Если Церковь для нас не будет самым главным, тогда мы сами скоро окончим свое бесславное существование…
Церковь – это душа жизни. Нет души - все становится трупом. Разваливается семья, понижается нравственный уровень, появляются отчаяние и тоска, люди не знают, что делать… Уничтожить Церковь равносильно тому, что уничтожить людей. И кто борется с Церковью, тот не любит людей. Потому что в Церкви все делается для спасения людей.
В храм мы идем не только для индивидуальной молитвы или молитвы за своих родных и близких. Мы идем собраться в Церковь. Это значит: мы идем в собрание верующих, чтобы всем вместе – соборно – составить Церковь, глава которой – Христос, а мы члены Тела Христова (то есть Его Церкви).
В храме среди нас Христос, по Его же слову: "Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них" (Мф. 18,20). Именно здесь, в храме, мы преодолеваем "ненавистную розницу мира", именно здесь мы чувствуем единение в Духе, Который в день Святой Пятидесятницы почти две тысячи лет назад собрал воедино учеников Христовых, дав начало Соборной Церкви.
Наш главный христианский долг - явить и исповедовать присутствие Христа и Его Царства в мире. Потому так строги церковные правила: не участвующий без уважительной причины в трех воскресных литургиях отлучается от Церкви, вернее, он сам себя таким образом уже отсек от тела Христова (пр.80 Шестого Вселенского Собора). "Когда услышишь звон церковного колокола, призывающего всех на молитву, и совесть подскажет тебе: в дом Господень пойдем – отложи тогда всякое дело в сторону и спеши в церковь Божию, - советует великий святой Феофан Затворник. - Знай, что Ангел-хранитель твой зовет под кров дома Божия; это он, небожитель, напоминает тебе о Небе земном, чтобы там освятить твою душу благодатию Христовою, чтоб усладить твое сердце небесным утешением, а кто знает – может быть, он зовет туда и для того еще, чтобы отвести тебя от искушения, которого не избежать тебе, если дома останешься или укрыть тебя под сению храма Божия от великой опасности".
В обязанности христиан входит посещение храма в воскресные дни, включая Всенощное бдение накануне, и в праздники.
"Верный признак омертвения души, - говорил Оптинский старец преподобный Варсонофий, - уклонение от церковных служб. Человек, который охладевает к Богу, прежде всего, начинает избегать ходить в церковь, сначала старается прийти к службе попозже, а затем и совсем перестать посещать храм Божий".
По советам святых Отцов, по дороге в храм читают "Богородице Дево, радуйся..." и молитву Иисусову. Если вы идете с кем-либо, не следует вести разговоров на житейские темы, чтобы это не отвлекало вас от главного – молитвенного настроения перед богослужением.
Подходя к храму, христиане, взирая на святые кресты и купола церкви, должны совершать крестное знамение и поясной поклон. Войдя в храм, следует остановиться близ дверей и сотворить три поклона (земных – в простые дни, а в субботу, воскресенья и праздники – поясные) с молитвами: "Боже, милостив буди мне, грешному" (поклон), "Боже, очисти мя, грешного, и помилуй мя" (поклон), "Создавый мя, Господи, прости мя" (поклон).
Затем читаются молитвы с поясными поклонами: "Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим", "Достойно есть", "Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь", "Господи, помилуй(трижды), благослови", "Молитвами святых отец наших, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас". После этого поклонитесь на обе стороны прежде вошедшим людям, сотворите три поясных поклона с молитвой Иисусовой: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного", подайте записки, приложитесь к иконам, поставьте свечи и займите удобное место для себя, стойте с благоговением и страхом Божиим.
По окончании службы прочтите те же молитвы, что и при входе в церковь и с такими же поклонами. Приходить в храм следует до начала богослужения, чтобы подать записки, отдать пожертвования на канун, купить свечи, поставить их и приложиться к иконам.
