Великим постом для исповедающихся и причащающихся христиан в храмах проводится таинство елеосвящения.
Таинство Елеосвящения есть священнодействие, в котором, при помазании тела елеем, призывается на болящего благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные. Оно именуется также «соборованием», так как совершается собором пресвитеров, с полным числом семи; впрочем, может совершаться и меньшим числом и даже одним иереем.
Еще с ветхозаветных времен елей знаменовал благодать, радость, умягчение, оживление. Помазание маслом больных употребляли апостолы, как читаем у евангелиста Марка: изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли (Мк. 6, 13).
Наиболее ясное свидетельство о Таинстве Елеосвящения находим у апостола Иакова: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему (Иак. 5, 14—15).
В древней христианской письменности можно найти косвенные свидетельства о Таинстве Елеосвящения у святого Иринея Лионского и у Оригена. Позднее более ясные свидетельства о нем есть у святых Василия Великого и Иоанна Златоуста, от которых остались и молитвы на исцеление недужного, вошедшие впоследствии в чинопоследование елеосвящения,— а также у святого Кирилла Александрийского.
Таинство Елеосвящения совершается над болящими, способными сознательно принимать его и соучаствовать в молитве о себе (впрочем, может совершаться и над детьми). Местом этого священнодействия может быть храм или помещение, где находится больной. Таинство Елеосвящения предваряется обычно исповедью и завершается Таинством Причащения.
Видимая сторона Таинства состоит в семикратном помазании последовательно участвующими священнослужителями болящего елеем в виде креста на челе, ноздрях, щеках, устах, груди и обеих сторонах рук, сопровождаемом молитвами, чтением установленных зачал из апостола и Евангелия; при самом помазании семикратно произносится молитва: «Отче Святый, врачу душ и телес, пославый единородного Твоего Сына, Господа нашего Иисуса Христа, всякий недуг исцеляющего, и от смерти избавляющего, исцели и раба Твоего (имя)»
По словам Отцов Церкви, Таинство Елеосвящения «истребляет забытые грехи», это значит, что человек, изнемогающий телом и душою, не всегда способен принести должное исповедание своих грехов; это облегчение совести принимающего Таинство Елеосвящения открывает путь и для благодатного уврачевания его телесного недуга чрез молитву веры.
Приступающим к Таинству Елеосвящения надо помнить слова святителя Игнатия (Брянчанинова): «Духовный разум научает, что недуги, которые Бог посылает человеку, посылаются по особенному Божию милосердию, как горькие целительные врачевания больным душою; они содействуют нашему спасению, нашему вечному благополучию гораздо вернее, чем чудесные исцеления».
|