В «Тобольской правде» № 14 за 24 января 2003 г. напечатана статья «Сохранить жемчужины Сибири», под которой подписались активисты движения «Добрая воля». В статье высказывается боль по поводу продолжающегося разрушения храмов нижнего города и делается упрек в адрес администрации города и Тобольско-Тюменской епархии за то, что они, ссылаясь на отсутствие средств, оставляют памятники в небрежении.
Понятна боль активистов общественного клуба, но у людей, которые являются членами не общественной организации, а 2000-летнего живого организма Церкви, боль за судьбу погибающих храмов еще больше. Аргумент Заварихина: «Храмы надо ценить только потому, что они простояли века» довольно слабый и некорректный. Также как, например, неуместно и кощунственно изображение монастырей и храмов на бутылках с алкогольной продукцией.
Для любого православного христианина храмы – это не просто памятники древней архитектуры, которыми стоит восхищаться или по ним изучать культуру ( по этой причине, когда забывают истинное предназначение храмов, их начинают разрушать или превращать в музеи атеизма, клубы и овощехранилища). Храмы – это особые места покаяния и присутствия благодати (любви) Божией, духовные лечебницы. Любой православный храм освящается архиереем по особому чину за торжественным богослужением, при большом стечении народа. Во время освящения, как и человеку, храму присваивается имя праздника или святого, в честь которого освящается святая святых храма – Престол. Все части храма помазываются особым благовонным миром. Каждый храм имеет своего Ангела Хранителя. И даже когда храм разрушен и осквернен, Ангел Хранитель не оставляет освященное место. Люди, которые осознанно оскверняют святое место храма, навлекают на себя гнев Божий. Священникам ныне очень часто приходится исповедовать людей, которые за молчаливое согласие или соучастие их самих или родственников, отцов, дедов и прадедов в осквернении храма страдают тяжелыми, неизлечимыми болезнями. В советские времена очень часто храмы в деревнях превращали в гаражи или клубы, где устраивали песни, пляски, допускали сквернословие. Не случайно из-за такого святотатства, а не только из-за неразумной политики правительства, ныне большинство таких деревень исчезло с лица земли. Дети, внуки и правнуки разрушителей и осквернителей храмов в городах погибают от СПИДа, алкоголизма и наркомании. Ибо «Бог поругаем не бывает» - гласит русская народная поговорка.
Какой выход из создавшегося положения? К сожалению, активисты клуба ставят проблему, но мало помогают решить ее. В старые времена, как мы знаем из истории, храмы строили всем миром. Были, конечно, и крупные благотворители, меценаты, но каждый человек старался вложить в строительство храмов свою лепту, частичку своей души. Поэтому и говорят, что храмы – это душа народа. Без посещения храма Божия люди не представляли себе жизни. Храмы были для них и университетами благочестия и надежными пристанями в бушующем страстями житейском море. Так, например, в нашем Тобольске на 20 - тысячное население города до революции было более 20 величественных храмов. То есть на тысячу человек приходился один храм. Такое соотношение было и в других городах и весях России. И эти храмы по воскресным и праздничным дням не пустовали. Ныне же на более чем стотысячное население города Тобольска мы имеем всего 5 действующих храмов. О чем это нам всем говорит? В первую очередь это говорит об омертвении, черствости, холодности наших душ, которые не чувствуют потребности в посещении храма Божия. Посещение храма ныне многие с легкостью заменяют низкопробными спектаклями, домашнюю молитву перед иконой – просмотром телесериалов. Большинство людей, к сожалению, из-за своего маловерия и отсутствия надежды на вечную жизнь чувствует себя в городе временщиками и живет по принципу : «Моя хата с краю». Железные двери на квартирах домов, зарешеченные окна, страшные замусоренные темные подъезды домов, покосившиеся жилые и брошенные дома, барачные временные постройки – немаловажное доказательство маргинального настроя населения города.
Есть ли все-таки какой-то выход из создавшегося положения?
Из ветхозаветной истории мы знаем, что когда израильский народ отступил от Бога, то за это их главная святыня - Иерусалимский храм - был разрушен, а народ уведен в 70-летний вавилонский плен. За покаяние Господь на некоторое время помиловал израильский народ. Когда же Израиль продолжал упорствовать в своем безбожии и дошел до того, что распял Сына Божия, то храм их окончательно был разрушен, а весь народ рассеян по всему миру (восстановление государства Израиль произошло только в 1948 году). Примерно то же самое происходит и в нашей российской истории. 70 лет за отступление от Бога народ наш пребывал в коммунистическом плену, а храмы наши были разграблены и разрушены. Сейчас Церковь зовет всех к покаянию за наше богоотступничество и богоборчество. Если мы не покаемся, то нас постигнет участь ветхозаветного Израиля. К сожалению, вместо покаяния теле- и радиоэфир заполнен духом городов Содома и Гоморры, массовой псвдокультурой, которая до конца унижает и уродует душу и тело народа. Не удивительно поэтому, что ныне многие храмы заброшены и пребывают в запустении. Их возрождение может начаться только тогда, когда все мы покаемся, то есть переменим свою жизнь.
Игумен Маркелл (Павук),ТДС
|