ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№3 2005 г.         

Перейти в раздел [ Здоровье ]

Надежда Федоровна Паренко, психолог. Spiritus Contra spiritum (Дух против спирта)

«Сокращая путь, я шел через лес на дачу жены, чтобы в очередной раз занять денег на бутылку или хотя бы поесть, что подадут. В голове моей был сплошной туман после нескольких дней беспробудного пьянства. Идти почему-то стало трудно, ноги увязали в какой-то жиже, хотя до этого дорога была совершенно сухая. Вдруг я провалился по пояс в трясину. Попытался вылезти из нее, но еще больше увяз. Чем больше попыток делал выбраться, тем глубже уходил под воду, которая доходила уже до груди. Вокруг не было никого. Некому было мне помочь. Ужас охватил меня. И только теперь, оглядевшись, увидел, что нахожусь в болоте (откуда оно только взялось!). Но больше всего я испугался не смерти, а того, что стану ненормальным, потеряю ум. В этот момент вся моя непутевая жизнь пронеслась передо мной. Почему-то увидел себя как бы со стороны. «Если выберусь отсюда, то пить больше не буду», - пронеслось в голове. Отчаянно рванулся, ухватился за какую-то покрытую слабой весенней травой кочку и наконец-то вылез».

Только такая смертельная опасность заставила алкоголика бросить пить и изменить свою жизнь. Не правда ли, символично: дорога, приводящая в болото, - вот жизненный путь пьющего человека. Или другой вариант, но уже на фоне городского пейзажа: от одного мусорного бака к другому, потом к следующему... и в теплотрассу. К сожалению, довольно часто в последнее время нам приходится наблюдать такую картину.

Хочется закричать: «Люди, что с вами!? 0помнитесь!». Страшно то, что спиваются не самые бездарные и никчемные люди, а часто наоборот, талантливые и когда-то успешные. Чего им не хватает?

О причинах алкоголизма и наркомании написано предостаточно, но все-таки поговорим об этом еще раз.

Станислав Гроф, исследуя эту проблему, указывает основную причину химзависимости как наличие духовного кризиса человека. «Духовное измерение здесь часто скрыто за очевидной деструктивной и самодеструктивной природой этого расстройства. Здесь трудности возникают из-за поиска более высоких измерений внутри себя, которые не могут проявляться наружу», - говорит он.

Часто сами алкоголики говорят о своем алкоголизме как о душевной болезни. Они ищут удовлетворения своей духовной потребности в какой-то особой пище, в наркотических веществах, новых отношениях, сексе или обладании властью, в высоком положении, но не могут получить того, чего хотят, не могут удовлетворить неясных потребностей своей души. Затем они признают, что попытки искать то, чего им не хватает, во внешнем, а не в самих себе, напрасны и ни к чему не приводят.

У многих из них за потребностью в алкоголе или наркотиках скрывается внутренняя потребность в вере и Боге, часто не осознанная ими. «Во многих случаях интенсивная и иногда полностью захватывающая человека потребность в наркотиках, алкоголе, пище, сексе или других объектах зависимости, в действительности является замещенной потребностью в ценности в каком-то более широком смысле своего бытия, в Боге - той потребностью, которая не может быть удовлетворена никакими проявлениями внешнего мира», - пишет С.Гроф.

Один бывший алкоголик рассказывал: «Когда я закодировался, то два года был как будто не я. Внешне было все нормально. Почему-то сразу нашел неплохо оплачиваемую работу, хотя до этого никто меня не брал; жена приняла, поверила в меня, сын был очень рад моему возвращению, я тоже. Но все равно это был не я. Потом я «вернулся к себе», стал ощущать себя вполне здоровым, нормальным человеком. Появились желания, планы на будущее: устроиться на еще более оплачиваемую работу - устроился, накопить денег на машину – коплю, одеться, сделать ремонт, дом впоследствии построить, заняться каким-то творчеством. Даже начал рисовать и неплохо получалось, как говорят... Но все это было что-то не то, нет радости и полноты жизни. Я не знаю, чего мне не хватает».

Возникает вопрос: когда все есть, то чего нет?

В этом примере можно увидеть еще не осознанный духовный кризис. Во время алкогольного опьянения человек переживает какой-то мистический опыт, когда проявляются особые способности человеческой природы, «которые в обычной жизни приземлены холодными фактами и сухим критицизмом нашего, чересчур рационального времени».

