«Живи, наслаждайся, радуйся», - призывает всех окружающий мир. Но в один из воскресных дней во всех православных храмах читается Евангелие, где наоборот звучит призыв отвергнуться от всех удовольствий этого «прелюбодейного и грешного» мира. У каждого человека может возникнуть вопрос: «Почему Господь выдвигает такое жёсткое требование?» Попытаемся на языке, который был бы наиболее близок и понятен нашему современнику, ответить на этот вопрос.
Читаем вначале текст Евангелия: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами» (Мк. 8, 34 -38).
Для чего же человеку надо отвергаться себя? Зачем человеку в чем-то себе отказывать? Разве Господь создал человека для того, чтобы здесь, на земле, он бессмысленно мучился? Нет, Господь создал человека для счастья, радости, блаженства. Но в результате грехопадения первых людей человек потерял свое блаженное райское состояние. Он удалился от Источника жизни Бога, а потому стал жалок, несчастен и смертен. Он пытается вернуть утерянное блаженство. Но та радость жизни, которую он сейчас пытается испытать от всевозможных искусственно создаваемых им утех, недолговременна и очень часто сменяется горькими разочарованиями. Каждый человек это постоянно испытывает.
Господь призывает всех христиан отвергнуться не только от беззаконных греховных дел, но и от многих, казалось бы, безобидных вещей, например, от мясной и молочной пищи в постные дни, от чрезмерного сна, от своего гордого самолюбивого «я» и от других пристрастий и привычек. Те, кто выбирает строгую монашескую жизнь, кто хочет достигнуть духовного совершенства, кроме того, отвергаются супружеской жизни, родительского дома, никогда не вкушают мясную пищу, большую часть своей жизни проводят в монастыре, в удаленности от мирской суеты и соблазнов. А кто желает достигнуть самых высот духовной жизни, святости, большую часть времени пребывают в совершенном уединении, свое свободное время посвящают не суетным делам и праздным разговорам, а молитве, они никогда не пьют вина, не обнажают своего тела. Подобно тому как больной человек нуждается в покое и изоляции, чтобы избежать усугубления болезненного состояния, так и человек, пребывающий в духовном недуге, а таковыми после грехопадения Адама и Евы являются все люди, нуждается в удалении от многих соблазнительных вещей этого мира. Так он не только выздоравливает, но и достигает определенной степени духовного возраста, становится близким к Господу и обретает покой и бессмертие для своей души.
Итак, Господь призывает христианина отвергнуться мира не по ненависти к миру, не из-за неудачной любви или судьбы, как иногда несправедливо многие люди думают о монашеской жизни, но из-за желания духовного совершенства, из-за самоотверженной любви к миру, как Божию творению, подражая при этом Господу, Который так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную.
|