Европа смотрит на тебя. Вперед, дорогой!". Да если еще мужчину при этом похвалят, то он горы своротит.
- А если у мужчины от этого развивается мания величия? Если он эту Европу хочет положить к своим ногам?
- Очень хорошо. Китайцы в этом случае пользуются замечательной поговоркой: "Если нас захватят манчжуры, через месяц манчжуры выберут нам императора, через два месяца он начнет говорить по-китайски, а через три месяца он будет хороший китайский император". Так что пусть он захватит всю Европу, пусть он положит ее к ногам. Замечательно. Женщина должна помогать направлять его силу в нужное духовное русло. Он будет продвигаться вверх и по социальной, и по духовной лестницам, супруга будет продвигаться вместе с ним.
- А если муж пошел в революционеры?
- Пускай. Нужно быть женой революционера. Из революционеров получаются очень хорошие консерваторы. Его желание революции - это как раз желание прорыва, подвига. Мир для мужа стал пресным. Одно дело целоваться с ним в подъезде и совсем другое - понять, что это живой человек, он живет, растет, изменяется. Нужно меняться вместе с супругом, укрепляться в вере и любви к нему, чтобы ни один из его вывертов и скачков не мог бы выбить жену из колеи. А он помечется, помечется и найдет ее колею и встанет рядом. Надо быть при нем, наблюдать в нем внутреннего человека. Скачки происходят чаще всего от слабости, человек ищет своего, и надо, чтобы он нашел, чему служить.
- Да, когда я пришел в Церковь, я увидел, что это мое, здесь - Правда, Истина, не надо мне ничего другого. Моя супруга все эти моменты претерпела спокойно. Важно к чужому прорыву относиться максимально уважительно, ведь человек ищет, куда бы свое сердце приложить. Если женщина - христианка, то ей проще, она может мужа направить. В Писании сказано, что женщина-христианка освящает своего мужа-нехристианина. Тихонечко, своей любовью.
- Но чужой прорыв чаще всего стоит поперек горла. Сложно жить с этим прорывом, поддержать человека. Пусть жена скажет такому "революционеру": "Ты хочешь подвига, хорошо, я пойду с тобой на вершину, чтобы смотреть вниз, я готова разделить с тобой голод и лишения. Ты хочешь социального переустройства? Давай будем вместе мыть и кормить обмоченных пьяных бомжей, так чтобы твои руки смердели от их зловония. Я приведу тебя к таким людям, у которых прогнил от сифилиса живот. Когда постоишь рядом с этими людьми, думаю, твоя социальная удаль немного поубавится, ты поймешь, что гниет человек не снаружи, а внутри". Просто надо быть с человеком рядом.
- А если супруг или супруга запрещает крестить ребенка?
- У меня был такой случай. Одна учительница мне сказала: "Я не буду крестить своего ребенка, я хочу, чтобы он подрос и сам выбрал". Я спросил ее: "А что он должен выбирать? Вы его лишаете религиозного воспитания в детстве и хотите, чтобы он при полной религиозной неграмотности встал перед выбором? Вы хотите, чтобы ребенок выбирал между Богом и дьяволом? А если он выберет дьявола? Вы готовы к этому, как мать, которая наверняка любит своего сына?" Учительница подумала, помолчала и решила окрестить своего младенца. Проблема крещения - это не проблема выбора, это проблема воспитания.
- Да, у меня тоже был забавный случай. Я как-то стою с сыном, читаем утреннее молитвенное правило, ко мне заходит друг-поэт и говорит: "Зачем ты заставляешь мальчика читать с тобой утреннее правило? У меня была бабушка, которая в детстве заставляла меня читать Пушкина, так я возненавидел Пушкина на всю жизнь!"
Я говорю: "Хорошо, Пушкина ты не любишь, но поэтом-то ты стал, книжки поэтические издаешь. То же и я - хочу привить ребенку пока механическое, а потом, надеюсь, и глубокое духовное переживание ощущения Бога. И когда я вижу, что мой ребенок берет утром молитвослов, чтобы читать правило, что для него является наказанием отлучение от Причастия, я понимаю, что иду верным путем".
Нам, христианам, нужно уметь с людьми разговаривать - искренне, глубоко, настолько, насколько сам понимаешь, какой у тебя опыт, насколько ты прорвался, сколько ты прошел. Если бы мы так беседовали, а не пустословили, больше было бы христиан, больше было бы крепких семей.
- Да мы вроде бы так с тобой и поговорили...
- Храни тебя Господь.
- Помолись обо мне.
- И я твоих молитв прошу. До свиданья.
Записал М.Ю.Бакулин
|