ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№2 2004 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Итоговый документ конференции "Изучение православной культуры в светской школе"

27 января 2004 года в рамках XII Международных Рождественских образовательных чтений в Министерстве образования Российской Федерации состоялась конференция “Изучение православной культуры в светской школе”.

В конференции участвовали представители Русской Православной Церкви, Министерства образования Российской Федерации, органов управления образованием городов Москвы и Санкт-Петербурга, Московской, Смоленской, Курской, Екатеринбургской, Нижегородской, Самарской областей и других регионов России, ученые Российской академии образования, ведущих вузов России, преподаватели вузов, директора и учителя общеобразовательных школ, работники дошкольных учреждений.

Участники конференции единодушно признали актуальность и значимость происходящего духовно-нравственного обновления российской школы, восстановления воспитательных функций национальной системы образования, значимость взаимодействия в этих процессах педагогов, родителей, учащихся, общественных и религиозных организаций, других институтов гражданского общества.

Участники конференции, приветствуя социально значимые инициативы Министерства образования Российской Федерации в содействии изучению традиционной для русского и многих других народов России православной культуры, констатировали, что в системе образования Российской Федерации идут позитивные процессы восстановления исторической и культурной преемственности, освоения отечественных духовно-нравственных ценностей и традиций, утраченных в предшествовавший исторический период.

Вместе с тем всё ещё не вполне обеспечена возможность приобщения учащихся к знаниям о традициях и ценностях Православия, других культурообразующих религий народов России при получении дошкольного, общего и профессионального образования. В курсах гуманитарных дисциплин история, традиции и культура Православия представлены неадекватно их действительному значению в прошлом и в современной жизни российского общества. Это препятствует модернизации российской школы, решению важнейших задач духовно-нравственного, патриотического, гражданского и семейного воспитания детей и молодежи. Сложившееся положение затрудняет освоение учащимися базовых ценностей национальной культуры, формирование компетентных, нравственных, ответственных граждан России.

Участники конференции считают, что для совершенствования деятельности российской системы образования в современных условиях необходимы следующие действия:

1. Пересмотреть и доработать содержание государственных образовательных стандартов, программ дошкольного, общего и профессионального образования с целью включения в них знаний о ценностях и традициях отечественной духовной культуры, в том числе истории и культуре Православия. Роль православного христианства в создании, укреплении и развитии российской государственности и российской культуры должна быть адекватно отражена в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования. Прежде всего, посредством внесения соответствующих изменений и дополнений в обсуждаемый в настоящее время проект федерального компонента государственного стандарта общего образования. Примерные программы по таким учебным предметам, как литература и русский язык, всеобщая и отечественная история, обществознание, изобразительное искусство, музыка, мировая художественная культура не могут не включать разделы, темы о православном христианстве, его значении в мировой культуре, в истории и культуре русского народа, российского общества и государства в целом.

2. Государство должно обеспечить возможность реализации законных прав граждан на изучение традиционной религии в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Углубленное изучение истории и культуры Православия должно быть добровольным (с согласия родителей). В то же время надо решительно пресекать попытки административными мерами исключить или ограничить развитие практики изучения истории и культуры Православия в дошкольных учреждениях и общеобразовательной школе, изучение теологии в системе профессионального образования. Такие попытки противоречат нормам российского законодательства и признанным Российской Федерацией международным гуманитарным соглашениям в области прав человека.

3. Необходимо активизировать разработку учебных и методических пособий для изучения православной культуры с учетом принятого в 2002 году Примерного содержания образования по учебному предмету “Православная культура” (приложение к письму Министерства образования Российской Федерации органам управления образованием субъектов Российской Федерации №14-52-876 ин/16 от 22.10.2002). Включение в содержание общего образования учебного предмета религиозно-культурологической направленности “Православная культура” будет способствовать духовно-нравственному воспитанию учащихся, противодействию продолжающейся массированной пропаганде среди детей и молодежи насилия, жестокости, половой распущенности, социальной безответственности, что угрожает существованию и будущему российского общества и государства.

4. Целесообразно создать общественно-государственное объединение - научно-методический совет по вопросам изучения православной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Создание такого органа необходимо для информационной, научно-педагогической, методической поддержки практики изучения истории и культуры Православия в российской системе образования, координации действий педагогов, ученых, общественности, государственных органов управления образованием и церковных организаций по данному направлению модернизации российской школы на федеральном и региональном уровнях.

5. Следует осуществлять более тесное взаимодействие государства с Русской Православной Церковью, организациями других традиционных религий народов России в области образования, духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей, учащейся молодежи. Такое взаимодействие социальных институтов в гражданском обществе является общепринятым в большинстве стран мира и не противоречит принципу светскости государства и государственно-общественному характеру системы образования. Принцип светскости не может трактоваться как запрет на изучение религии, на приобщение учащихся к ценностям религиозной культуры в государственно-общественной школе.

6. Изучение религии в российской государственной школе должно проводиться на равных основаниях с изучением нерелигиозных мировоззрений, философских и социальных учений в соответствии с задачами образовательной деятельности учреждений разного типа и запросами родителей, учащихся, общества. Российское законодательство не предусматривает запретов или ограничений в отношении изучения в государственной школе каких-либо мировоззрений и учений, за исключением антигуманных, асоциальных и экстремистских, представляющих опасность для личности, общества и государства. Православная христианская религия к таким мировоззрениям и учениям не относится.

7. Необходимо усовершенствовать российское законодательство об образовании (следует внести изменения в обсуждаемый в настоящее время проект Кодекса Российской Федерации об образовании или в действующий Закон Российской Федерации “Об образовании”), закрепив, в частности, положения, устанавливающие:

    требования об обеспечении культуросообразности образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях - соответствия содержания образования современному уровню культурного развития, культурным и нравственным традициям, ценностям и особенностям российского общества, направленности образования на приобщение учащихся к ценностям российской и мировой культуры и на интеграцию личности в российскую национальную и мировую культуру, на сохранение и воспроизводство исторической преемственности поколений и связей образования с историческими и национально-культурными традициями и ценностями российской культуры, историческим и культурным наследием народов Российской Федерации;

    порядок преподавания в государственных и муниципальных образовательных учреждениях знаний о религиозной культуре в составе вариативной части образовательных программ в форме учебных курсов по выбору с тем, чтобы максимально защитить права всех учащихся, родителей, педагогов, в том числе урегулировать вопросы обеспечения добровольности выбора учебных курсов религиозной культуры родителями и учащимися. В частности, какие занятия должны быть предложены тем учащимся, которые откажутся посещать учебные курсы, связанные с углубленным изучением религиозной культуры (или их родители, законные представители выразят несогласие с тем, чтобы они посещали такие курсы), какое место такие занятия должны занимать в основном учебном расписании школы и прочее;

    правовое содержание требования светского характера образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях (п. 4 ст. 2 Закона Российской Федерации “Об образовании” и п. 2 ст. 4 Федерального закона “О свободе совести и о религиозных объединениях”);

    возможность и порядок государственной аккредитации учреждений профессионального религиозного образования (Духовных образовательных учреждений) религиозных организаций в части реализации ими содержания образования, осуществляемого в соответствии с государственными образовательными стандартами.

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.