Карл Густав Юнг считал, что «единственный подлинный способ лечения дижомании (старое название алкоголизма) — это религиомания». Он писал: «Потребность в алкоголе эквивалентна, - правда, на более низком уровне,- духовной жажде правды по бытию в целостности...» Существует такая формула: «spiritus contra spiritum» (дух против спирта). Латинское слово «spiritum» (спирт), происходит из того же корня, что и «spiritus» (дух). И в русском языке, слова «вино» и «вина» одного корня. А как известно, у всех алкоголиков обострено чувство вины. Но это чувство губительно сказывается на здоровье человека, разрушая его. Чтобы сохранить себя, нужно покаяться. Покаяние же явление религиозное, духовное.

Таким образом, еще раз подтверждается, что противостоять алкоголизму можно лишь тогда, когда человек обратится к Божественной помощи, объединит свою человеческую волю с безграничной Божественной волей.

Своеволие как причина алкоголизма

В Православии давно известно, что причиной алкоголизма является духовное заболевание – гордость. Одним из ее проявлений в человеческой природе считается такое качество как своеволие.

Люди с химзависимостью – своевольные люди. Это мнение основано не на догадке, а на твердом доказательстве и исследовании. Химически зависимые люди последними видят свои проблемы. Они не могут видеть себя со стороны. Внутренне, в душе алкоголик не выносит (не терпит) контроля людей и Бога. Он, алкоголик, есть и будет хозяином своей судьбы. Ум его закрыт для восприятия других идей, утверждений, знаний. Герберт Спенсер сказал: «Существует принцип, который является препятствием для всей информации, который не поддается никаким аргументам и который будет всегда продолжать держать человека в неведении. Этот принцип: презрение прежде, чем исследование. Он приводит к «закрытому мышлению».

1). Люди, которые имеют «закрытый ум», отвергают новые идеи прежде, чем исследуют их.

2). Из-за этого они держатся и цепляются своих старых идей (мнений), даже если эти идеи не работают.

3). У них ум с «одной колеей», только один путь для идей.

В словаре слово «своеволие» определяется как «склонность к сопротивлению» или «презрение (неуважение) к противоположному». Можно его определить так: «своеволие – это презрение или сопротивление любым идеям, которые не согласуются с нашими собственными».

Слово «своеволие» сложное, оно состоит из двух слов: «своя» и «воля». Такой человек не признает ничьей воли, кроме своей, и считает ее самой сильной, самой могущественной, способной все изменить вокруг, если только он захочет ее применить. Но вот только захотеть применить волю к тому, чтобы захотеть, он не может. Что же ему мешает? Чья воля?

В христианской философии существует понятие о трех волях: Божественной, человеческой и дьявольской. Естественно, что человеческая воля не самая из них сильная. Победит свои страсти только тот, кто объединит свою маленькую человеческую волю с безграничной Божественной. Точно так же, как и во внешнем мире, человек не может победить врага в одиночку, а только «всем миром». «Один в поле не воин» - говорит мудрая русская пословица.

Своевольный же человек желает поступать по своей личной воле. Причем предполагается, что своя воля должна отличаться от воли других людей, должна быть на нее не похожей.

Своеволие с большой силой разрушает любовь: «Я не лучше других, я не имею превосходства над ними, но я не такой, как они, и у меня нет ничего с ними общего». Своеволие часто сопровождается мучительными сомнениями, бездеятельностью в повседневной жизни, в обычных делах, которые слишком банальны, чтобы своевольный ими занимался. Своевольный обычно имеет очень ограниченное количество близких людей, т. к. люди отчуждаются от него. Единственные, с кем он находит легко контакт, - это подобострастные ему люди, такие же, как он, алкоголики. Своевольный может вынужденно, подчиняясь обстоятельствам, следовать обычному ходу жизни, может даже подчиниться на время чьей-то воле, но внутренне никогда с этим не соглашается и как только появляется возможность (у пьющего это чаще всего происходит в алкогольном опьянении), ведет себя по-своему.

Надо отметить, и это подтверждается психологической практикой, что в семье алкоголика кто-то из близких ему людей (мать, отец, жена, муж, взрослые дети) также являются людьми своевольными. Иногда их своевольное, давящее поведение и является невольной причиной алкоголизации близкого им человека.

Вот поэтому меняться надо не только самому пьющему, но и тем, кто рядом. К сожалению, не все родственники это понимают и не считают нужным трудиться над собой. А ведь сказано: «Спасайся сам и с тобой спасутся тысячи». Действительно, это большой труд - «спасаться самому», здесь нужна помощь священника, опытного психолога и нарколога. А чтобы обратиться к ним, также нужно проявить волю.

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную

ИСКОМОЕ.ru
православная
поисковая
система
Русская неделя - интернет-журнал о современной православной культуре
Sudba.net - Портал православных знакомств Сербская Православная Церковь в Голландии Рейтинг ресурсов "УралWeb"
Современные сказки Религия и СМИ

Официальный сайт Тобольской митрополии

Сайт Ишимской и Аромашевской епархии

Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"

Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2017 г.