В последнее время много вопросов возникает в связи с лечением гомеопатическими средствами. И мне на приеме, и в редакцию "Сибирской Православной газеты" поступают многочисленные вопросы от верующих с просьбой разъяснить, что такое гомеопатические средства, каким образом ими лечиться.
Гомеопатическое лечение представляет собой лечение малыми дозами сильнодействующих средств растительного, минерального, животного происхождения. Для этого берутся сильнодействующие травы, минералы (например, болиголов, который в больших дозах представляет собой сильный яд, или мышьяк, ртуть, яд змеи) и готовятся путем последовательного разведения и встряхивания. Это гомеопатический способ потенцирования лекарственных препаратов. В зависимости от индивидуальной клиники заболевания, то есть его симптомов, которые у каждого больного индивидуальные, свои, назначается лечение на приеме у врача-гомеопата.
В свободной продаже в аптечной сети много появилось комплексных гомеопатических средств, которые действуют на синдром, например, применяются при повышенном давлении, для нормализации деятельности кишечника, желчевыводящих путей и т.д., которые могут применяться самими больными или назначаться врачами общей практики.
Как относиться к этому виду лечения? Почему-то у многих верующих людей он ассоциируется с экстрасенсорикой. Так это или нет? В свое время моя кандидатская диссертация была посвящена изучению гомеопатических средств, мне приходилось заниматься теорией гомеопатии. Могу сказать, что гомеопатический принцип лечения подобного подобным отражает реально существующий физический закон природы. Поэтому отрицать его можно по каким-то идеологическим соображениям, можно его игнорировать, но отменить природный закон невозможно. Он существует.
Самуэль Ганнеман |
Возможно, сомнения в этом методе возникают в связи с личностью его основателя. Гомеопатический метод лечения был оформлен немецким врачом Самюэлем Ганнеманом 200 лет назад, хотя сам принцип лечения подобного подобным существовал всегда. О нем впервые упоминал еще Гиппократ, но с тех пор лечение подобным не развивалось в западной медицине, к которой мы сейчас в общем-то принадлежим. Оно окончательно оформилось только благодаря Ганнеману. Сам он был масоном, поэтому целью его гомеопатических исследований было исцеление этими средствами первородного греха. С точки зрения православного христианина, конечно, это смешная задача, невыполнимая в принципе. В силу этого Ганнеман заигрывал с магией. В его "Органоне" об этом прямо написано, и некоторые из его последователей оставили научное направление, совмещая гомеопатию с экстрасенсорикой.
Сомнения в методе возникают еще в связи с тем, что некоторые врачи-гомеопаты, особенно те, которые пришли в гомеопатию в начале 90-х годов на пике популярности магии, эскрасенсорики, совмещали в своей практической деятельности эти два вида лечения и, разрабатывая гомеопатическое лечение, давали ему не научную, а экстрасенсорную трактовку. Впрочем, такие вещи случались не только по отношению к гомеопатии, но и по отношению к обычным средствам традиционной медицины. Поэтому гомеопатическое лечение, фитотерапия и многие другие виды традиционной народной медицины в эти годы были просто дискредитированы наложением экстрасенсорных измышлений. Кроме того, о гомеопатии часто судят по некоторым мнениям врачей-аллопатов, которые активно и даже агрессивно предлагают свой метод лечения, отрицая другие способы и безосновательно ставя свой метод намного выше, чем все остальные.
Могу сказать, что гомеопатические средства, изготавливаемые в производственных аптеках или на фабриках по производству гомеопатических лекарств, не представляют собой никакой экстрасенсорной опасности и могут быть использованы верующими людьми для лечения и профилактики заболеваний. При консультации по поводу индивидуального применения гомеопатических средств, конечно, желательно консультироваться у тех врачей, о которых знаете наверняка, что они не занимаются экстрасенсорикой, или у верующих врачей.
Кандидат медицинских наук, Дурыгин Д.Н.
|