Уважаемые участники конференции! Я рад вас всех приветствовать в этом зале. Мы вновь собрались здесь, чтобы поговорить на тему духовно-нравственного воспитания. Отрадно, что только что закончились Рождественские чтения в Москве и их логическим продолжением в нашем регионе стала конференция в Тюмени.
Православие веками формировало культуру в России. Оно формировало нравственность общества, созидало духовные основы семьи, оказывало существенное влияние на развитие всех сфер жизни Российского государства. Даже сегодня, после 70-летнего насильственного насаждения атеистической идеологии преобладающее большинство населения России сознает себя православными. В смутные времена, в годы тяжелых испытаний люди всегда обращались к Церкви, признавая приоритет духовных начал, понимая, что без веры в Бога существование человека теряет смысл, размываются нравственные устои, разрушается семья, деградирует общество, погибает государство. Всегда есть такие нездоровые явления в жизни общества, которые вызывают беспокойство. Сегодня нельзя откладывать решение таких насущных проблем, как беспризорность детей, алкоголизм, наркомания подростков, молодежи, высокий уровень преступности среди молодежи. Конечно, мы сегодня видим ничем неограниченную пропаганду жестокости, насилия, разврата. Цинизм и безнравственность стали нормой повседневной жизни. Это печально. Мы знаем, что не может устоять общество, превозносящее грех в ущерб добродетели. Оно обречено на погибель подобно древним городам Содому и Гоморре. Об этом свидетельствует Священное Писание. Об этом свидетельствует и история. Церковь всегда обращала внимание на важность духовно-нравственного воспитания. Это было ярко выражено в традиции дореволюционной русской школы, многовековой опыт которой во многом был заимствован и советской системой образования, но, к сожалению, с искажением в угоду навязываемой материалистической идеологии. И это надо признать. Следует признать, что последние 15 лет в нашей стране воспитанию не уделялось должного внимания, и в сфере образования ориентиры были утрачены. В итоге поколение 90-х годов называют сейчас поколением «next» – поколением, которое не связывает свое будущее с Россией, не имеет должного представления о патриотизме, о долге перед Отечеством. Оно готово при любой возможности покинуть эту страну. У этого поколения нет представления о славном прошлом своей Родины. Весь исторический путь усвоен с искажениями. Надо быть откровенным – 70 лет воинствующего атеизма принесло много искажений в область истории, понятий духовности, и мы сегодня пожинаем эти плоды. Может быть, я говорю слишком резко, но, к моему глубокому сожалению, реальная ситуация сегодня такова, что мы практически морально, нравственно дезориентировали значительную часть молодого поколения 90-х годов.
Вот давайте подумаем сегодня о тех, кто пришел в школу, сел за парты. Как сделать нам так, чтобы и это поколение не ввести в заблуждение. Это поколение выросло уже без представлений о коммунистическом прошлом. Для них 70-летняя трагедия духовного геноцида нашего народа – всего лишь история и история далекая, непонятная и сегодня даже невероятная. Но если мы почитаем книги заключенных, то мы увидим, как миллионы людей в лагерях перековывались, истреблялись как носители традиционной духовности и культуры, нравственности нашего народа.
Каков же сегодня 10-13-летний россиянин, в руках которого скоро окажется наша страна? Это отрок, одетый в джинсы с вязаной шапочкой на голове. Он умеет включать и выключать компьютер. На вопрос «Какое у тебя мыло?» он не ответит: «Душистое или земляничное», а выпалит скороговоркой электронный адрес почты. Он слушает рэп, жует «Орбит», втихаря покуривает. Люди скажут: «Ну и что? Мы были почти такими же и ведь выросли». Да, выросли, но выросли оторванными от духовных корней. А если розу срезать с куста, оторвать от корней и поместить даже в хрустальную вазу, она скоро увянет, утратит аромат, всю красоту и жизненную перспективу. То же самое может случаться и с народом, оторванным от своих корней. Нельзя не заметить, что нынешнее подрастающее поколение все больше охватывает безразличие. Им неинтересно, что происходит в их родной стране, улице, доме, да и в своей душе. Мы не учим их разбираться со своей душой, со своими переживаниями.
Вырастает общество, о котором мечтают заокеанские магнаты, – общество потребления. Это поколение может оказаться в духовной пустыне, все информационное наполнение которой – это покемоны, телепузики, компьютерные стрелялки, комиксы. Это все происходит, якобы, ненароком, незаметно. Конечно, в наше сложное время мамам и папам обычно некогда уделять внимание своим чадам, но подумайте, чем это может обернуться в будущем. Давайте задумаемся, что можно сделать, чтобы впоследствии, когда мы обратимся к своим детям в старости и попросим у них хлеба, мы не получили бы камень. Может быть, надо провести лишний вечер с детьми, постараться привить интерес к хорошей литературе, развивающей духовно-нравственные качества личности, любовь к своей Родине? Я понимаю, это очень трудно, требует времени и усилий, но в конечном итоге окупится не только спокойной старостью, но и сильным, полноценным государством.
Что касается той литературы, которой насыщаются наши дети с юности, здесь тоже происходят удивительные метаморфозы. Если мы посмотрим дореволюционную школу воспитания, то детей с детства насыщали житийной литературой, былинами, сказками, которые говорили о реальных людях, живших в нашем Отечестве в разные времена и послуживших своей добродетелью обществу. О них слагались былины, песни. Постепенно ушли из нашей системы воспитания эти памятники письменности. Взамен появились сказки со зверюшками, затем различные оборотни, теперь телепузики. Получается, что мы вытравляем то, что воспитывало в детях любовь к своему Отечеству и знакомило детей с его историей. Если они читали о Илье Муромце, то они могли знать, где был совершен его подвиг. Они могли потом поехать в Киев и увидеть, что это был впоследствии сильный духом монах, и там хранятся его святые мощи. Сегодня это, конечно, серьезный вопрос, серьезная проблема.