В записках, подаваемых для поминания, пишут имена только тех, кто крещен в Православной Церкви. Первая записка, подаваемая нами, - "О здравии". В эту записку следует записать всех, кому мы желаем здравия, спасения и благоденствия. Священное Писание учит: "Прежде всего прошу совершить молитвы, прошения, моления, благодарение за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания Истины" (1Тим., 2,1-4).
Сначала, во исполнение слов апостола: "Поминайте наставников ваших" (Евр. 13,7), напишите имя вашего духовного отца, священника, который вас наставляет, заботится о спасении вашей души, молит о вас Господа.
Затем пишутся имена родителей, свое имя, имена членов семьи, близких и родных. Каждый должен молиться о здравии и благополучии своей семьи: "Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного" (1Тим. 5,8). Если у вас есть недоброжелатель, обидчик, завистник или даже враг, впишите его имя для молитвенного поминовения, по заповеди Господа: "Любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас" (Мф. 5,44).
Вторая записка, подаваемая нами, - "О упокоении". В ней мы пишем имена наших усопших сродников, знакомых, учителей, благожелателей – всех, кто нам дорог. Умершие, хотя и отошли от нас, продолжают жить невидимой для нас духовной жизнью пред очами Божиими, так как Сам Господь говорит в Святом Евангелии: "Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы" (Лк. 20,38). Единство и общение наше с умершими особенно чувствуется во время усердной молитвы за них.
Записки надо подавать до начала литургии. Вписывая имена живых и усопших, поминайте их в процессе писания с искренним желанием им блага, от чистого сердца, стараясь припомнить того, чье имя вы вписываете, - это уже молитва. Записки должны содержать не более 5-10 имен. Если вы хотите помянуть многих своих родных и близких, подавайте несколько записок. Имена должны быть написаны в родительном падеже и отвечать на вопрос «кого». Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Матфея, а не Матвея, Иоанна, а не Ивана). Ребенок до 7 лет упоминается как младенец .
Сорокаусты - это поминовение, которое совершается Церковью ежедневно в течение сорока дней. Можно заказать поминовение живых или усопших на месяц, на полгода, на год и на вечное поминовение.
Свечи, которые вы покупаете в храме, чтобы поставить в подсвечники возле икон, имеют несколько духовных значений. Свеча выражает теплоту и пламень любви человека ко Господу, Матери Божией, Ангелу или святому, у ликов которых вы ставите свою свечу. Горящая свеча - это символ, видимый знак, она выражает нашу горячую любовь и благоволение к тому, кому ставится свеча. И если нет этой любви и благоволения, то свечи не имеют никакого значения, жертва наша напрасна. Многие из тех, кто ставит свечи о здравии, о упокоении, об успехе какого-либо дела, не только не любят тех, кому ставят эти свечи, но даже не знают, кому ставят. Часто живя как неверующие, язычники или еще хуже, не зная Закона Божьего, мы думаем, что поставив свечу, выполнили свой долг, сделались чистыми и праведными, - точно свеча может умолить и умилостивить за нас Бога! Покупка свечей есть малая жертва Богу, добровольная и необременительная. Дорогая свеча вовсе не благодатнее маленькой.
В первую очередь ставится свеча у иконы Праздника или у чтимой храмовой иконы, затем к мощам святого, если таковые имеются в храме, своему святому (имя которого вы носите), а уже потом о здравии или о упокоении. За усопших свечи ставят на канун у Распятия, мысленно произнося: "Помяни, Господи, усопшего раба Твоего (имя) и прости его согрешения вольные и невольные и даруй ему Царствие Небесное".
О здравии или в какой-либо нужде обычно свечи ставят Спасителю, Божией Матери, святому великомученику и целителю Пантелеимону, а также тем святым, кому Господь даровал особую благодать исцелять болезни и подавать помощь в различных нуждах. Поставив свечку перед избранным вами угодником Божиим, мысленно произнесите: "Святой угодник Божий (имя), моли Бога обо мне, грешной (грешном)" или за кого просите. Затем надо подойти и приложиться к иконе. Если ставите свечу к образу всех святых, обратите ум свой ко всему сонму святых и всему воинству небесному и молитесь: "Вси святии, молите Бога о нас".
