ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№5 2003 г.         

Как вести себя православному человеку

Ходить в храм надо с чувством достоинства, здесь неуместны платья с глубоким вырезом, спортивные костюмы. Одежда должна быть скромной, не в обтяжку, не обнажающей тела. Серьги, бусы, браслеты - все эти украшения выглядят в храме нелепо. Об украшающей себя женщине или девушке можно сказать, что она в храм пришла не смиренно, думает не о Боге, а о том, как бы заявить о себе, привлечь к себе внимание. Апостол Павел говорил такие слова, которые мы должны помнить: "Чтобы... жены в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию" (1 Тим.,2,9-10).

В храме недопустима также косметика. Изукрашенная женщина вольно или невольно подчеркивает, что поклоняется она не Богу, а своим страстям, по сути поклоняется демонам. На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом всякий делающий сие (Гл. 22, 5 Второзаконие Ветхого Завета).

Христианка должна в любом месте, не только в храме, но и на работе, и в гостях оставаться христианкой. Вряд ли православная девушка или женщина будет щеголять в наряде, напоминающем одеяние средневековых шутов (в уродливо обтягивающих бедра "лосинах" и свитере поверх них), вряд ли соблазнится шапочкой с рожками, очень уж напоминающими бесовские. Особенно это касается родителей, не одевайте такие шапочки на своих маленьких, безвинных деток, не берите грех на душу. Полезно нашим современницам знать высказывание священномученика Киприана Карфагенского: "Скажи мне, модница, неужели, поступая таким образом, ты не боишься, если Художник и Творец твой в день общего воскресенья не признает тебя, отринет и удалит, когда явишься за воздаянием и наградою, и, укоряя, строгим голосом скажет: "Это не Мое создание, это образ не Наш!". Кожу ты осквернила поддельным натиранием, волосы изменила не свойственным цветом, обстригла косы, вид твой искажен ложью, образ извращен, лицо твое чуждо тебя. Ты не можешь видеть Бога, когда глаза у тебя не те, какие дал тебе Бог, но какие подделал диавол. Ему ты последовала, ты подражала златоцветным и раскрашенным глазам змия; враг убирал твои волосы - с ним и гореть тебе!"

Бывает и другая крайность, когда ревностные прихожанки с головы до ног самовольно одеваются в черное, внешне стремясь походить на монахинь или послушниц. Такие прихожанки нередко изрекают самодовольные и невежественные поучения. Особая одежда должна быть непременно согласована с духовным отцом - только он, зная внутренний настрой своих чад, их привычки и страсти, которые могут усилиться от самовольных "подвигов", может благословить или же не благословить ношение черной одежды.

К священнику не принято обращаться по имени-отчеству, его называют полным именем - так, как оно звучит по-церковнославянски, с прибавлением слова "отец": отец Амвросий, отец Геннадий или отец Иоанн (но не отец Иван), либо "батюшка".

К диакону можно также обращаться по имени, которому должно предшествовать слово "отец" или "отец диакон". У диакона благословения брать не положено, так как он не имеет благодатной силы рукоположения во священство. Обращение "благословите!" - это форма приветствия священника, с которым не принято здороваться мирскими словами "здравствуйте". Если вы находитесь рядом в этот момент с батюшкой, то надо, совершив поясной поклон, встать перед священником, сложив руки ладонями вверх - правую поверх левой. Батюшка, осеняя вас крестным знамением, произносит: "Бог благословит" либо "Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа" - и кладет свою правую, благословляющую руку на ваши ладони. В этот момент вы получаете благословение, целуете руку священнику. Бывает, целование руки приводит некоторых в смущение. Смущаться не следует - мы не священнику руку лобызаем, а самому Христу, Который в этот момент невидимо предстоит и благословляет нас. И прикасаемся мы устами к тому месту, где на руках Христовых были раны от гвоздей...Мужчина, принимая благословение, может после целования руки священника поцеловать его щеку, а затем опять его руку.

Батюшка может благословить и на расстоянии, а также наложить крестное знамение на склоненную голову мирянина, коснувшись затем ладонью его головы. Перед тем, как взять благословение у священника, не следует осенять себя крестным знамением - то есть "креститься на священника".

Если вы подходите к нескольким священникам, благословение надо брать по старшинству - вначале у протоиереев, затем у иереев. А если священников много? Можно взять благословение у всех, но можно также, совершив общий поклон, сказать: "Благословите, честные отцы".

В присутствии правящего архиерея епархии - епископа, архиепископа или митрополита - рядовые священники благословения не дают, в таком случае благословение следует брать только у архиерея, но не во время литургии, а до нее или после.

Бестактно и неблагоговейно выглядит ситуация во время богослужения, когда кто-то из священников направляется из алтаря к месту исповеди или для совершения крещения, в этот момент множество прихожан бросаются к нему за благословением, тесня друг друга. Для этого есть другое время - у батюшки благословение можно взять и после службы.

Кому первому подходить под благословение, к целованию креста в конце службы? В семье это делает сначала глава семейства - отец, затем мать, а потом уж дети по старшинству. Среди прихожан первыми подходят мужчины, затем женщины.

Надо ли брать благословение на улице, в магазине и т.д.? Разумеется, хорошо это сделать, даже если батюшка в гражданской одежде.

Как обращаться к батюшке - на "вы" или на "ты"? Конечно, к Господу мы обращаемся на "ты" как к самому близкому для нас. Монахи и священники между собой обычно общаются на "ты" и по именам, но при посторонних непременно скажут "отец Геннадий" или "отец Филарет". Прихожанам к батюшке все же уместнее обращаться на "вы". Даже если у вас с вашим духовником сложились столь близкие и теплые отношения, что в личном общении вы с ним на "ты", вряд ли стоит делать так при посторонних, в стенах храма такое обращение неуместно, режет слух. Матушки, жены священников, при прихожанах стараются из деликатности обращаться к батюшке на "вы".

Существуют и особые случаи обращения к лицам в священном сане. Во время доклада, выступления, в письме к священнику- благочинному принято обращаться: "Ваше Преподобие", а к настоятелю, наместнику монастыря (если он игумен или архимандрит) обращаются "Ваше Высокопреподобие" или "Ваше Преподобие", если наместник иеромонах. К епископу обращаются "Ваше Преосвященство", к архиепископу или митрополиту - "Ваше Высокопреосвященство".

В разговоре к епископу, архиепископу или митрополиту можно обратиться и менее официально - "владыко", а к наместнику монастыря - "отец наместник" или "отец игумен". К Святейшему Патриарху обращаются "Ваше Святейшество". Эти наименования не означают святости того или иного конкретного человека - священника или Патриарха, они выражают народное уважение к священному сану духовников и святителей.

Да хранит вас всех, православных христиан, Господь Бог!

Мир вашему дому, здоровья, счастья детям и внукам!

В.Е.Тихонов преподаватель Тюменского Духовного училища

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.