Вопрос о судьбах нашего народа многие годы замалчивался и искажался. Сегодня мы подходим к демографическому кризису, поэтому актуальность этого вопроса очевидна. Сам Президент огласил, что ежегодно наша страна уменьшается на 700-800 тысяч человек. Если последняя перепись показала, что в России 140 миллионов, то можно посчитать, когда практически такой страны на земле не будет. Сегодня также очевидно, что кризис нашей культуры приводит к массовому обращению к псевдокультуре, массовой культуре потребления, которая в свою очередь легко расправляется с традиционными культурными ценностями.
И вот утрата современными поколениями духовно-нравственных основ национальной культуры, потеря ими исторической культурной преемственности крайне опасна. В обстановке кризиса общественной, социальной жизни это приводит нас к нигилизму, к экстремизму, если хотите, и к фашизму. Несомненно, отрыв российской школы, светской школы от духовно-нравственных традиций Православия продолжает оставаться одной из основных причин, препятствующих возрождению традиционной национальной культуры, преодолению демографического кризиса, решению многих других социально значимых проблем.
Несмотря на закон о свободе совести, к глубокому сожалению, российская школа в целом продолжает оставаться атеистической и материалистической. Идеологическая инерция советской системы образования очень сильна. Вместе с тем потребность религиозного просвещения нашего общества ныне чрезвычайно высока. С каждым годом мы видим, как растет число людей, которые начинают возвращаться к своим традициям, особенно в те дни, когда происходит празднование Рождества, Крещения, Пасхи, Троицы.
Надо сказать, что плачевны результаты отказа школы от опоры на воспитательное значение традиционных духовных ценностей, которые были выработаны в России Православием и которыми пронизана вся ее культура. Идеология, сколь бы разумной ни была, никогда не заменит традиционной для нашего народа духовности, в течение тысячелетия создававшейся совместными усилиями народа, Церкви и государства. Марксизм-ленинизм, как и современные либерально-демократические доктрины, - это плод кабинетных раздумий и цели их всегда узки, прагматичны. Да и зародились они не на российской, а на западной ментальности и лишь потом культивировались к нам, в Россию. Нельзя не заметить, что духовно-нравственные ценности православной культуры за последние годы вновь стали ориентиром в жизни множества россиян. И все это дает нам основания утверждать, что изучение православной культуры должно составлять неотъемлемую часть в образовательной деятельности современной российской школы.
Современная школа не может справиться с проблемой плохого усвоения, порой даже отторжения школьниками гуманитарных знаний, которые продолжают преподаваться с идеологических позиций, чуждых жизненным реалиям. Как можно на языке атеистической идеологии объяснить то, что было создано религиозно-духовными усилиями многих поколений? Подлинный смысл явления культуры можно в совершенстве понять только на том языке, на котором она была создана. Мы не прочитаем в современной школе страницы нашей тысячелетней культуры, если язык прочтения будет прежним, атеистическим. На этом языке она становится непонятной и чуждой. Объяснительный язык культуры должен быть аутентичным языку ее создателей. Сегодня пора прозреть и осознать масштабы трагедии, которая постигает наше общество в результате насильственного насаждения идеологии материализма и атеизма, уничтожившей традиционные духовные ценности народов России. Да и много людей полегло под этим мечом воинствующего атеизма.
Осознав это, нам необходимо коренным образом изменить подход к духовно-нравственному воспитанию. В этом контексте введение "Основ православной культуры" равнозначно национальной безопасности России. Проблема наркомании, нравственной распущенности, криминализации молодежи, утрата патриотизма, демографический кризис и целый ряд других острейших национальных проблем нельзя преодолеть без правильного анализа причин, приведших к этим печальным последствиям. Конечно, это относится ко всем сферам жизни общества, но мы сегодня говорим конкретно о воспитании и образовании. Современные законы позволяют вводить курс православной культуры. Нам представляется, что современные школьники имеют полное право знать подлинное лицо нашей традиционной культуры, ее историческое значение, мотивы ее создателей. Отсутствие знаний о том языке, на котором создавалась традиционная культура, лишает наших детей возможности выбора и правильного анализа.
Отождествление светскости государства и школы с их атеистической или антирелигиозной направленностью совершенно неверно с точки зрения морали и с точки зрения правовой науки. Это неверно и с точки зрения здравого смысла. Слово «светский» не значит атеистический. Светский характер образования отражает его общесоциальную, а не конфессиональную направленность, и не устанавливает запреты на курсы с религиозной мировоззренческой основой. В образовательной практике необходимо различать изучение традиционной религии и исполнение религиозных обрядов. Церковь никогда не настаивает на этом – привнесении религиозных обрядов в систему образования. Верить или не верить – это вопрос свободного выбора каждого человека, но как этот выбор может сделать человек, если он не имеет даже малейших понятий о вопросах веры?
Сегодня мне вновь хотелось бы обратиться ко всем, от кого зависит воспитание и образование наших детей: давайте, наконец, перейдем от полемики к конкретным действиям и совместными программами взаимодействия органов образования, школы и Церкви найдем то доброе, что можем мы дать детям.
|