Возжигание свечей в храме - это часть службы, приношение жертвы Богу и как нельзя нарушать благочиние в храме недостойным, беспокойным поведением, так же нельзя создавать беспорядок, передавая через весь храм во время службы свою свечу или, еще хуже, протискиваясь к подсвечнику, чтобы поставить ее самому. Если хотите поставить свечку, приходите до начала службы. Горестно видеть, как пришедшие в храм к середине службы, опоздавшие на самые ответственные и торжественные моменты богослужения, когда все замирает в благодарении Богу, нарушают благочиние в храме, передавая свои свечи, отвлекая других верующих. Если кто опоздал на службу - дождитесь окончания богослужения и затем, если есть желание или нужда, поставьте свечу, не отвлекая других и не нарушая благочиния.
При прикладывании ко Святому Евангелию, Кресту, Честным мощам и иконам следует подходить не спеша и не теснясь, перекрестившись, класть два поклона перед целованием и один после целования святыни; поклоны совершать в зависимости от дня службы: поясные, глубокие поясные – касаясь рукой земли, или земные. Прикладываясь к иконам Спасителя, Божией Матери и святых, не следует целовать их в лик. У икон Спасителя целуют в ноги (при поясном изображении – в руку). У икон Божией Матери и святых – в руку. У икон Нерукотворного Спаса и Усекновения главы святого Иоанна Крестителя – в косу власов.
Перед образом Спасителя можно произносить про себя Иисусову молитву: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного(ую)" или "Без числа согреших, Господи, помилуй мя". Перед иконой Пресвятой Богородицы произносите молитву "Пресвятая Богородица, спаси нас". Перед Честным Животворящим Крестом Христовым читайте молитву: "Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим" с последующим поклоном. Пред совершением поклона следует осенить себя крестным знамением. Крестное знамение следует изображать на себе правильно, с благоговением, не спеша, соединив вместе три первых перста правой руки в знак того, что Бог есть Троица Единая и Равночестная, а остальные два перста сложив и прижав к ладони в ознаменование того, что Иисус Христос есть Бог и человек, сошедший на землю нашего ради спасения. Правую руку следует полагать сначала на чело, чтобы просветил Господь наш ум; затем на чрево, чтобы укротил восстающую на дух плоть, а после на правое и на левое плечи – для освящения нашей деятельности.
Безблагодатно, "на потеху бесам" совершают крестное знамение те, кто делает это небрежно, торопливо, кое-как, без должного чувства благоговения перед творением Креста как возложения на себя имени Божьего.
По древнему обычаю мужчины должны стоять в правой части храма, женщины - в левой, оставляя свободным проход от главных дверей к Царским вратам. Женщины пропускают вперед мужчин во время елеопомазания, прикладывания к праздничной иконе или ко кресту.
Бойтесь прежде всего вольно или невольно оскорбить своим поведением молящихся и тех святых, которые окружают вас в храме.
Если пришли в храм во время богослужения, воздержитесь от того, чтобы протискиваться сквозь молящихся, чтобы поставить свечи перед иконами. Не стойте в храме вразвалку или заложив руки за спину или держа их в карманах. Родители, придя в храм с детьми, должны наблюдать за их поведением, не допускать, чтобы они отвлекали молящихся, в противном случае лучше вывести их на улицу.
Нельзя входить в храм с животными или птицами. Нельзя вносить в храм мясо. К отдельно стоящим иконам следует прикладываться, оставив в стороне сумки.
Во время каждения храма не следует разворачиваться вслед за священнослужителем и становиться спиной к алтарю.
Во время открытия Царских врат не положено пересекать храм между аналоем, на котором находится икона праздника и амвоном, т.е.пространство перед Царскими вратами. Проходя мимо Царских врат, следует креститься и делать поясной поклон.
Курящим категорически запрещается курить на территории храма.
Да хранит вас всех, православных христиан, Бог!
В.Е.Тихонов,
преподаватель ТДУ.
|